Законодательное регулирование гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
• дать определение понятию гражданства;
• рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
• охарактеризовать основные принципы института гражданства;
• проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
• изучить основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие института гражданства РФ………………………… 6
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11
1.3 Нормативная основа гражданства в РФ…………………………………....15
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20
2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20
2.2. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30
2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Библиография………………………………………………………………..... 40

Файлы: 1 файл

законодательное регулирование гражданства в РФ .docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

 Без соблюдения всех  этих условий может быть принято  в гражданство Российской Федерации  лицо, имеющее особые заслуги  перед Российской Федерацией. Закон  о гражданстве 2002 г. отказался  от регистрации как способа  приобретения российского гражданства.  Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, то есть порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает перечень лиц и условия упрощенного порядка приема в гражданство РФ23.

Так, мною было изучено дело из судебной практики  Ульяновского областного суда: гражданка Л. обратилась в суд с иском к ПВО Радищевского РОВД о выдаче паспорта гражданина РФ24. Требования мотивировала тем, что обратилась в ПВО с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ, но ей было отказано. Отказ ответчика в выдаче паспорта гражданина РФ мотивирован тем, что она является гражданкой Республики Казахстан. Ей предложено оформить гражданство РФ. Отказ, по мнению заявительницы, незаконен. Ее свекровь является гражданкой РФ, и, следовательно, в соответствии с Соглашением между Российской Федерации и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20.01.1995, она имеет право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

 Из материалов дела  следует, что истица родилась  на территории Казахской ССР,  по паспорту является гражданкой  Республики Казахстан. Находится  на территории РФ на основании  миграционной карты по частному  визиту.

 Отказ ПВО документировать  заявительницу мотивирован тем,  что ей необходимо оформить  гражданство РФ.

 Суд иск удовлетворил, обязал ПВО выдать Л. паспорт  гражданина РФ, сделав в мотивировочной  части решения вывод о том,  что истица имеет право на  прием гражданства РФ в упрощенном  порядке. 

 Однако данное решение  принято без учета требований  действующего законодательства, регулирующего  вопросы приема в гражданство  Российской Федерации. 

 Согласно  Соглашению между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства каждая Сторона предоставляет прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий25:

 а) если заявитель  состоял в гражданстве Белорусской  ССР, Казахской ССР, Киргизской  ССР или РСФСР и одновременно  в гражданстве бывшего СССР, родился  или проживал на территории  Стороны приобретаемого гражданства  до 21 декабря 1991 года;

 б) при наличии у  заявителя одного из постоянно  проживающих на территории Стороны  приобретаемого гражданства и  являющихся ее гражданами близких  родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки,  внука или внучки.

 Согласно пункту 2 ст. 1 Соглашения порядок, указанный  в пункте 1, распространяется на  граждан Сторон, постоянно проживающих  на территории другой Стороны,  независимо от срока проживания  на территории Стороны приобретаемого  гражданства.

 В соответствии с Соглашением для приобретения гражданства одной Стороны гражданин другой Стороны представляет в соответствующие органы другой Стороны следующие документы:

- заявление по форме, согласованной компетентными органами Сторон;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий принадлежность лица к гражданству одной из Сторон;

 - нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и о браке;

- документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 1 Соглашения26.

 Кроме того , при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, помимо указанных выше документов, предоставляются документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации27:

- миграционная карта  с отметкой о регистрации по  месту пребывания в Российской  Федерации, либо талон о регистрации  по месту пребывания в Российской  Федерации к паспорту иностранного  гражданина, либо разрешение на  временное проживание, либо вид  на жительство в Российской  Федерации;

- подтверждение о выезде  на постоянное жительство на  территорию Российской Федерации  с территории иностранного государства  (отметка в паспорте иностранного  гражданина или листок убытия  к документу, удостоверяющему  личность иностранного гражданина).

На основании представленных документов органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства одной из Сторон в срок не более 3 месяцев от времени подачи документов с соблюдением требований, предусмотренных национальным законодательством этой Стороны28.

Одним из традиционных оснований  приобретения российского гражданства  является восстановление в гражданстве29, известное законодательству со времен Российской империи. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Приобретение российского  гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований  является оптация30, то есть выбор гражданства при изменении государственной границы России. Поскольку оптация означает выбор гражданства, с точки зрения конечного результата ее с равным основанием можно рассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Поэтому способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда соответствующие лица выбирают именно российское гражданство Необходимо отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении нации. Право на самоопределение предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих условиях в одно государство. Однако решая вопрос о своем государственном существовании, нация решает тем самым и вопрос о гражданстве своих членов. В этом и выражается, прежде всего, связь права наций на самоопределение с гражданством. Мнение отдельного лица в этом случае будет иметь правовое последствие только при условии, что его разделяет большинство нации. Таким образом, применительно к отдельному лицу право на самоопределение означает право такого лица на участие в решении нацией, к которой оно принадлежит, вопроса о своем будущем государственном существовании и, следовательно, о гражданстве своих членов31.

 

  1. 2. Прекращение гражданства Российской Федерации

 

Гражданство Российской Федерации  может прекращаться по различным  основаниям: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при  изменении государственной принадлежности территории и другим основаниям, предусмотренным  международными договорами России; по иным основаниям, предусмотренным настоящим  Законом32.

Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его  прекращения.

Право на изменение гражданства  закреплено в ст. 6 Конституции РФ.

Закон о гражданстве предусматривает  две формы выхода из него: по ходатайству  гражданина Российской Федерации и  в порядке регистрации.

В первом случае решение  о выходе принимается Президентом  РФ. Во втором - прекращение гражданства  регистрируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении  выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или  ребенок имеют иное гражданство  либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство  в установленном законом порядке  и отсутствуют препятствия, определенные Законом.

Действующий Закон Российской Федерации определил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства: при наличии одних  в выходе из гражданства может  быть отказано; другие - вообще исключают возможность выхода 33.

К первой группе оснований  относится наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненных  обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом Российской Федерации.

Нормы Закона о гражданстве  значительно сузили рамки свободного усмотрения государственных органов  при решении вопроса о выходе из гражданства по сравнению с  бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства  о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин Российской Федерации  проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Россией  договорными обязательствами о  правовой помощи.

Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.

Вторая группа оснований  исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: а) после получения повестки о  призыве на срочную военную или  альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий  о выходе из гражданства, привлечен  в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется  вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Закон предусматривает, что  отклонение ходатайства о выходе из гражданства РФ или отказ в  регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами.

Основанием прекращения  гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации 34.

Причиной для этого  является приобретение гражданства  на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Чтобы  должным образом гарантировать  права гражданина Российской Федерации, Закон закрепляет судебный порядок  установления такого рода фактов, не связывает  отмену решений о приеме в гражданство  конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем). Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме в гражданство возможна только в течение пяти лет после приема.

 

  1. 3. Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве

Для разрешения вопросов гражданства  в государстве должна существовать определенная структура, которая будет  осуществлять функции в области  решения вопросов гражданства. В  данном случае - это должна быть система  государственных органов, занимающихся вопросами гражданства РФ.

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве  РФ, являются:

· Президент РФ;

· Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте РФ;

· МВД РФ;

· МИД РФ, дипломатические  представительства и консульские  учреждения РФ за границей.

Для полноценного функционирования, каждый из вышеперечисленных органов, наделен полномочиями, необходимыми для решения вопросов гражданства  на своем уровне. Таким образом, имеет  место четкая и строгая компетенция  данных органов - каждый занимается только тем, что ему определено законодательством.

Рассмотрим полномочия каждого  органа в отдельности.

Полномочия Президента РФ по делам о гражданстве35.

Президент РФ вправе принимать  решения по вопросам:

1) приема в гражданство  РФ иностранных граждан, граждан  бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие ст.13 и ст.18 Закона о гражданстве РФ;

2) восстановления в гражданстве  РФ лиц, на которых не распространяется  действие ч.1 и 2, ст.20 Закона о  гражданстве РФ;

3) разрешение на выход  из гражданства РФ лиц, на  которых не распространяется  действие п. «б», ч.1, ст.23 Закона;

4) разрешение гражданину  РФ иметь одновременно гражданство  другого государства;

5) предоставление почетного  гражданства РФ.

Информация о работе Законодательное регулирование гражданства РФ