Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе существующей в Российской Федерации системы защиты прав инвесторов и попытке решения научной проблемы укрепления защиты прав и законных интересов инвесторов. Для достижения указанной цели потребовалось решить несколько научных задач, а именно:
• изучить правовые основы защиты прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг, рассмотреть проблемы и тенденции развития защиты прав и законных интересов инвесторов в России;
• проанализировать работу органов, отвечающих за создание механизма защиты инвесторов на фондовом рынке;
• оценить состояние системы защиты прав инвесторов в Российской Федерации в настоящее время и выявить причины ее невысокой эффективности;
• обосновать необходимость мер по защите прав инвесторов на российском финансовом рынке как одно из основных средств повышения его эффективности и предложить соответствующую систему мер государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовые основы защиты прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации
1.2. Способы защиты инвесторов
1.3. Анализ деятельности ФСФР России по защите инвесторов
2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ
2.1. Проблемы защиты инвесторов в России
2.2. Система мер по повышению результативности защиты инвесторов в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Помимо гарантийных механизмов защиты интересов частных инвесторов в России широко применяются страховые механизмы. Они с высокой степенью вероятности возмещают частному инвестору убытки, понесенные вследствие наступления инвестиционного риска. Действие механизма сводится к формированию страхового фонда для последующего возмещения возможных убытков частным инвесторам.
По
сравнению с прочими
Страховые механизмы в России имеют трехуровневую систему организации: государственные целевые страховые программы, коммерческое и внутрипроектное страхование (самострахование).13
Однако далеко не все страховые компании готовы страховать финансовые риски не только на рынке ценных бумаг, но и в других областях. Это связано с объемом ответственности компании и с непредсказуемостью такого вида рисков в нашей стране.14 В российской практике отдельные риски частных инвестиций могут страховаться некоторыми страховыми компаниями, например, ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капиталь Страхование», ООО СК «Восточный страховой альянс» при их взаимодействии с зарубежными страховыми компаниями, подобными «ГЕРЛИНГ-НСМ», «ЮНИС-ТРАТ АССЮРАНС» (Группа КО-ФАС) и другими.
Существующая система страховых механизмов защиты интересов частных инвесторов в России находится в стадии формирования. Совершенствуется правовая база, происходят отдельные конъюнктурные изменения, создающие предпосылки для развития страхования интересов частных инвесторов. Однако существующие проблемы еще не позволяют говорить о сложившейся национальной системе страховых механизмов.15
В ряде случаев, когда отсутствуют возможности применения гарантийных и страховых механизмов защиты интересов частных инвесторов, единственной возможной альтернативой становятся компенсационные механизмы защиты. Как и в предыдущих случаях, они связаны с движением финансовых ресурсов для обеспечения прав инвесторов на вложенный капитал и минимизацию потерь от рисков инвестиционной деятельности. Их отличительной особенностью является правовое решение о возмещении средств и отсутствие необходимости предварительного оформления защиты. Примером является возмещение имущества инвесторам через процедуру банкротства, а также отдельные судебные решения о возмещении средств. Зачастую компенсационные механизмы применяются в тех случаях, когда использование других не представляется возможным или затраты на эти механизмы превышают уровень экономической целесообразности.16
Рассмотренные выше механизмы защиты инвестор может использовать только на этапе размещения своих средств, то есть до наступления конфликтной ситуации. Если же нарушение прав инвестора уже имеет место, то инвестор в целях урегулирования конфликта с эмитентом, может использовать полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам РФ: владелец ценных бумаг может заявить в ФСФР России об обнаружении им фактов (например, недостоверной информации в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг), являющихся основанием для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся. Также инвестор может обратиться к способу судебного урегулирования ситуации путем признания выпуска ценных бумаг недействительным. Правом обращения с таким иском в суд наделены ФСФР и заинтересованные лица (инвесторы). Но существует и одно ограничение: только ФСФР России имеет право признать выпуск ценных бумаг недействительным в связи с тем, что такой выпуск существенно ввел в заблуждение владельцев ценных бумаг.
Что касается последствий признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся по решению регулятора или недействительным по решению суда, они абсолютно одинаковы: аннулируется государственная регистрация выпуска, ценные бумаги изымаются из обращения, а полученные в счет оплаты ценных бумаг денежные средства (иное имущество) эмитент возвращает владельцам этих ценных бумаг. Если эмитент не вернет указанные средства добровольно, ФСФР России оставляет за собой право обратиться в суд. В случае если ФСФР не сделает этого, с аналогичным требованием в суд может обратиться сам инвестор.17
Таким
образом, универсальность российского
законодательства, а также сложность
структуры взаимоотношений
Для наиболее полного обеспечения интересов частных инвесторов в России необходимо создание сбалансированного комплекса финансовых механизмов защиты. Реализация необходимых мероприятий в данном направлении будет способствовать привлечению дополнительных ресурсов в российскую экономику, а рост эффективности их использования позволит стабилизировать значение суммарного объема инвестиционных ресурсов, что благоприятно скажется на ее итоговых возможностях.
Защита прав инвесторов, контроль над соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков — приоритетные направления деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам (далее –– ФСФР России). Так, в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006–2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р., отмечено, что защита прав и законных интересов как первая стратегическая цель деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, определенная в данной Стратегии, достигается путем совершенствования законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов, а также путем снижения нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке.19
Основные направления Стратегии в области защиты прав инвесторов в настоящий момент не реализованы. Наиболее приоритетными из них и требующими скорейшей реализации являются: построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, решение проблем, связанных с инсайдерской информацией и инсайдерской торговлей, а также с предотвращением манипулирования рынком ценных бумаг, правовое регулирования порядка выплаты компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг и формирование массового розничного инвестора.
В связи с этим ФСФР России была разработана «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, при этом непосредственная реализация мер, предусмотренных в Стратегии, должна обеспечиваться в течение 2009–2010 гг. Общей целью данной Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра.
Непосредственно в сфере защиты прав инвесторов регулятор предлагает решить, наконец, проблему с использованием инсайдерской информации и манипулированием на рынке, развивать секьюритизацию финансовых активов, создать условия для консолидации биржевой инфраструктуры, усилить надзор за деятельностью профучастников, определить порядок выплаты компенсаций частным инвесторам.
Если ФСФР России все таки сможет провести все изменения, которые отмечены в Стратегии развития 2008–2020 гг., то российский финансовый сектор станет значительно более прозрачным, лучше регулируемым и приблизится по уровню развития к западным рынкам. Но одного желания ФСФР явно недостаточно, в этом должны быть заинтересованы другие регуляторы, в частности Банк России и Федеральная антимонопольная служба РФ, а также экономический блок правительства –– Министерство финансов и Министерство экономического развития РФ.
Развитие корпоративного управления также является одной из приоритетных задач. Стратегией предусматривается установление требований к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов путем формулирования соответствующих рекомендаций и их закрепления в нормативно-правовых актах, усовершенствование порядка приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ путем установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг открытых акционерных обществ, повышение роли независимых директоров в публичных компаниях, введение медиации (посредничества) в поиске внесудебного выхода из критических ситуаций, связанных с корпоративными конфликтами.
С
целью обеспечения участия
Помимо этого, Стратегией развития предусмотрено скорейшее принятие федерального законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Первый вариант закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами» был разработан Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ России, предшественник ФСФР России) в 2000 г. Однако он не был согласован в ведомствах, Государственная Дума РФ не начинала его рассматривать.22
После
многолетней дискуссии
Кроме того, в Кодекс об административных правонарушениях РФ в 2009 г. включена новая статья «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», а также установлены штрафные санкции.24
Необходимо отметить, что всю необходимую информацию о деятельности регулятора можно найти на официальном сайте ФСФР России. По итогам каждого года ФСФР России публикует отчет о проделанной работе.
Инвесторы, в случае нарушения их прав, могут обратиться с жалобой в ФСФР России, которая рассмотрит данную жалобу и, в случае установления факта нарушения, примет меры по устранению нарушений на рынке ценных бумаг.
С целью предупреждения нарушений участниками финансового рынка, создающих угрозу правам и законным интересам инвесторов на рынке ценных бумаг, и в связи с обращениями граждан ФСФР России направляет предписания о запрете или приостановлении проведения профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг.
Большинство обращений граждан, по анализу ФСФР России, обычно содержат желание граждан получить дивиденды или компенсацию по акциям акционерных обществ, а также вопросы обмена, приобретения и продажи ценных бумаг, о представлении информации о ценных бумагах и о финансовом состоянии обществ, о возникновении права требовать выкупа ценных бумаг, перерегистрации прав собственности на ценные бумаги и т.п.
Основные
показатели деятельности ФСФР России
по защите прав и законных интересов
инвесторов за период с 2004 г., а также целевое
значение данных показателей приведены
в таблице 1.1.
Таблица
1.1
Основные показатели деятельности ФСФР России
по защите
прав и законных интересов инвесторов*
Задачи, программы, показатели | ед. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г.
(план) |
2009 г.
(план) |
Целевое значение (срок достижения) |
Цель 1. Защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке | ||||||||
Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе – значению на 2004 год, составляющему 3 557 064 физических лиц) | % | база | 3 | 5 | 8 | 10 | 15 | 850 (2050) |
Задача 1.1. Обеспечение прав инвесторов через повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке | ||||||||
Количество эмитентов (за исключением эмитентов муниципальных и субфедеральных ценных бумаг), входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня (А1 и А2, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации) | Ед. | 35 | 39 | 44 | 49 | 54 | 60 | 125 (2015) |
Индекс транспарентности российских компаний | % | 46 | 50 | 55 | 59 | 61 | 61-65 | 65 (2010) |
Задача
1.2. Обеспечение защиты законных прав
и интересов инвесторов на фондовом
рынке через внедрение | ||||||||
Соответствие существующих правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг принципам Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) и принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) | Ед. | - | - | - | - | - | - | - |
Задача 1.3. Предупреждение нарушений законодательства на фондовом рынке | ||||||||
Количество
случаев нарушения |
Ед. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
программные показатели к 1.3. | ||||||||
Доля предписаний ФСФР об устранении/недопущении нарушений законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству вынесенных ФСФР подобных предписаний | % | - | - | 2,5 | 2,2 | 2 | 1,8 | - |
Доля решений ФСФР о приостановлении или аннулировании лицензий профессиональных участников и иных поднадзорных ФСФР России организаций, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству таких решений | % | - | 15,3 | 20 | 18 | 16 | 14 | - |
Информация о работе Защита прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг