Законодательное регулирование гражданства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ теоретических и нормативных основ института гражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
• дать определение понятию гражданства;
• рассмотреть исторические условия и социальные предпосылки возникновения гражданства;
• охарактеризовать основные принципы института гражданства;
• проанализировать нормативную основу гражданства в РФ;
• изучить основание и порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
• рассмотреть роль и место государственных органов по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие института гражданства РФ………………………… 6
1.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации……..6
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации ……………………… 11
1.3 Нормативная основа гражданства в РФ…………………………………....15
Вывод по Главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ…. 20
2.1. Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства………………………………………………………………………20
2.2. Правовое регулирование прекращения российского гражданства……...30
2.3 Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве………………………………………………………………………33
Вывод по Главе 2………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Библиография………………………………………………………………..... 40

Файлы: 1 файл

законодательное регулирование гражданства в РФ .docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

4. Соглашение между Республикой  Беларусь, Республикой Казахстан,  Кыргызской Республикой и Российской  Федерацией об упрощенном порядке  приобретения гражданства от 26 февраля  1999 г.

Российской Федерацией заключен также и ряд других международных  соглашений, в которых рассматриваются  вопросы гражданства.

В сфере внутригосударственного законодательства нормативной основой  гражданства в Российской Федерации  являются положения Конституции  Российской Федерации, нормы Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., подзаконных акты о  гражданстве России.

Первый Закон РФ "О  гражданстве Российской Федерации" (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений  с новыми независимыми государствами.

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было обусловлено несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. и Европейской конвенции о гражданстве, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Решение о разработке новой  редакции Закона "О гражданстве  Российской Федерации" было принято  Комиссией по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации  во главе с председателем Комиссии, членом-корреспондентом Российской академии наук О.Е. Кутафиным и при участии европейских экспертов.

19 апреля 2002 г. Государственная  Дума приняла Федеральный закон  "О гражданстве Российской  Федерации", законопроект которого  был внесен Президентом РФ. 15 мая  2002 г. он был одобрен Советом  Федерации, а 31 мая 2002 г. подписан  Президентом РФ и 1 июля 2002 г.  вступил в силу.

По структуре и содержанию Закон приведен в соответствие с  современными российскими и международными технико-юридическими требованиями.

В Законе о гражданстве  содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Новый закон исходит из того, что гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Этот принцип базируется на мировой  практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования  суверенного государства в составе  другого суверенного государства.

Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик  в составе Российской Федерации  является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности  России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления  в федеральной Конституции и  права выхода любых субъектов  Федерации из ее состава.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство  лица.

 

Вывод по Главе 1

Изучив развитие законодательства о гражданстве и принципы гражданства, можно сделать следующие выводы:

1) до 1917 года законодательство  Российской Империи не знало  понятия «гражданство», так как  на тот исторический период  данному термину предшествовал  термин «подданство». А понятие  «гражданство» появилось с приходом  Советской власти;

2) советское законодательство  о гражданстве переняло мировую  теорию и практику, а где-то  внесло и свои собственные  разработки и положения по  данному вопросу. Безусловно, к  единому согласию и определению  пришли не сразу, поскольку  каждый исследователь толковал  этот вопрос по-своему;

3) с развитием советского  государства в политическом, экономическом,  социальном, территориальном плане  связано и развитие института  гражданства, то есть правовые  нормы, касающиеся гражданства,  более или менее совершенствовались  вплоть до развала СССР;

4) с установлением нового  государственного строя появились  и новые проблемы. Однако РФ  взяла за основу богатый опыт  СССР в вопросе гражданства.  То есть настоящее законодательство  является правопреемником советской  законодательной базы. Но российские  нормотворческие органы не ограничились  лишь заимствованием положений  времен СССР. В период с 1991 года  по настоящее время, совершалось  усовершенствование вопросов гражданства  РФ. Связано это с развалом  Советского Союза, и, прежде  всего, с изменением территории  государства, а также граждан,  населяющих данную территорию. На  фоне этого РФ заключила ряд  международных договоров и соглашений  с бывшими республиками СССР, касающихся вопросов гражданства;

5) по сравнению с зарубежными  странами РФ подходит к решению  вопросов гражданства более демократично. Это проявляется в том, что  в законодательстве РФ затронут  ряд вопросов, которые отсутствуют  или ущемляют права и свободы человека и гражданина в некоторых странах (США, Канада, Аргентина и др.);

6) РФ серьезно относится  к вопросам гражданства детей  и недееспособных лиц, чьи права  и законные интересы чаще всего  подвергаются нарушению. Наше  государство тщательным образом  следит за соблюдением прав  и интересов данной категории  лиц. В любом случае, когда речь  идет о гражданстве детей, РФ  принимает сторону ребенка. Теперь  все вопросы, касающиеся гражданства  детей решаются в судебном  порядке районными судами. Это  шаг вперед в российском законодательстве  о гражданстве, по сравнению  с советским, где данный вопрос  регулировался главами районных  и областных администраций;

 

Глава 2. Основания  приобретения и прекращения гражданства  РФ     

 

 

2.1 Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства

Признание гражданства является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением  его на "своих" и "чужих", которое  осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с  государством. Устанавливая круг своих  граждан, государство создает тем  самым необходимые предпосылки  для отграничения граждан от иностранцев  или лиц без гражданства, а  также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство  определяет условия, наличие которых  необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином. На самом  деле признание гражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более  волеизъявления, направленного на признание  за ним гражданства. Что же касается государства, то оно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать17.

Принадлежность к российскому  гражданству всегда определялась законом, прежде всего, путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами. Гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с  Законом  о гражданстве РФ18.

С вопросом о признании  за лицом гражданства тесно связан вопрос о сохранении лицом гражданства, так как один без другого эти  вопросы решены быть не могут. Условия, при которых лица сохраняют свое гражданство, устанавливаются государством.

Самостоятельную группу связанных  с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения  по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию  гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз  те, которые являются гражданами. Все  отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить  на отношения по поводу приобретения гражданства: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации19.

Приобретение гражданства  по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы") или посредством комбинации этих двух начал. "Право крови" означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность.

Так, З. обратилась в Железнодорожный  районный суд г. Ульяновска с заявлением об оспаривании действий паспортно-визового отдела Железнодорожного РОВД г. Ульяновска20.

 В обоснование заявления  указала, что она сама и ее  дочь родились и постоянно  живут в г. Ульяновске. В связи  с переездом с одного места  жительства на другое они 25.01.1992 были сняты с регистрационного  учета. Вновь поставлены были 12.02.1992. В настоящее время ПВО  Железнодорожного РОВД г. Ульяновска  отказывает в выдаче паспорта  гражданина Российской Федерации  ее несовершеннолетней дочери  в связи с тем, что на 06.02.1992 она не имела регистрации на  территории Российской Федерации. 

 Суд удовлетворил заявление  З. 

 В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается  в соответствии с федеральным  законом, является единым и  равным независимо от оснований  приобретения. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  своего гражданства или права  изменить его. 

 На основании статьи 5 Федерального закона «О гражданстве  Российской Федерации» от 31.05.2002 гражданами Российской Федерации  являются лица, имеющие гражданство  Российской Федерации на день  вступления в силу настоящего  Федерального закона.

 Согласно части 1 статьи 13 действовавшего ранее Закона  РФ «О гражданстве Российской  Федерации» от 28.11.1991 гражданами  Российской Федерации признаются  все граждане бывшего СССР, постоянно  проживающие на территории Российской  Федерации на день вступления  в силу настоящего Закона, если  в течение одного года после  этого дня они не заявили  о своем нежелании состоять  в гражданстве Российской Федерации. 

 В силу статьи 13 Закона  и пункта 1 раздела II Положения  о порядке рассмотрения вопросов  гражданства Российской Федерации,  утвержденного Указом Президента  РФ от 10.04.1992 №386 (в редакции от 27.12.1993), признание принадлежности  к гражданству Российской Федерации  не требовало ни совершения  каких-либо действий со стороны  граждан, ни вынесения по этому  вопросу какого бы то ни  было решения государственными  органами.

 По Конституции РФ  и Закону РФ «О гражданстве  Российской Федерации» от 28.11.1991 несовершеннолетняя является гражданкой  Российской Федерации по рождению.

 При таких обстоятельствах  отказ ПВО Железнодорожного РОВД  г. Ульяновска в принятии у  несовершеннолетней документов  для выдачи паспорта гражданина  Российской Федерации является  незаконным, нарушающим конституционные  права несовершеннолетнего ребенка  заявительницы. 

 Поэтому решение суда  о признании незаконным отказа  ПВО Железнодорожного РОВД г.  Ульяновска в принятии у дочери  З. документов для последующей  выдачи паспорта гражданина Российской  Федерации является законным  и обоснованным.

 "Право почвы" означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей. Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев21.

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство22. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать. Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия. Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. внес существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны: 1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию; 2) проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года; 3) взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 4) иметь законный источник средств к существованию; 5) обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; 6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Информация о работе Законодательное регулирование гражданства РФ