Нотариат в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа эффективности осуществления институтом нотариата нотариальных действий, определенных Законом Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).
Достижение главной цели дипломной работы реализуется через решение следующих взаимосвязанных задач:
1) Раскрыть понятие нотариата.
2) Отразить историю становления и развития нотариата в Республике Казахстан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…... 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………... 6
1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности
по законодательству Республики Казахстан……………………………………..... 6
1.2. История возникновения и развития нотариата в Республике Казахстан….. 11
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ... 22
2.1. Понятие и виды нотариальных действий……………………………………. 22
2.2. Основные правила совершения нотариальных действий………………....... 33
3. ОСОБЕННОСТИ НОТАРИАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……….. 41
3.1. Роль частного нотариуса в системе нотариата РК………………………….. 41
3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе…………………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 59

Файлы: 1 файл

diplom_work.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Определял нотариусов Туркестанский генерал-губернатор, которых направляло Сыр-Дарьинское областное управление после проверки их знаний положения нотариальной части. Вступлениме в должность наступало после принятия присяги. Их приравнивали к госслужащим и присваивали VIII класс по должности, но чинов и пенсию по этому званию они не имели.

Осенью 1880 года от генерал-губернатора Туркестанского края К.П. фон Кауфмана было послано циркулярное письмо всем губернаторам края о жалобах (казахов) о том, что чины управлений принуждают подписывать бумаги писанные на русском языке, при этом они не понимают значения и смысла этих документов. На основании этого, чиновникам обязывалось: предлагать перевод документов; обязывать казахам, которые знают русскую грамоту перед подписанием собственноручно подписываться в том, что содержание бумаги ему известно.

В декабре 1883 г. от Сыр-Дарьинского областного правления была направлена бумага судье Чилиинского уезда в которой указывалось, что прошения, заявления, домашние акты и жалобы казахов подаются без точного имени и фамилии лица, поэтому предлагает соблюдать правила, указанные в законе, касательно подписи имени и фамилии лиц, и под актами, и под жалобами и прошениями.

Частые инциденты по вопросу судебной, в основном нотариальной части, привели к замене старой системы нотариата новыми правилами.

Согласно мнению Гос. Совета, который был утвержден императором Николаем II в 1898 году, все судебные учреждении в Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областях действовали на особых основаниях и утвержденных правилах о применении судебных уставов.

Согласно этим правилам, мировые и участковые судьи выполняли обязанности мировых судей, а также судебных следователей и заведовали в местах, где нет нотариусов.

Согласно этого положения обязанности старшего нотариуса нес один из членов окружного суда. Нотариусам, а равно лицам, которые заступали на их место, мировым судьям, было позволительно выписывать акты, подлежащие утверждению старшим нотариусом и посылать в архив по почте. Количество нотариусов с каждым годом росло.

По состоянию на 1894 г. в Верном и Уральске значилось по 2 нотариуса, в 24-х уездных городах – по одному [11].

В Туркестанском крае все судебные и нотариальные установления и народный суд действовали на основании правил о судебном устройстве со следующими изменениями и дополнениями:

1. При совершении засвидетельствования  подлинности подписей нотариусы должны были предварительно осмотреть содержанием акта и отказать засвидетельствовать, если акт не отвечает установленным требованиям.

2. Нотариусами должны были совершаться  купчие крепости на участки  земель в городе, которые продавались  уездными начальниками, как заменяющими депутатов городского управления, по частному соглашению, а не с публичных торгов.

Права, относящиеся к определению и увольнению нотариусов, а также дисциплинарной власти над нотариатом были возложены на председателя областного суда.

За должностные преступления нотариусов судили и дела по этим преступлениям рассматривались в областном суде. Нотариальный архив имелся при каждом областном суде.

Неправильные действия нотариусов и лиц, заступающих на их место (мировые судьи, члены областного суда, исполняющие обязанности старшего нотариуса) подавались в областной суд, а после постановления суда надлежало их рассмотрение на заседании Правительствующего Сената. Нельзя было совершать различные акты о недвижимости на имя лиц, у которых не было права покупать это имущество в Туркестанском крае.

Ежемесячно и ежегодно нотариусами предоставлялись отчеты о проделанной работе.

Перечисленные ранее правила о нотариате, изменения и дополнения к ним были направлены на:

- усиление порядка надзора за  работой уездных судей и судебных следователей, скорости и правильности делопроизводства;

- усиление возможности русской  державой владеть землями казахов  и править ими.

Устройство нотариата в Казахстане с конца 60-х годов и произошедшие с ним изменения в конце XIX вв. сохранились вплоть до революции 1917 г. [12].

Все произошедшее оказало сильное влияние на становление таких важных в обществе отношений, какими всегда являлись отношения собственности.

В одной из публикаций М. Хасанаева впервые в юридической литературе были исследованы попытки России по установлению на территории Казахстана такого института государственного права как нотариат. Ориентирован он был преимущественно на европейские стандарты права [13].

В его материалах освещено много юридических терминов, которые малоизвестны современной правовой науке. К примеру, из его анализа правоприменительной практики этого периода отмечается, что не все уездные судьи одинаково относились к васихам (васих – это документ, оформленный судьей, или казием, по сделкам местного населения друг с другом): некоторые признавали их за полноценные акты, иные за домашние акты, а некоторые вообще не придавали им серьезного внимания. Так же неоднозначно относились к биркам-палочкам с нарезами линий на одном конце для выдачи денег в долг или по условию вперед, а на другом конце нарезы обозначали выполнение условий договора. Такие палочки для мировых судей не имели значения вообще, и только традиционные волостные суды признавали их.

До Октябрьского переворота (1917 г.), мировые судьи в уездах были наделены функциями нотариата. Их работа по выполнению нотариальных действий охватывала все уездные селения, а где не было нотариусов, полномочия старшего нотариуса принимал один из членов суда.

Из-за географических, национальных и других особенностей окраин России, реорганизация правового института, которая проводилась в 60-х годах XIX века, не могла быть закончены одномоментно. Она включала в себя использование значительных средств из казны, квалифицированных кадров, готовых работать в не привычных условиях. Перед чиновником, который направлялся на службу, ставилась важное условие: обязательное знание языка и местных обычаев. Все это вызывало надобность целенаправленной работы, рассчитанной российской администрацией на продолжительную перспективу.

После свержения царя и последовавшим за ним восстанием 1917 года, дальнейшее развитие нотариата должно было двигаться по новым принципам и идеям, и появившиеся новые (социалистические) отношения собственности не могли обойтись без нотариата, поэтому власть советов была вынуждена в центре и на местах заняться реорганизацией в стране нотариальных служб [14]. 

 

Советский период

Развитие нотариата в советское время было ограничено тем, что в государстве не признавали частной собственности и гражданский оборот был сильно ограничен.

Нотариат принадлежал системе органов юстиции и был исключительно государственным, большую часть советского периода.

Осуществление многих функций нотариата делегировалось местным представительным и исполнительным органам власти на местах.

В 1921 году вышел Декрет о введении Положения о нотариате и Декрет об упразднении нотариальных столов, но уже в 1923 году было введено Положение «О государственном нотариате» и Декрет «Об упразднении нотариальных контор» был отменен. Долгое время отдельные статьи этого Положения претерпевали изменения.

14.05.1926 г.

Выходит постановление СНК СССР и ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. об утверждении Основных принципов организации государственного нотариата.

10.06.1936 г.

Выходит Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О реорганизации нотариальных органов» из ведения городских, советских и районных исполкомов, были исключены нотариальные действия с сосредоточением их в нотариальных конторах. Во всех районных, городских центрах были созданы государственные нотариальные конторы, возглавляемые нотариусами. До выхода Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» в районах, где не было нотариальных органов, эти функции были возложены на народные суды.

25.10.1939 г.

Совнаркомом было принято новое Положение о Наркомюсте. В его состав входили: управление кадров, судебных учреждений, учебных заведений; нотариальный и кодификационный и др.

20.04.1940 г.

Постановлением Совнаркома Казахской ССР от 20 апреля 1940 года «Об утверждении сети нотариальных контор» в 1940 году был установлен список нотариальных органов – 120 городских и районных государственных нотариальных контор.

23.03.1960 г.

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР упразднено Министерство юстиции. В связи с этим функции по руководству нотариатом перешли к Верховному суду.

01.07.1966 г.

Пленумом Верховного Суда СССР 01.07.1966 года вынесено Постановление «О судебной практике по делам о наследовании».

12.12.1970 г.

Советом Министров СССР принято постановление № 960 «Об учреждении Министерств юстиции в союзных республиках». На основании этого постановления Советом Министров Казахской ССР было принято постановление «Об учреждении Министерства юстиции Казахской ССР и организации его местных органов».

28.02.1972 г.

В феврале Министерством юстиции СССР утверждена Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за Правовой помощью к этим учреждениям.

21.03.1972 г.

Совет Министров СССР 21 марта 1972 г. утвердил Положение о Министерстве юстиции СССР.

28.10.1972 г.

28 октября коллегией Минюста СССР утверждено Примерное положение об отделе юстиции исполнительного комитета областного, краевого Совета депутатов. Руководить нотариатом на местах стали создаваемые отделы юстиции.

20.04.1973 г.

20 апреля министром юстиции СССР  был издан приказ «Об опыте  работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и о повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики».

19.07.1973 г.

19 июля был принят Закон СССР  «О государственном нотариате».

29.12.1973 г.

29 декабря Министерство юстиции  СССР утвердило Формы реестров  для регистрации нотариальных  действий, свидетельств и удостоверительных  надписей на сделках и документах.

13.08.1974 г.

В августе 1974 года был принят Закон Казахской ССР «О государственном нотариате». На то время он явился первым нормативным актом, который характеризовался в большей степени единообразный, так как являлся законом республики, находившейся в составе союзного государства [15].

Во время его действия во всех регионах Казахстана окончательно сформировались нотариальные органы, упорядочилась кадровая работа, велся государственный контроль за практикой нотариата. Функции организации и управления по отношению к нотариальным органам были переданы Министерству юстиции и его территориальными органами на местах. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию о правилах удостоверения завещаний директорами; главными врачами, их замами, дежурными врачами больниц, лечебно-профилактических учреждений, санаториев от 20 июня 1974 года; Инструкцию о порядке удостоверения командирами воинских частей, соединений, военно-учебных заведений начальниками, их замами, старшими и дежурными завещаний и доверенностей от 15 марта 1974 года; Инструкцию от 14 марта 1974 года № К-15/184.о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы.

1975 год

Министерством юстиции СССР 28 марта 1975 года было издано Инструктивное письмо, которое называлось «Об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».

Также была введена в действие «Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР», утвержденная приказом министра юстиции СССР 1 августа 1975 года.

1976 год

31 мая – Инструктивное письмо «О совершении морских протестов», утвержденное Министерством юстиции Советского Союза.

19 октября – приказ «О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата», утвержденный министром юстиции Союза Советских Социалистических Республик.

1977 год

23 марта Министерство юстиции Советского Союза опубликовало Методическое письмо «О совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копии документов и выписок из них».

29 июля издана «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Союза Советских Социалистических Республик», утвержденная Министерством юстиции и Министерством иностранных дел СССР.

1978 год

02.08.1978 опубликован приказ «О дальнейшем совершенствовании работы по оказанию методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий», утвержденный министром юстиции Советского Союза.

1980 год

30.01.1980 – «Методические рекомендации по обобщению нотариальной практики», разработанные Министерством юстиции Союза Советских Социалистических Республик.

Информация о работе Нотариат в Казахстане