Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:39, дипломная работа
Целью исследования поставлено определение перспективы перехода к наднациональному регулированию института апелляции в гражданском процессе в рамках интегрированного государства.
Задачи исследования состоят в следующем:
- определить значение апелляционного производства
- определить факторы, предопределяющие доступность апелляции для населения
- выявить особенности порядка апелляционного обжалования в национальных законодательствах
- предложить перспективы совместного регулирования апелляции на уровне законодательства Таможенного Союза
Введение 3
Глава 1. Апелляция в современном гражданском процессе 10
§ 1 Сущность и значение апелляционного производства 10
§2 Доступность апелляционного производства 17
Глава 2. Апелляция в гражданском процессе стран Таможенного Союза 24
§ 1. Объекты, субъекты апелляционного обжалования в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 24
§ 2. Суды апелляционной инстанции в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 31
§ 3. Порядок и особенности рассмотрения дела в апелляционной инстанции в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 43
Глава 3. Перспективы унификации законодательного урегулирования института апелляции в гражданском процессе стран Таможенного Союза 57
§ 1 Актуальные проблемы апелляционного производства в Российской Федерации и в других странах Таможенного Союза 57
§ 2 Перспективы сотрудничества Российской Федерации и других стран Таможенного Союза в области законодательного регулирования института апелляции 63
Заключение 70
Список использованных источников 73
Основной целью такого института является упорядочение механизма судебной защиты за счет сокращения нагрузки на суды и ускорения процесса. Установление ценовой планки побудило бы заинтересованных лиц подумать дважды и уделить большее внимание представлению достаточного количества доказательств в суде первой инстанции.
Создание такого института в рамках Таможенного Союза возможно при условии достижения странами Таможенного Союза одинаково высокого уровня жизни граждан. Это позволило бы значительно сократить нагрузку на суды апелляционной инстанции, ускорить процесс и повысить качество деятельности судов первой инстанции.
Следующим шагом наднационального законодателя должна стать регламентация самого процесса. И первым пунктом, требующим определения, должен стать субъектный состав лиц, имеющих возможность обращаться с обжалованием решений судебного органа, полномочного рассматривать дела в первой инстанции. Нужно определиться с возможностью привлечения в процесс новых лиц, как это закрепляют ГПК РБ или ГПК РК, чтобы не возникало ситуаций, когда не представляется возможным установить объем прав и обязанностей новых субъектов апелляционного обжалования. В нужном направлении должна развиваться и идея о возможности соединения и разъединения взаимосвязанных исковых требований, которая способствует разгрузке судов апелляционной инстанции и сокращению волокиты в судах. Далее закрепить одинаковые сроки для подачи апелляционных жалобы, протеста и их рассмотрения. У лиц должна быть уверенность в том, что их дело будет рассмотрено в оптимальные сроки и по узнаваемой процедуре в любом месте, где бы их ни настиг конфликт. И в данном случае желательно пойти по пути увеличения сроков, как это произошло в России.
Разрешение вопроса о составе суда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции является не менее значимым. Различный состав суда при пересмотре дел в апелляционном порядке противоречит принципу равенства всех перед законом и судом. В предыдущих главах говорилось о том, что порой граждане не доходят до того момента как их дело будет рассмотрено коллегиально. Это говорит о том, что на разных уровнях судебной системы суд не может гарантировать равные процессуальные права участников процесса. Пересмотр судебного решения единолично судьей вышестоящего суда не обеспечивает высокий уровень судебной защиты. Все это в совокупности пагубно влияет на качество отправляемого правосудия. Расширение границ правового поля неминуемо приведет к усложнению споров, и поэтому автор работы считает неприемлемым устанавливать различия судейского состава при рассмотрении дел разных категорий.
Знаковым моментом любого процесса является вынесение судом решения, с которым стороны могут согласиться или начать обжаловать. Для реализации диспозитивного права на обжалование лица должны иметь мотивировочную часть, т.е. оперировать основаниями, по которым решение является незаконным или необоснованным. Наличие правила о составлении мотивировочной части решения (не по желанию суда, а в обязательном порядке и в кратчайшие сроки после окончания судебного заседания) должно способствовать реализации этого права.
Весь процесс апелляционного рассмотрения дела должен быть запротоколирован, ведь по своей природе протокол является важным доказательственным средством, хотя и носит процессуальный характер и непосредственно к предмету спора отношения не имеет. Ведение протокола должно исключать возможность фальсификации и искажения содержащихся в нем сведений, в связи с чем в качестве решения можно предложить представлять лицам, участвующим в деле, возможность ознакомления с протоколом непосредственно в судебном заседании. Обязательно должны быть установлены сроки для его составления, чтобы в случае их нарушения лицо могло апеллировать к нерасторопности суда, а не доказывать свою непричастность.
Протокол должен быть хотя бы потому, что он остается официальным документом суда, отражающим и закрепляющим ход и результат заседания. Его наличие способствует выполнению задач отправления правосудия.
Система правосудия должна отвечать запросам времени, в связи с чем представляется актуальной дальнейшая разработка системы информационного обеспечения заинтересованных лиц о ходе движения их дел. Созерцание движения дела стирает сомнения в эффективности работающей судебной системы. Ведение соответствующих интернет-ресурсов значительно облегчает процесс. На настоящий момент система оповещения населения в каждой отдельной стране ТС набирает темпы развития. И суды стран Таможенного Союза могут похвастаться своими сайтами, на которых выкладывается обновляющаяся информация. Хотя до сих пор невозможно получить открытый доступ к актуальной судебной практике, что очень затрудняет исследование реальной картины правосудия на разных этапах рассмотрения дел.
Формирование
единой правовой базы выведет страны
на уровень европейских стандартов
Обновленное в
начале 21 века процессуальное законодательство
стран Таможенного Союза
Наличие вышеизложенных положений, требующих корректуры, говорит о том, что институт апелляции еще не прошел проверку временем и требует логического завершения. Сравнительный анализ гражданского процесса в рамках стадии апелляционного производства имеет немаловажное значение для государств, потому что это позволяет им эффективно провести оценку национальных процедурных моделей – выявить достоинства и недостатки.
Как бы ни были важны отличия, но наличие их в процессуальном законодательстве влечет фрагментирование рынка, а не интегрирование внутреннего рынка с внешними системами, что является целью Таможенного Союза. Неоднозначное регулирование процессуальных механизмов влечет различия в отношении доступа к правосудию, а это нежелательно.
Как известно, относимость апелляции к тому или иному виду (полному или неполному) определяется возможностью представлять в суд апелляционной инстанции новые доказательства46. К сожалению, ни одно из рассмотренных законодательств не закрепляет конкретных условий, которые дозволяют представлять новые доказательства в апелляционную инстанцию. Основным условием служит размытое положение о том, что лицо, желающее представить новые доказательства, должно обосновать уважительность причины их непредставления в суде первой инстанции. При таком регулировании законодатель предоставляет суду возможность поступать по своему усмотрению с новыми доказательствами - принимать или не принимать их к исследованию. А это не является правильным, поскольку не способствует достижению правильного и своевременного установления фактических обстоятельств. Закрепление четкого правила, которое позволяло бы суду принимать новые доказательства, может способствовать устранению судебных ошибок и обеспечению справедливого правосудия. Использование зарубежного опыта в данном случае приходится очень кстати. Законодательство Венгрии, Австрии, Латвии и многих других стран закрепляют положение, согласно которому дополнительные доказательства подлежат исследованию в суде апелляционной инстанции, если лицо докажет, что не знало и не могло знать об их существовании. Включение такого условия позволит сконцентрировать доказательственный процесс в суде первой инстанции и использовать институт апелляции по назначению – проверять вопросы факта.
На уровне национальных
законодательств закрепить
И полная, и неполная, и смешанная апелляция обладают своими достоинствами. Но, как следует из анализа, ни одна из них несовершенна. Для будущего сотрудничества России, Казахстана и Белоруссии немаловажным представляется гармонизация законодательства. Различия в процессуальном законодательстве всегда имеют трансграничные последствия - различное толкование процессуальных норм затрудняет процесс свободной циркуляции людей, товаров, услуг и капитала в рамках ТС. Заимствование полезных качеств регулирования идентичного института стран-соседей и объединение этих качеств для единообразного применения на территории создаваемого союза является залогом тесного сотрудничества в рамках Таможенного Союза.
I. Законодательные акты
II. Литература