Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе существующей в Российской Федерации системы защиты прав инвесторов и попытке решения научной проблемы укрепления защиты прав и законных интересов инвесторов. Для достижения указанной цели потребовалось решить несколько научных задач, а именно:
• изучить правовые основы защиты прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг, рассмотреть проблемы и тенденции развития защиты прав и законных интересов инвесторов в России;
• проанализировать работу органов, отвечающих за создание механизма защиты инвесторов на фондовом рынке;
• оценить состояние системы защиты прав инвесторов в Российской Федерации в настоящее время и выявить причины ее невысокой эффективности;
• обосновать необходимость мер по защите прав инвесторов на российском финансовом рынке как одно из основных средств повышения его эффективности и предложить соответствующую систему мер государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовые основы защиты прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации
1.2. Способы защиты инвесторов
1.3. Анализ деятельности ФСФР России по защите инвесторов
2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ
2.1. Проблемы защиты инвесторов в России
2.2. Система мер по повышению результативности защиты инвесторов в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
*Источник:
http://www.fcsm.ru
Объяснение
смысла указанных значений целевых
показателей деятельности ФСФР России
приведено в таблице 1.2.
Таблица
1.2
Обоснование целевых показателей деятельности ФСФР России
по защите
прав и законных интересов инвесторов*
Задачи, программы, показатели | ед. | Целевое значение (срок достижения) | Обоснование целевого значения |
Цель 1. Защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке | |||
Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе – значению на 2004 год, составляющему 3 557 064 физических лиц) | % | 850 (2050) | Обеспечение в долгосрочной перспективе увеличения количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке, до уровня 30 миллионов (20% населения, что соответствует средним показателям стран с развитыми фондовыми рынками). |
Задача 1.1. Обеспечение прав инвесторов через повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке | |||
Количество эмитентов (за исключением эмитентов муниципальных и субфедеральных ценных бумаг), входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня (А1 и А2, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации) | Ед. | 125 (2015) | В качестве ориентира
можно рассматривать следующие данные:
количество национальных эмитентов, включенных
в листинг Фондовой биржи Сан-Пауло (Бразилия)
около 375, Стамбульской фондовой биржи
(Турция) около 297, Корейской фондовой
биржи около 708, Варшавской фондовой биржи
(Польша) около 234.
Однако показатель ФСФР России охватывает не всех эмитентов, включенных в листинг фондовых бирж, а только тех, ценные бумаги которых включены в листинг высшего уровня. В этой связи считать данные других рынков в качестве целевых представляется затруднительным, поскольку в таком случае необходимо проводить подробное сравнение критериев и правил включения в листинг фондовой биржи. Более целесообразным представляется подход к установлению целевого показателя, как доли эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг. С учетом того, что листинг уровня Б устанавливает более мягкие критерии включения в него ценных бумаг, чем А1 и А2, значение целевого показателя представляется целесообразным установить как 30% от числа эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, но не входят в листинг, т.е. около 125 эмитентов. |
Индекс транспарентности российских компаний | % | 65 (2010) | Средний индекс транспарентности по европейским компаниям по данным исследования Standard and Poor's 2002 года составил 58%, по компаниям США и Великобритании по 70% соответственно. |
*Источник:
http://www.fcsm.ru
Если проанализировать данные о количестве принятых постановлений о назначении административного наказания, размещенные на официальном сайте ФСФР России и ее региональных отделений, то среди них доминирует применение ст. 15.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Недобросовестная эмиссия ценных бумаг», ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг», в меньшем количестве –– ст. 15.23 «Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг» и ст. 15.22 «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг». При этом вообще не применяются ст. 15.18 «Незаконные сделки с ценными бумагами» и 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг», хотя эти нарушения происходят повседневно.
Это объясняется, в частности, пробелами в законодательстве о ценных бумагах и акционерных обществах. Остаются неурегулированными законодательством такие проблемы, как манипулирование рынком со стороны брокерских компаний при совершении сделок с акциями, и задача регулятора состоит в привлечении к ответственности за недобросовестные действия на рынке ценных бумаг.
Противоречивость и несовершенство нормативных актов необходимо устранить путем разработки новых версий положений о профессиональной деятельности их участников на рынке ценных бумаг, ликвидировав недостатки и возможность свободной трактовки действующих актов должностными лицами.25
Таким образом, из представленного выше анализа видно, что ФСФР России –– федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, активно работает в направлении защиты прав и законных интересов инвесторов, как путем совершенствования законодательной базы в данной сфере, так и путем непосредственного устранения нарушений прав обратившихся в ФСФР России с жалобами инвесторов.
Наличие большого числа нарушений прав и законных интересов инвесторов является основной проблемой на пути к созданию справедливого и эффективного фондового рынка.
Нарушение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг можно определить как последствия действий или бездействия эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, а также иных лиц, в результате которых имело место нарушение прав и законных интересов инвесторов, определенных законодательством Российской Федерации. Такого рода нарушения имеют многообразные формы. Они различаются в зависимости от вида ценной бумаги, размера пакета ценных бумаг, принадлежащих инвестору, а также от других факторов. Так, среди наиболее распространенных нарушений прав акционеров, владеющих мелкими пакетами акций (миноритарные акционеры), можно выделить: нарушение эмитентом порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров; установление эмитентом в уставе акционерного общества и/или внутренних документах, регламентирующих деятельность акционерного общества, норм, ограничивающих права и интересы акционеров; нарушение порядка и сроков выплаты дивидендов; нарушение порядка принятия решения о подготовке и организации эмиссии акций, порядка их размещения; непредставление, несвоевременное и неполное раскрытие информации о деятельности акционерного общества; нарушение порядка приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ; нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг субъектами инфраструктуры фондового рынка (реестродержателями, депозитариями, брокерами, финансовыми консультантами и иными участниками) и т.д.26
Указанные нарушения подрывают доверие к российскому рынку ценных бумаг, способствуют оттоку капитала. Между тем имеющиеся у инвесторов пакеты акций могут и должны использоваться как инструмент, позволяющий оказывать воздействие на решения, принимаемые эмитентом.
Серьезной проблемой является недостаточный уровень корпоративного управления участников российского финансового рынка. Иностранные издания в большинстве публикаций отмечают неразвитость корпоративного управления в российских компаниях, незащищенность иностранных инвесторов и связанные с этим риски. Но, несмотря на преобладающую критику российского корпоративного управления, есть и позитивные отзывы. Financial Times публикует статью, речь в которой идет о том, что имидж неэффективно управляемого российского бизнеса устарел и неадекватен.27
Российское законодательство дает широкие возможности для сокрытия состава реальных собственников компаний и ее деятельности. Недостаточная прозрачность существенно повышает транзакционные издержки, связанные с контролем за компаниями со стороны инвесторов.
Вопрос о содержании раскрываемой информации, ее сопоставимости с аналогичной информацией о других компаниях непосредственно связан с переходом компаний к применению международно признанных стандартов раскрытия информации, в том числе международных стандартов финансовой отчетности и аудита.
В то же время, в связи с отсутствием в законодательстве конкретных требований к представлению финансовой отчетности по МСФО, контроль за ее качеством на государственном уровне не осуществляется. Кроме того, заключение аудитора относительно финансовой отчетности, составленной по МСФО, не имеет юридической силы в РФ.28
Глобальную проблему представляет собой недобросовестная рыночная практика, связанная с манипулированием ценами и использованием инсайдерской информации, –– негативная черта, перенятая российскими участниками финансового рынка у зарубежных профессионалов наряду с некоторыми положительными. И в этой области наше законодательство, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран, к сожалению, сильно отстает от жизни.
Что касается отечественных инвесторов, то только за 2007 г. на отложенные неработающие средства из доходов населения пришлось 507,3 млрд руб.29 Фактически они представляют собой значительный внутренний инвестиционный резерв, сопоставимый с капитализацией отдельных сегментов рынка инвестиционных ресурсов.
Главной субъективной причиной слабой активности населения на рынке ценных бумаг является, прежде всего, низкая инвестиционная грамотность населения. Подавляющее большинство граждан, располагающих денежными средствами для сбережения, предпочитают банковские депозиты и наличные.
Решение проблемы развития финансового и фондового рынков Российской Федерации зависит в первую очередь от уровня защиты прав и законных интересов вкладчиков и акционеров. Эта проблема приобрела большое социально-политическое значение в условиях недостаточной защищенности как отечественных, так и иностранных инвесторов, отсутствия полноценной законодательной базы, детально регулирующей отношения на финансовом и фондовом рынках России и устанавливающей ответственность за правонарушения на этих рынках, несовершенства системы государственного регулирования деятельности на финансовом и фондовом рынках России и контроля за ней.
Степень защиты прав и законных интересов инвесторов является одним из главных критериев справедливого эффективного фондового рынка, т.к. единственным владельцем средств на финансовом рынке является инвестор и если его права и интересы не будут защищены, то рынок и дальше не будет обеспечивать исполнение своей роли.30
Создание результативной системы защиты невозможно без объединения усилий всех заинтересованных сторон. При этом необходимо организовать комплекс мероприятий с участием законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, общественных организаций, средств массовой информации, эмитентов и самих инвесторов в рамках единой программы.
Для достижения и соблюдения оптимального уровня защиты прав инвесторов в России необходимо провести работу по следующим направлениям.
Первое направление: обеспечение единства принципов регулирования финансовым рынком и координация усилий регуляторов финансового рынка по обеспечению эффективности финансового рынка.
Одним
из принципов обеспечения
Дискуссия о единстве регулирования и надзора дала основания для обсуждения возможности создания так называемого мегарегулятора, то есть государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за всем финансовым рынком.31
Несмотря на объективные доводы в пользу сложившейся в настоящий момент структуры российских регуляторов финансового рынка, предпринимаются дальнейшие попытки создания в России полноценного мегарегулятора, регулятивные полномочия которого распространялись бы на весь финансовый рынок. Причем считается, что целесообразно начать построение мегарегулятора как правоустанавливающего, регулирующего и контрольного органа на пересечении нескольких секторов финансового рынка (например, без банковского сектора), постепенно расширяя его полномочия.32
Второе направление: совершенствование корпоративного законодательства и дальнейшее развитие корпоративного управления.
Основная задача корпоративного управления –– обеспечение прозрачности процесса управления компаниями и снижение общих системных финансовых рисков.
Уровень корпоративного управления в российских компаниях всех отраслей, в том числе в финансовых посредниках, несмотря на прорыв последних лет, по-прежнему является низким (исключение составляют только ряд компаний, входящих в список 200 крупнейших), что означает сохранение высокого риска нарушения прав и законных интересов акционеров. Поэтому инвестирование сбережений в акции российских компаний связано для инвестора с высоким уровнем транзакционных издержек, необходимых для обеспечения своих интересов.33
Важным позитивным фактором улучшения практики корпоративного управления российских компаний стал Кодекс корпоративного поведения, предложенный деловому сообществу ФКЦБ России в 2002 г. и одобренный Правительством Российской Федерации, положения которого служат основным ориентиром для эмитентов, стремящихся улучшить стандарты корпоративного управления. Однако с момента его создания прошло уже достаточно длительное время, накопился материал, дающий основу для внесения в него изменений и дополнений.34
Для
обеспечения ясности и
Информация о работе Защита прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг