Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:24, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.
Рассмотренные правонарушения, в основном, касались проступков, связанных с нарушением различных аспектов качества товаров при их реализации в розничной торговле. В отличие от этого КОАП124 устанавливает ответственность за нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Перечень обязательных требований государственных стандартов дан в Законе РФ «О стандартизации продукции и услуг». Это требования по обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки.
_____________________________
124 Ст. 170 КОАП
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 170125, могут быть должностные лица или индивидуальные предприниматели, за исключением лиц, нарушающих необязательные требования стандартов к качеству товаров при их продаже (ст. 146 КОАП).
Понятие должностного лица дано в Уголовном
кодексе 1997г. Должностным признается лицо,
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-
Правонарушение может быть совершено как умышлено, так и по неосторожности.
Частью 2 ст. 170 предусмотрены еще несколько составов правонарушений. Первый – нарушение должностными лицами или индивидуальными предпринимателями правил обязательной сертификации, т.е. реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована.
Объективная сторона проступка состоит в реализации продукции, которая фактически не соответствует тем обязательным требованиям государственных стандартов, на которые была проведена сертификация. Правонарушение считается оконченным с момента реализации такой продукции. Оно может быть совершено в результате умышленных действий, когда лицо сознает, что реализует продукцию, не соответствующую выданному сертификату, либо по неосторожности, когда виновное лицо могло и должно было знать о реализации такой продукции, хотя фактически не знало об этом достоверно.
______________________________
125 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015)
Второе правонарушение – реализация продукции без сертификата соответствия или без знака соответствия. Субъекты, субъективная сторона аналогичны элементам первого правонарушения. Различие заключается в объективной стороне: по второму правонарушению фактическое качество продукции значения не имеет. Правонарушением является сам факт реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия или без знака соответствия.
Третье правонарушение предусматривает ответственность за неполноту информации о продукции: реализация без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым она должна соответствовать. Объективная сторона состоит в реализации продукции без указанной информации.
Четвертое правонарушение – недоведение до потребителя сведений о проведении обязательной сертификации продукции и обозначения государственного стандарта, обязательным требованиям которого должна соответствовать продукция. Объективная сторона состоит в факте недоведения указанной информации до потребителя, независимо от ее наличия или отсутствия, а также от реализации продукции.
Пятое правонарушение связано с самим процессом проведения обязательной сертификации: предоставление должностным лицом недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
Часть 3 ст. 170 предусматривает нарушения правил проверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Субъектами являются должностные лица, ответственные за выполнение указанных обязанностей.
Второе правонарушение, предусмотренное ч. 3, предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, регулирующих выпуск, продажу, прокат средств измерения, типы которых не утверждены. Здесь субъектами будут должностные лица соответствующих организаций и предприятий, осуществляющих указанные функции.
Третье правонарушение – применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений. Данный состав относится к должностным лицам предприятий и организаций; к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю с применением указанных средств; к должностным лицам организаций, ответственных за состояние выпуска и продажи, а ровно и проката средств измерения.
Часть 4 ст. 170 предусматривает взыскание, применяемое к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям, за неисполнение предписаний инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.
Часть 5 ст. 170 предусматривает ответственность за проведение работ по обязательной сертификации, по изготовлению, ремонту, продаже, прокату средств измерения, по маркировке продукции знаком соответствия обязательной сертификации без лицензии.
Ст. 146 устанавливает ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок уплаты подакцизных платежей и порядок продажи товаров. Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).
Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (далее - подакцизные товары).
Объективная сторона данного деяния состоит в продаже и (или) организации продажи товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов, без соответствующей маркировки. Деяние всегда совершается умышленно.
Часть 1 данной статьи устанавливает ответственность граждан и индивидуальных предпринимателей. За совершение действий, предусмотренных частью 2, ответственность несут руководители или должностные лица предприятий, осуществляющих продажу подакцизных товаров.
Ст. 156126 предусматривает ответственность за необеспечение маркировки марками установленных образцов при продаже подакцизных товаров. Объект данного правонарушения – общественные отношения в области торговли и финансов.
_______________________
126 Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушения" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 06.04.2015)
Ответственными за маркировку подакцизных товаров являются предприятия – изготовители и импортеры таких товаров.
Объективная сторона заключается в действиях, выраженных в нарушении установленных правил и норм, регулирующих порядок маркировки подакцизных товаров марками установленных образцов.
Непосредственным субъектом за необеспечение маркировки являются руководители или должностные лица предприятий, которые обязаны осуществлять маркировку табачных изделий и алкогольной продукции при производстве товаров на территории РФ в соответствии с установленным порядком. Основанием для возникновения ответственности является виновное умышленное нарушение указанными лицами действующих нормативных актов, регулирующих вопросы маркировки подакцизных товаров.
Субъективная сторона состоит в прямом умысле; действия совершаются с целью сокрытия доходов.
Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе127 присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.
В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона).
Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.
На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.
Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей. Это же предложение касается и права федерального антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца, исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).
______________________________
127 Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014)
Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку общественные объединения – это некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст. 31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Ст. 46 Закона128 содержит новую для российского законодательства норму о защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов (изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. И, по моему мнению, вполне обоснованно будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, - 50 % штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.
_______________________
128 Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014)
В заключение хотелось бы отменить, что принятие закона "О защите прав потребителей" стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.
Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.
Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1. В главе IV Закона раскрывается
компетенция в сфере защиты
прав потребителей не только
государственных органов и
Информация о работе Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения