Законодательное регулирование гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
• дать определение понятию гражданства;
• рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
• охарактеризовать основные принципы института гражданства;
• проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
• изучить основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие института гражданства РФ………………………… 6
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11
1.3 Нормативная основа гражданства в РФ…………………………………....15
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20
2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20
2.2. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30
2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Библиография………………………………………………………………..... 40

Файлы: 1 файл

законодательное регулирование гражданства в РФ .docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

       

Глава 1.  Понятие института гражданства РФ…………………………  6

1.1.  Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6

1.2.   Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11

1.3 Нормативная основа  гражданства в РФ…………………………………....15

 

Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19

 

Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20                   

 

2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20

2.2.  Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30

2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33

 

Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36

 

Заключение…………………………………………………………………….. 38                                                                                                

 

Библиография………………………………………………………………..... 40                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение вопросов гражданства связано как с правами и свободами человека и гражданина, так и с суверенитетом государства. Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции РФ демократическим правовым государством.

Актуальность темы не вызывает сомнений. Важнейшей юридической  предпосылкой правового положения  личности в обществе является состояние  гражданства. Право человека на гражданство  является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения  личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Только посредством гражданства  возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным  лицом, дающая лицу и государству  право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства  отдельное лицо может воспользоваться  максимальным объемом прав, гарантируемых  этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.

В Российской Федерации основополагающие принципы института гражданства  отнесены к основам конституционного строя (ст.6 Конституции Российской Федерации), однако в настоящее время  процесс формирования института  гражданства в нашей стране, да и в бывших союзных республиках  нельзя признать завершенным.

Наличие собственного гражданства  республик в составе Российской Федерации порождает несогласованность  и противоречия между законодательствами Российской Федерации и республик  по проблемам гражданства. Таким  образом, объективно назрела необходимость  приведения законодательства республик, относительно гражданства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным  законодательством о гражданстве.

 В аспекте взаимоотношений  России с другими странами, и,  прежде всего, со странами ближнего  зарубежья, особое значение приобрела  проблема двойного гражданства,  поскольку в результате распада  СССР и возникновения новых  независимых государств на его  территории прежнее единое союзное  гражданство перестало существовать. В этих условиях необходима  соответствующая разработка правового  регулирования отношений, связанных  с двойным гражданством. Динамичность  института гражданства, его многогранность  и наличие проблем, связанных  с его развитием, свидетельствуют  об актуальности и важности  данной темы.

Вопросы гражданства в  международном и внутригосударственном  праве исследовались в трудах таких отечественных ученых-юристов, как Ю.Р. Боярс, Д.Л. Златопольский, С.С. Кишкин, Р.И. Кулик, В.В. Полянский, В.М. Сафронов, Г.И. Тункин, СВ. Черниченко, М.А. Шафир, B.C. Шевцов.

Как часть правового статуса  и как государственно-правовое явление  гражданство изучалось такими современными учеными-юристами, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Дмитриев, В Л. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, С.С. Маилян, ВЛ. Малахов, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.В. Мицкевич, А.С. Прудников, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.

Объектом  являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.

Предметом является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,

Для достижения указанной  цели в курсовой работе ставятся и  решаются следующие задачи:

  • дать определение понятию гражданства;
  • рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
    • охарактеризовать основные принципы института гражданства;
    • проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
    • изучить  основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
    • рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Нормативной основой курсовой работы явилась совокупность правовых актов, в числе которых следует назвать международно-правовые соглашения по вопросам гражданства и прежде всего Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., международно-правовые соглашения в сфере гражданства Российской Федерации. В сфере внутригосударственного законодательства использовались в качестве основы положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона о гражданстве Российской Федерации, подзаконных актов о гражданстве России. Использовались нормы конституций республик в составе России, иное федеральное законодательство Российской Федерации, а также конституции и законодательство о гражданстве стран ближнего и дальнего зарубежья. Также были использованы базовые учебные пособия по Конституционному праву России: Баглай М.В., Воеводин Л.Д., Козлова Е.И., Лукашева Е.А. и т.д, привлекались материалы и публикации периодической печати.

В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания, а также метод сравнения. Теоретические выводы проиллюстрированы примерами из судебной практики.

 

Глава 1.  Понятие института гражданства РФ

 

    1. Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации

Под гражданством в науке  конституционного права принято  понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в  соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так  и вне его границ1. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство.

Необходимым условием глубокого  познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его  содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования  различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом2:

1) природные подданные,  в составе которых, в свою  очередь, выделялись: а) дворяне  (потомственные и личные); б) духовные  лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались  на группы: почетные граждане, купцы,  мещане и цеховые); г) сельские  обыватели;

2) инородцы (евреи и восточные  народы);

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных  подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного  состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской  власти по вопросам гражданства был  Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.3

В нем провозглашалось, что  все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления  граждан, сословные привилегии и  ограничения, сословные организации  и учреждения, все гражданские  чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее  для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял  Декрет "О приобретении прав  российского гражданства"4. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

С образованием Союза ССР  было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для  граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было  утверждено Положение о союзном  гражданстве. В соответствии с  ним правом принятия в союзное  гражданство обладали ЦИК союзных  республик. 

  Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г 5.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные  с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство  и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза  ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин  СССР является гражданином той союзной  республики, в пределах которой постоянно  проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает  себя связанным с другой союзной  республикой, то может избрать гражданство  этой республики.

Конституция СССР 1936 г., как  и предшествующая, закрепила принцип  единого союзного гражданства. Она  сохранила отнесение к ведению  Союза ССР законодательства о  союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве  Союза ССР. Сохраняя сложившиеся  принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все  лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые  приобрели гражданство СССР в  установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и  порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства6.

В последующие годы принимались  многочисленные акты, связанные с  решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся  указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских  Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве  СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных  бывшей Российской империи, а также  лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных  последнему, в отношении лиц, проживающих  на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии7.

Информация о работе Законодательное регулирование гражданства РФ