Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:05, дипломная работа
Целью данной работы является проведение анализа эффективности осуществления институтом нотариата нотариальных действий, определенных Законом Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).
Достижение главной цели дипломной работы реализуется через решение следующих взаимосвязанных задач:
1) Раскрыть понятие нотариата.
2) Отразить историю становления и развития нотариата в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…... 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………... 6
1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности
по законодательству Республики Казахстан……………………………………..... 6
1.2. История возникновения и развития нотариата в Республике Казахстан….. 11
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ... 22
2.1. Понятие и виды нотариальных действий……………………………………. 22
2.2. Основные правила совершения нотариальных действий………………....... 33
3. ОСОБЕННОСТИ НОТАРИАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……….. 41
3.1. Роль частного нотариуса в системе нотариата РК………………………….. 41
3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе…………………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 59
31.01.1980 – «Перечень документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов с указанием сроков хранения документов», разработанное Министерством юстиции Союза ССР совместно с Главным архивным управлением.
19.03.1980 – «Типовая номенклатура должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием», утвержденная Минюстом Советского Союза.
21.04.1980 – «Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности», утверждено Минюстом Советского Союза.
05.05.1980 – «Рекомендации по обеспечению нотариальных контор справочно-информационным материалом для посетителей», утвержденные Министерством юстиции Советского Союза.
25.06.1980 – принятие Закона Союза ССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов».
30.09.1980 – «Методическое письмо о порядке выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов», утверждено Министерством юстиции Союза ССР.
1983 год
04.08.1983 – издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».
15.11.1983 – Инструктивные указания «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике», утвержденные Минюстом Союза Советских Социалистических Республик.
1984 год
4 мая Министерством юстиции Союза ССР изданы Инструктивные указания «О нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей».
29 ноября Минюстом Союза ССР издано Указание «О порядке нотариального удостоверения договоров дарения валютных ценностей».
1985 год
10.10.1985 – «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами нотариата и повышению уровня нотариального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций», утвержденный приказом министра юстиции СССР № 18.
21 июня 1985 года Пленумом Верховного Суда СССР вынесено Постановление «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
13 ноября Министерством юстиции Союза ССР утверждена «Инструкция по составлению статистической отчетности о работе государственных нотариальных контор».
1986 год
24 ноября Министерством юстиции Союза ССР изданы «Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».
19 декабря – «Рекомендации по вопросам совершения исполнительных надписей».
22 декабря – министром юстиции СССР издан Приказ №23 «О задачах органов, учреждений юстиции и судов по улучшению работы с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан».
1991-1997 годы
Дальнейшие пути развития института нотариата, а также введение института нотариусов, занимающихся частной практикой, создание профоргана, который способен координировать деятельность частных нотариусов, обязательное страхование ответственности частных нотариусов за ущерб, который может быть причинен при осуществлении нотариальных действий – все перечисленное было отражено в Постановлении Президента Республики Казахстан «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 года.
Существовавшая прежде система нотариата уже не могла соответствовать произошедшим переменам, при свершившихся правовых реформах и возросшем объеме гражданского оборота она безнадежно устарела. Нотариальные конторы, оставаясь в структуре органов юстиции, уже не финансировались государством в необходимом объеме, так как на положении института нотариата дел сказывалась непростая экономическая ситуация в Казахстане. Нотариусы так и работали на бланках, безнадежно устаревших, печатали документы на пишущих машинках, не было никаких условий для соблюдения одного из главных принципов деятельности нотариата –обеспечение тайны нотариальных действий. Для того чтобы стимулировать труд нотариусов Министерство юстиции РК внедрило хозрасчетные операции, а территориальные органы юстиции продолжали осуществлять бухгалтерское обслуживание их деятельности [16].
За шестнадцать лет с момента своего образования в 1997 году казахстанский нотариат испытал на себе все перипетии непростой истории становления и утверждения. Всю историю становления условно можно разделить на несколько периодов.
В ходе визита был рассмотрен вопрос о возможности вступления казахстанского нотариата в Международный Союз нотариата. Отрадно отметить, что уже тогда международными экспертами был отмечен значительный потенциал казахстанского нотариата, которые представили подробный анализ регулирующего нотариальную деятельность законодательства и дали ценные рекомендации, скомпилированные с учетом стандартов латинского нотариата и международного опыта.
Деловые контакты казахстанской Республиканской нотариальной палаты и Международного Союза нотариата продолжаются по сей день. Так, на II Международном юридическом форуме, который проходил в г. Санкт-Петербурге с 16 по 19 мая 2012 года Президент Международного Союза нотариата подтвердил прежнюю готовность Союза продолжать оказывать всемерное содействие казахстанскому нотариату не только в информационном плане, но и в переговорах по вступлению в МСН.
Нельзя не отметить, что нормы о признании института нотариата правовым в законопроекте о внесении поправок в Закон «О нотариате», который был представлен в Парламент в 2011 году, не имелось. Но на стадии обсуждения в мажилисе Парламента по инициативе депутатов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе она была включена в законопроект. Законотворческой деятельностью государства принимаются все меры для реализации государственной Концепции правовой политики на 2010-2020 годы.