Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» [1].

Содержание работы

Введение
1 Честь, достоинство и деловая репутация как виды нематериальных благ
1.1 Понятие нематериальных благ
1.2 Понятие чести, достоинства и деловой репутации
2 Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
2.1 Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации
2.2 Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
2.3 Порядок возмещения морального вреда
2.4 Проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации в Интернете
Заключение
Библиографический справочник

Файлы: 1 файл

Защита чести.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что  не все понимают, что такое «порочащие сведения». Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 февраля 2005 г. № 3 [36] определил, что «порочащими» называются сведения, в которых «содержатся  утверждения о нарушении гражданином  или юридическим лицом действующего законодательства совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном  поведении в личной, общественной или политической жизни». Это значит, что такие сведения могут быть распространены лишь в форме утверждения. Если автор статьи не утверждает, а  задает, пусть даже явно, провокационные вопросы, то требовать опровержения бессмысленно.

К тому же не всякое не соответствующее  действительности утверждение может  быть опровергнуто, а лишь утверждение  о нарушении закона или моральных  принципов [23].

Концептуально новое Постановление  № 3 ориентирует суды общей юрисдикции на разрешение споров с использованием положений Европейской конвенции  по правам человека и постановлений  Европейского суда по правам человека. На этот счет в п. 1 Постановления Пленума № 3 подчеркнуто, что при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует не только руководствоваться нормами российского законодательства (ст. 152 ГК РФ), но и в силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего ст. 10).

Весьма значимым является то, что уже в п. 1 Постановления  № 3 Пленум посчитал необходимым разъяснить понятие диффамации, широко используемое Европейским судом по правам человека. Тем самым можно считать законченной  дискуссию о том, что понимать под диффамацией. Высказаны были два основных подхода: 1) диффамация - это распространение не соответствующих  действительности порочащих сведений; 2) диффамация - это распространение  порочащих, в том числе соответствующих  действительности (правдивых), сведений [35].

Распространение правдивых, но порочащих потерпевшего сведений под понятие диффамационного  деликта не подпадает. Лицо, распространившее такие сведения, не может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 152 ГК РФ.

Поэтому вполне научно обоснован  подход, закрепленный в п. 1 Постановления  Пленума № 3, где отмечено, что  «используемое Европейским судом  по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию  распространения не соответствующих  действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем не остались без внимания случаи, когда распространенные правдивые сведения порочат потерпевшего. В п. 8 Постановления Пленума № 3 судам рекомендовано отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) от дел о защите других нематериальных благ, перечисленных в ст. 150 этого Кодекса, нарушенных в связи с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией РФ и законами и распространение которых может причинить моральный вред, даже в случае когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца. В частности, при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. 150, 151 ГК РФ).

Еще один частный случай наступления ответственности за распространение достоверных сведений – ответственность за нарушение  порядка обработки персональных данных.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [6] на лиц, виновных в нарушении  его требований, возлагается гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная предусмотренная законодательством  РФ ответственность. Помимо административной и уголовной на работодателя возлагается  и гражданско-правовая ответственность. Статьей 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7] предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным ее неправомерным использованием, могут обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Опровержение не соответствующих  действительности и порочащих честь  и достоинство сведений – правовой механизм, направленный на восстановление нарушенных прав добропорядочного гражданина (юридического лица).

Опровержение направлено не только на установление истинного  положения дел (какие сведения не соответствуют действительности, когда  и как они были распространены), но, и фактически, констатацию доброго  имени гражданина (организации). Порядок опровержения урегулирован как нормами ГК РФ (п.2 ст.152 – п.6 ст.152 ГК РФ, так и отдельными статьями Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно п.2 ст.152 ГК РФ, если сведения, порочащие честь, достоинство  или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Опровержение или ответ, согласно ст. 44 Закона РФ «О средствах  массовой информации», должны быть опубликованы на том же месте (на той же странице, в том же разделе), что и опровергаемое  сообщение, заголовок «Опровержение» или «Ответ» должен быть набран тем  же шрифтом и тем же размером, что и заголовок статьи, а шрифт  текста опровержения или ответа должен быть таким же, что и шрифт публикации. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Для опровержения установлены  ограничения: его объем не может  более чем в 2 раза превышать объем  опровергаемого фрагмента распространенного  сообщения или материала.

Помимо опровержения порочащих  сведений можно требовать ответ  на публикацию в отношении тех  не соответствующих действительности сведений, которые не носят порочащего характера, но затрагивают права  и охраняемые законом интересы истца. Такого ответа, например, заслуживают  публикации искаженных данных из годового отчета публичной компании или не соответствующей действительности информации о слиянии или поглощении компании.

Деловой репутации юридического лица могут принести вред сообщения  о нем, достоверные либо ложные, третьих  лиц. Наиболее часто подрывается  деловая репутация именно коммерческих организаций путем оглашения  другими лицами (обычно через СМИ) не соответствующих действительности сведений, посредством распространения  кем-либо собственной рекламы. Это  проявляется в виде недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы (недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной). Здесь юридическое  лицо имеет все основания наказать обидчика [23].

 

2.3 Порядок возмещения  морального вреда

 

Как указано в п. 2 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума  от 25 октября 1996 г. № 10, от 15 января 1998 г. № 1) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации  морального вреда» [12], под моральным  вредом понимаются нравственные или  физические страдания, причиненные  действиями (бездействием), посягающими  на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи... с распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

По общему правилу обязательство  по компенсации морального вреда  возникает при наличии одновременно следующих четырех условий: 1) претерпевание морального вреда; 2) неправомерное действие причинителя вреда; 3) причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом; 4) вина причинителя вреда [35, стр. 16].

Однако в делах о  защите чести, достоинства и деловой  репутации имеются два специфических  условия. Во-первых, порочащий характер распространенных сведений обязывает  презюмировать наличие у потерпевшего морального вреда, причиненного их распространением. Во-вторых, ст. 1100 ГК устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, и в случаях когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Исходя из этого необходимо обращать внимание на то, что вина причинителя вреда не входит в предмет доказывания по рассматриваемой категории дел.

В Законе о СМИ имеется  специальная ст. 62 под названием «Возмещение морального вреда», в которой записано: «Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом». Статья 62 Закона о СМИ должна применяться с учетом требований ст. 1100 ГК РФ.

Статья 1101 ГК РФ обязывает  принимать во внимание характер причиненных  потерпевшему страданий с учетом фактических обстоятельств, при  которых был причинен моральный  вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего, учитывать при определении размера компенсации морального вреда требования разумности и справедливости. Статья 151 ГК РФ рекомендует суду учитывать при определении размера компенсации вреда "и иные заслуживающие внимания обстоятельства". В п. 15 Постановления Пленума N 3 указано, что если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений.

Степень распространения  недостоверных сведений зависит  от тиража печатного издания, места  его распространения, аудитории, для  которой предназначена телепередача, и т.п.[33].

А.М. Эрделевский предлагает ввести понятие презюмируемого морального вреда, т.е. страданий, которые должен испытывать некий "средний", "нормально" реагирующий на совершаемые в отношении него неправомерные действия человек. Им предлагается специальная таблица с размерами компенсации презюмируемого морального вреда. Например, размер компенсации презюмируемого морального вреда за распространение ложных порочащих сведений в СМИ в этой таблице определен в 36 минимальных заработных плат [35, стр. 64].

Однако, таблично – арифметический метод исчисления денежной компенсации  морального вреда судами реально  не применяется. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что моральный  вред - это неимущественный вред личности, поэтому в основе определения  размера компенсации морального вреда судом лежат не выраженные вовне объективные факторы, а  устанавливаемая судом в каждом конкретном случае степень физических и нравственных страданий каждой конкретной личности, т.е. факторы субъективного  характера [18].

На практике суд решает его следующим образом: если в  деле есть доказательства того, что  лицо после случившегося события  обращалось за психологической, психиатрической  помощью, был зафиксирован случай обращения  за скорой медицинской помощью: гипертонический  криз, сердечный приступ, инфаркт, инсульт  и т.д., - то это самые явные для  суда доказательства причинения морального вреда. Причем чем больше материального  вреда здоровью было нанесено, тем  более вреда было нанесено и психике  человека. Организм человека работает таким образом, что возникновение  нарушений (отклонений) в работе какого-либо одного органа в свою очередь повлечет отклонения (нарушения) в работе других органов. Поэтому если человек пережил  в связи с каким-либо событием сильное душевное волнение, то это  может впоследствии выразиться в  нарушении сна, повышенном чувстве  страха перед каким-либо объектом, нарушении  нормальной работы сердечно-сосудистой системы, что затем повлечет и другие отклонения [14].

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный  вред действиями, нарушающими его  личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему  другие нематериальные блага, а также  в других случаях, предусмотренных  законом, суд может возложить  на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку юридическое лицо не может испытывать физические и  нравственные страдания, оно не вправе претендовать на компенсацию морального вреда. Таким образом, оснований  для удовлетворения исковых требований в части возмещения морального вреда  не имеется [21].

С ныне действующим гражданским  законодательством полностью согласуется  и разъяснение содержащиеся в  пункте 15 Постановления 3. В частности, там записано следующее: «...правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию  гражданина, применяется и в случаях  распространения таких сведений в отношении юридического лица. Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в части 2 ст. 151 и пункте 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, и иные заслуживающие внимание обстоятельства...».

Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве