В
статье 1 Закона Республики Казахстан от 14 июля
1997 года № 155-1 «О нотариате» закреплены
общие положения о нотариате в Республике
Казахстан.
Согласно
закону, «нотариат в Республике Казахстан
– это правовой институт по оказанию квалифицированной
юридической помощи, обеспечивающий защиту
прав и законных интересов физических,
юридических лиц путем совершения нотариальных
действий» [2].
Вообще,
определение нотариата, да и сам закон
о нотариате менялись многократно. До
внесения изменений в закон о нотариате,
например, в 2004 году, определение нотариата
было таковым: нотариат в Республике Казахстан
– это законодательно закрепленная система
защиты прав и законных интересов физических
и юридических лиц путем совершения нотариальных
действий, направленных на удостоверение
прав и фактов, а также на осуществление
иных задач, предусмотренных настоящим
Законом.
Если
обратиться к закону о нотариате, с момента
его принятия он претерпел неоднократные
видоизменения путем внесения изменений
и дополнений следующими законами:
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 13.11.98 г. № 302-1;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам банковской тайны» от 29.03.2000 г. № 42-II;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам Квалификационной
коллегии юстиции» от 11.07.01
г. № 235-II;
Законом
РК О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан в связи с принятием
Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах
в бюджет" (Налоговый кодекс)
от 24.12.01 г. № 276-II;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Казахстан «О нотариате»
от 05.05.03 г. № 408-II;
Законом
РК «О внесении дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам страхования»
от 11.06.03 г. № 437-II;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам разграничения полномочий между уровнями
государственного управления и бюджетных отношений»
от 20.12.04 г. № 13-III;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам исполнительного
производства» от 22.06.06 г.
№ 147-III;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам лицензирования»
от 12.01.07 г. № 222-III;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам их приведения в
соответствие с нормами Конституции
Республики Казахстан» от 29.04.09 г. № 154-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам совершенствования
законодательства Республики Казахстан
о платежах и переводах денег, бухгалтерском
учете и финансовой отчетности финансовых
организаций, банковской деятельности и деятельности
Национального Банка Республики Казахстан»
от 11.07.09 г. № 185-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным
путем, и финансированию терроризма»
от 28.08.09 г. № 192-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам налогообложения»
от 16.11.09 г. № 200-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам развития «электронного
правительства» от
15.07.10 г. № 337-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам пересмотра
компетенции уполномоченных государственных
органов и Правительства
Республики Казахстан на принятие нормативных
правовых актов, устанавливающих
требования к проверяемым субъектам
от 05.07.11 г. № 452-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 26.12.11
г. № 516-IV;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам исключения противоречий,
пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных
актов и норм, способствующих совершению
коррупционных правонарушений» от 27.04.12 г. № 15-V;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных незаконным путем,
и финансированию терроризма и обналичивания
денег» от 21.06.12 г. № 19-V;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам государственных символов» от
28.06.12 г. № 24-V;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам оптимизации и автоматизации
социально значимых государственных услуг»
от 08.01.13 г. № 64-V;
Законом
РК «О внесении изменений и дополнений в
Конституционный закон Республики Казахстан
и в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам исключения противоречий,
пробелов, коллизий между нормами права
различных законодательных актов и норм, способствующих
совершению коррупционных правонарушений»
от 03.07.13 г. № 121-V.
Как
мы видим закон о нотариате до сих пор
продолжает меняться и дополняться в соответствии
с требованиями времени, в целях упорядочивания
и исключения противоречий, пробелов, коллизий
между нормами права различных законодательных
актов и соответствия норм закона
конституционным нормам и пр. [7].
На
сегодняшний день в соответствии со ст.
2 закона о нотариате «правом совершать
нотариальные действия в случаях и пределах,
установленных настоящим законом, обладают:
1)
нотариусы, работающие в государственных
нотариальных конторах (государственные
нотариусы), и нотариусы, занимающиеся
частной практикой (частные нотариусы);
2)
должностные лица аппаратов акимов
городов районного значения, поселков,
сел, сельских округов, уполномоченные
на совершение нотариальных действий;
3)
лица, исполняющие консульские функции
от имени Республики Казахстан;
4)
иные лица, уполномоченные настоящим
Законом на совершение нотариальных
действий».
Также
совершать отдельные нотариальные действия
могут
1)
врачи лечебно-профилактических учреждений,
больниц, домов для престарелых и инвалидов,
директора и главные врачи;
2)
начальники госпиталей, санаториев и других
военно-лечебных учреждений, их заместители
по медицинской части, старшие и дежурные
врачи этих медицинских организаций;
3)
командиры воинских частей, соединений,
учреждений и заведений;
4)
начальники мест лишения;
5)
капитаны морских судов или судов внутреннего
плавания;
6)
начальники разведочных и других экспедиций;
7)
руководители учреждений социальной защиты
населения или соответствующего органа
социальной защиты населения [2, ст. 37].
Таким
образом, совершать нотариальные действия
может только орган, обладающий определенными
властными полномочиями (например, властное
подтверждение в бесспорном порядке субъективных
прав и обязанностей физических и юридических
лиц, принятие охранительных мер путем
наложения запрещений и ареста на имущество
и др.) [7, с. 26].
При
осуществлении нотариальной деятельности
нотариусы и уполномоченные на совершение
нотариальных действий лица подчиняются
только закону. При этом они должны руководствуются
законом о нотариате и другими нормативно-правовыми
актами, а также отраслевыми международными
договорами, ратифицированными Республикой
Казахстан.
Правовая
природа нотариата – это ее юрисдикционная,
правоохранительная функция, по сути функции
нотариата являются детализацией функции
Министерства юстиции по оказании юридических
услуг и правовой помощи. Однако нотариат
тесно связан и с другими структурами
государства.
Так,
например, Министерство юстиции Республики
Казахстан ведет реестр государственных
и частных нотариальных контор. А функцию
предварительного и последующего контроля
за законностью в гражданском обороте
осуществляют нотариат и суд. Однако в
отличие от суда, который рассматривает
споры о праве в гражданском процессе,
одна из задач нотариата – предупреждение
возможных гражданских нарушений. То есть
деятельность нотариата носит упреждающий
характер [8, c.102].
Таким
образом, законодательно закрепленная
система, направленная на защиту прав
и законных интересов как граждан, так
и юридических лиц, посредством исполнения
нотариальных действий, в основе которых
– подтверждение прав и фактов, а также
на реализацию других функций, предусмотренных
казахстанским законодательством, называется
нотариатом.
Задачи нотариата:
Защита
и охрана собственности, прав и законных
интересов физических и юридических лиц.
Обеспечение
содействия в укреплении законности, защиты
и охраны прав и интересов граждан и организаций.
Предотвращение
правонарушений (путем проведения правовых
консультаций, разъяснения последствий
совершения нотариального действия).
Принципы нотариата:
Принцип
законности. Это общеправовой принцип,
который распространяется на любых участников
правоотношений. Законность является
фундаментом жизнедеятельности общества,
когда все граждане равны перед законом
и строго следуют нормам закона. Признаки
законности – всеобщность и неразрывная
связь с правом.
Принцип
независимости. На деятельность представителей
института нотариата не может влиять мнение,
решения или действия каких-либо учреждений
или граждан, не входящих в эту систему,
благодаря запрету вмешательства в деятельность
нотариуса, который установлен законодательными
нормами назначения и прекращения полномочий
нотариуса, а также другими способами
правовой защиты его статуса. Таким образом,
нотариус принимает решения и реализует
свои профессиональные действия самостоятельно.
Неприемлемо любое вмешательство в его
деятельность с чьей бы то ни было стороны.
Поэтому лица и органы, не относящиеся
к институту нотариата не имеют права
указывать нотариусу или принуждать совершать
какие-либо, а также разбирать решения
нотариуса, определяя их как правильные
или неправильные.
Тайна
нотариальных действий. Этот принцип заключается
в неразглашении сведений, которые
были получены нотариусом в процессе осуществления
своей профессиональной деятельности.
Этот принцип гарантирует неприкосновенность
частной жизни, которая законодательно
закреплена в Основном законе государства.
И в законе о нотариате прописана норма
о том, что и физическим, и юридическим
лицам гарантируется тайна совершенных
ими нотариальных действий. При этом в
законе также есть требование обеспечения
тайны нотариальных действий
и для лиц, которые завершили работу в
качестве нотариуса [2].
Итак,
мы рассмотрели понятие нотариата, его
принципы и задачи, однако характеристика
этого понятия была бы неполной без экскурса
в историю нотариата.
1.2. История возникновения и развития нотариата
в Республике Казахстан
Историческое
развитие нотариата в Казахстане, как
в любом другом государстве, напрямую
связано с развитием правовой системы,
так как нотариус осуществляет только
те функции, которые объективно необходимы
и востребованы обществом.
Его
возникновение напрямую связано с изменением
гражданского оборота, потребностью содействовать
его субъектам в совершении сделок и юридическом
закреплении приобретаемых прав.
Данный
институт права призван гарантировать
бесспорность имущественных прав, охрану
прав всех участников гражданского оборота
и защищать частную собственность [9, стр.
37].
Формирование отечественного нотариата
неразрывно связано с его историей в России
до и в послереволюционный период.
Отечественным исследователям этот период интересен тем, что на него
приходится период нахождения Казахстана
в составе Российской империи. Продолжался
этот период до второй половины ХIХ века,
когда с появлением Положения о нотариальной
части от 14 апреля 1866 года началось формирование
единой системы нотариальных органов,
действующих до 1917 года.
Время нахождения Казахстана в составе
России имело важное значение. В книге А.С. Ибраевой по теории государства
и права описывается этот важный для истории
Казахстана этап, показано возникновение
новой системы управления, упразднение
бийских судов, правовых норм и уложений
того времени [10, стр.28].
В Туркестанском крае 70-х годов возникала
острая необходимость урегулирования
отношений, которые возникали в гражданском
обороте. Этому послужило формирование единых правил, так необходимых
для правовой защиты участников гражданско-правовых
сделок. Увеличивалось количество процессов,
в которых стали участвовать представители
местного населения. Этому способствовали
переселение крестьянского населения,
развитие промышленности, миграция, развитие
торговли и т.д.