Защита прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализе существующей в Российской Федерации системы защиты прав инвесторов и попытке решения научной проблемы укрепления защиты прав и законных интересов инвесторов. Для достижения указанной цели потребовалось решить несколько научных задач, а именно:
• изучить правовые основы защиты прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг, рассмотреть проблемы и тенденции развития защиты прав и законных интересов инвесторов в России;
• проанализировать работу органов, отвечающих за создание механизма защиты инвесторов на фондовом рынке;
• оценить состояние системы защиты прав инвесторов в Российской Федерации в настоящее время и выявить причины ее невысокой эффективности;
• обосновать необходимость мер по защите прав инвесторов на российском финансовом рынке как одно из основных средств повышения его эффективности и предложить соответствующую систему мер государственного регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовые основы защиты прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации
1.2. Способы защиты инвесторов
1.3. Анализ деятельности ФСФР России по защите инвесторов
2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ
2.1. Проблемы защиты инвесторов в России
2.2. Система мер по повышению результативности защиты инвесторов в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая защита прав ивесторов.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

     – рекомендации, нацеленные на формирование независимых и ответственных советов директоров;

     – положения об использовании инсайдерской информации, предотвращающие ее недопустимое использование;

     – рекомендация о составлении и  раскрытии консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.35

     Третье направление: обеспечение прозрачности рынка ценных бумаг.

     Прозрачность  является ключом к эффективному рынку и одним из основных факторов финансовой стабильности.

     Финансовая  отчетность эмитента является одним  из основных элементов, который подвергается анализу при оценке кредитоспособности компании, привлекательности ее ценных бумаг в качестве объекта инвестиций. В этой связи инвестиционное сообщество во всем мире уделяет особое внимание доступности, понятности и достоверности финансовой информации, раскрываемой компаниями. Отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, не содержит всей необходимой пользователям информации, ее данные несопоставимы по многим параметрам с отчетностью компаний из других стран, что создает значительные препятствия для полноценного анализа компаний и принятия инвесторами обоснованных экономических решений. Отсутствие закрепленных на уровне законодательства стандартов составления консолидированной отчетности о финансово-хозяйственной деятельности группы организаций (материнской и дочерних компаний) также составляет одну из наиболее серьезных проблем в области раскрытия финансовой информации. Также не установлены требования по обязательному аудиту сводной отчетности, что значительно снижает надежность и ценность представленной финансовой информации для принятия инвестиционного решения. Общепризнанным признаком качества финансовой отчетности является ее соответствие Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).36

     Повышение эффективности системы раскрытия  информации должно идти следующих направлениях:

  1. дальнейшее совершенствование законодательства, определяющего правовую среду раскрытия информации;
  2. улучшение механизмов контроля и надзора за исполнением требований по раскрытию информации, привлечения к ответственности за нарушение таких требований;
  3. использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации, а также обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащих информацию, раскрываемую эмитентами.37
  4. введение национального рейтинга российских ценных бумаг;
  5. введение системы мер, стимулирующих раскрытие информации участниками рынка.38

     На  финансовом рынке необходимо внедрить систему электронного документооборота. Это позволит не только создать дополнительные возможности раскрытия информации об участниках финансового рынка, но и существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информации, совершения операций на рынке ценных бумаг. В целом данные меры будут способствовать повышению надежности функционирования рынка.

     Четвертое направление: развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

     Снижению  рисков на российском финансовом рынке (прежде всего риска банкротства  финансовых организаций и риска  недобросовестного исполнения ими  своих обязанностей при обслуживании инвесторов) будет способствовать внедрение компенсационных механизмов. Актуальность таких механизмов на небанковских секторах финансового рынка повысилась в результате внедрения системы страхования банковских вкладов. В этих условиях внедрение системы компенсации гражданам на небанковских секторах финансового рынка обеспечит равные конкурентные возможности для финансовых институтов различных типов.39

     В этой связи государство должно создать  компенсационные механизмы, которые  обеспечили бы доверие частных инвесторов к российскому фондовому рынку. Компенсационный механизм должен функционировать на основе следующих международно-признанных принципов (указанные принципы закреплены, в частности, в Директиве ЕС 97/9/ЕС и реализованы в национальном законодательстве различных стран):

     – четко определенные правовые нормы  функционирования компенсационных институтов;

     – эффективный контроль деятельности компенсационных фондов со стороны регулятора рынка;

     – выгодоприобретателями компенсационных  фондов являются неквалифицированные инвесторы (в основном физические лица), во всех других случаях считается, что инвестор и финансовая организация могут урегулировать свои взаимоотношения в судебном порядке;

     – компенсации выплачиваются в  ограниченном числе случаев, связанных, главным образом, с потерей инвестиционной компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в криминальных случаях;

     – средства компенсационных фондов не могут быть использованы на компенсацию  потерь инвесторов, связанных с реализацией инвестиционных рисков (неверный выбор активов инвестирования, падение цен в результате наступления каких-либо макроэкономических или корпоративных событий и т.д.);

     – в случае выплаты компенсации  к компенсационному фонду переходят  все требования инвестора, которому выплачена компенсация, в отношении компании, в результате недобросовестных действий или банкротства которой нарушены права и законные интересы указанного инвестора;

     – компенсационные фонды рассматриваются  только как составной элемент системы защиты законных интересов и прав инвесторов, применяемый в крайнем случае. Источниками формирования компенсационных фондов, действующих на российском финансовом рынке, могут стать:

     – взносы в компенсационный фонд финансовых и других организаций;

     – суммы штрафов, взыскиваемых с финансовых организаций –– членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее правилами;

     – иные источники.

     В России должна быть создана общенациональная компенсационная система на финансовом рынке, включающая обязательную компенсационную систему и добровольные компенсационные системы. Государство должно активно участвовать в создании такой системы, в том числе в качестве поручителя последней инстанции по обязательствам компенсационных институтов.

     Задача внедрения эффективных компенсационных механизмов на российском финансовом рынке является крайне актуальной. При этом роль государства может заключаться как в стимулировании финансовых организаций к созданию компенсационных фондов и оказании им поддержки, так и в создании государственного компенсационного фонда. Опыт создания государством такого фонда уже имеется в российской банковской сфере (Агентство по страхованию вкладов). Для создания компенсационных фондов необходима разработка нормативной базы, которая урегулировала бы правовой статус и порядок управления такими фондами. Кроме того, необходимо проработать вопрос предоставления определенной поддержки со стороны государства компенсационным фондам, созданными финансовыми организациями.40

     Пятое направление: принятие закона об инсайдерской информации.

     Инсайдерская  торговля и манипулирование рынком относятся к коррупционным способам мошенничества, поскольку в подобных случаях участники фондового рынка злоупотребляют своим положением, недобросовестно используют рыночную власть и получают личную выгоду из капиталовложений других инвесторов.

     Международные исследования показали, что принятие и использование законов о  борьбе с инсайдерской торговлей  и манипулированием финансовым рынком существенно улучшает состояние финансовой системы страны. Так, через пять лет после начала активного применения этих законов объем национального финансового рынка вырастает в среднем более чем на 50%. Со снижением числа инсайдерских и манипулятивных сделок оценка стоимости компаний становится более точной, и у инвесторов-аутсайдеров появляется больше возможностей для адекватной оценки риска. Кроме того, наличие действующих законов против инсайдерской торговли и манипулирования рынком позволяет отнести страну к категории государств с регулируемым финансовым рынком, что снимает многие ограничения, налагаемые на инвестиционную деятельность крупных иностранных инвесторов законодательствами их стран, повышает кредитные рейтинги страны, улучшает инвестиционный климат, усиливает конкурентоспособность национального финансового рынка.41

     Шестое направление: введение института инвестиционного консультанта.

     Предлагается  введение требования о лицензировании деятельности по инвестиционному консультированию — услугам, предполагающим рекомендации по выбору финансовых инструментов и операциям с ними. Введение данного вида деятельности не предполагает запрета на оказание соответствующих услуг без лицензии иными финансовыми посредниками, однако требует разграничения данных видов деятельности для обеспечения независимости и объективности рекомендаций, предоставляемых инвестиционными консультантами. Это предполагает введение особых требований к квалификации и раскрытию информации инвестиционными консультантами и, что самое главное, требований, регулирующих конфликт интересов инвестиционных консультантов, в частности, правил получения вознаграждения.42

     Седьмое направление: реализация программ повышения уровня финансовой грамотности населения.

     Переоценить меры по финансовому образованию населения невозможно. До настоящего времени значительная часть населения не рассматривает возможности инвестирования на фондовом рынке, а многие из тех, кто инвестирует, имеют превратные представления о рисках, связанных с таким инвестированием, своих правах как инвестора, природе финансовых инструментов и возможных доходах. Самой большой опасностью здесь является то, что значительная часть населения, проявляющая интерес к фондовому рынку, может воспользоваться услугами организаций, привлекающих средства населения без необходимых лицензий и с мошенническими целями.

     Возможно, программа повышения финансовой грамотности населения должна получить статус федеральной целевой программы, при этом часть затрат по реализации данной программы могли бы взять на себя участники рынка.43

     Помимо названных выше направлений необходимо решить следующие задачи, влияющие на результативность защиты интересов инвесторов:

  • повышение надежности инфраструктуры финансового рынка через ее жесткое и системное регулирование и делегирование части государственных контрольно-надзорных полномочий фондовым биржам;
  • создание центрального депозитария и системы централизованного клиринга и расчетов на финансовом рынке;
  • законодательное определение обязательных действий для финансовых учреждений в случае конфликта интересов и установление ответственности за неисполнение этих действий;
  • установление государственного регулирования деятельности инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств;
  • повышение требований к независимости и объективности аудиторов;
  • усиление ответственности за нарушения на финансовом рынке;
  • обеспечение доведения информации до инвесторов; защита добросовестных приобретателей; защита миноритарных акционеров; защита от недобросовестного банкротства,

     Таким образом, для создания в России справедливого эффективного фондового рынка необходимо в первую очередь разработать систему мер по защите прав и законных интересов инвесторов на финансовом рынке.

     Указанная система мер включает в себя: внедрение  добросовестного корпоративного управления; своевременное, полное и достоверное раскрытие информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов; создание надежной учетной системы финансового рынка; противодействие инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком; содействие добросовестному решению финансовыми учреждениями конфликта интересов в профессиональной деятельности; использование контрольно-надзорных возможностей фондовых бирж; введение государственного регулирования деятельности инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств; усиление ответственности участников финансового рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проведенного исследования можно сформулировать ряд выводов.

      В Российской Федерации законодательство о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг представляет собой достаточно крупный массив нормативных правовых актов, включающих в себя нормы различных отраслей права.

     Российский  рынок ценных бумаг достаточно четко  регламентирован, доступ к нему профессиональных участников лицензируется, проспекты ценных бумаг эмитентов подлежат регистрации, что не позволяет выходить на рынок очевидным нарушителям законодательства. Вместе с тем еще очень остро стоит вопрос о незаконном ущемлении прав инвесторов, как профессиональными участниками, так и эмитентами в процессе их деятельности. Серьезным моментом является правовая неурегулированность многих вопросов защиты инвесторов в судебной системе, в том числе по процедуре разбирательства гражданских дел в судах. Еще недостаточно разработаны механизмы и схемы выплат возмещения ущерба инвесторам, чьи права были нарушены.

     Для наиболее полного обеспечения интересов  частных инвесторов в России необходимо создание сбалансированного комплекса финансовых механизмов защиты. Реализация необходимых мероприятий в данном направлении будет способствовать привлечению дополнительных ресурсов в российскую экономику, а рост эффективности их использования позволит стабилизировать значение суммарного объема инвестиционных ресурсов, что благоприятно скажется на ее итоговых возможностях.

Информация о работе Защита прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг