Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
• дать определение понятию гражданства;
• рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
• охарактеризовать основные принципы института гражданства;
• проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
• изучить основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие института гражданства РФ………………………… 6
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11
1.3 Нормативная основа гражданства в РФ…………………………………....15
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20
2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20
2.2. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30
2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Библиография………………………………………………………………..... 40
Конституция СССР 1977 г. более
широко урегулировала сферу отношений,
связанных с гражданством СССР. Получил
конституционное выражение
Согласно Конституции 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.
В соответствии с конституциями союзных республик 1978 г. право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.
На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР, что вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством.
Закон по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант.
Исходным началом в
определении принадлежности лица к
гражданству СССР признавалось его
состояние в гражданстве Союза
на день вступления в силу настоящего
Закона (а не в подданстве бывшей
Российской империи). Такое изменение
было закономерным, ибо за прошедшее
время выросло несколько
Новый этап развития государства,
охарактеризованный как перестройка,
учреждение поста Президента СССР вызвали
необходимость изменений
В нем появились разделы
об органах, принимающих решения
по вопросам гражданства, о производстве
по рассмотрению заявлений и представлений
по этим вопросам, об исполнении и обжаловании
решений. Тем самым Закон восполнил
некоторые пробелы, имевшиеся в
прежнем законодательстве и оставлявшие
широкий простор для
Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР8.
Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством9.
Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:
1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции.
Единое гражданство в
федеративном государстве - необходимое
условие его суверенного
2. Гражданство Российской
Федерации является равным
3. Гражданство Российской
Федерации имеет открытый и
свободный характер. Во-первых, это
выражается в том, что,
В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.
Во-вторых, свободный характер
гражданства Российской Федерации
выражается в том, что Конституция
и Закон закрепляют право гражданина
изменить гражданство. Этого права
никто не может быть лишен. Присущая
гражданству устойчивость связей лица
и государства не означает насильственного,
принудительного удержания
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.
Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Запрет в Конституции
РФ и в Законе о гражданстве
лишать человека гражданства вытекает
из права человека на гражданство, двустороннего
характера связи между
5. Гражданин Российской
Федерации может иметь
Ранее такое право в
Советском государстве
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами13.
6. Российское законодательство
исходит из принципа
7. Гражданство Российской
Федерации основано на
8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе14.
9. Принцип приоритета
норм международного права и
международных договоров над
национальным
Закрепляя многолетнюю практику, Конституция РФ содержит важное правило об уважении норм международного права во взаимоотношениях между государствами.
Общепризнанные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. « Если международный договор РФ устанавлитвает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»15.
Согласно ст.9 Закона о гражданстве РФ, при решении вопросов гражданства наряду с настоящим законом подлежат применению международные договора РФ, регулирующие эти вопросы: « Если международный договор РФ предусматривает иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила этого договора.
Нормативной основой гражданства
в Российской Федерации является
совокупность правовых актов, в числе
которых имеются и
1. Всеобщая декларация
прав человека (принята на третьей
сессии Генеральной Ассамблеи
ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря
1948 г.), согласно которой каждый
человек имеет право на
2. Конвенция о сокращении
безгражданства, принятая 30 августа
1961 г. конференцией полномочных
представителей, созванной в соответствии
с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи
ООН от 4 декабря 1954 г., установила,
что договаривающееся
3. Международный пакт
о гражданских и политических
правах, принятый Генеральной
4. Исключительно важную
роль в регулировании вопросов
гражданства играет
Конвенция - единственный многосторонний
документ, регулирующий практически
все важнейшие аспекты
Она разработана с учетом
современных тенденций в
Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению.
Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, то есть повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства - и государства по защите своих граждан.
Информация о работе Законодательное регулирование гражданства РФ