Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Лица, участвующие в деле, - это основные участники гражданского процесса. Неправильное определение состава лиц, участвующих в деле, влечет отмену решения суда по делу.
Закон не содержит перечня участников гражданского процесса. Всех участников гражданского процесса можно разделить на три группы. К первой относится суд. Ко второй группе относятся лица, участвующие в деле, - стороны, третьи лица и другие участники, перечисленные в ст. 34 ГПК. В свою очередь они делятся на две группы:
а) лица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов (стороны и третьи лица), и
б) лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту интересов других лиц. К третьей группе относятся участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, судебные представители).

Содержание работы

введение 2
Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе 3
Права и обязанности лиц, участвующих в деле 4
Гражданская процессуальная правоспособность 6
Гражданская процессуальная дееспособность 7
Понятие сторон в гражданском процессе, их права и обязанности. 8
Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны. Замена ненадлежащего ответчика 10
Процессуальное соучастие 12
Третьи лица 15
Процессуальное правопреемство 16
Участие прокурора в гражданском процессе 18
Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц 23
Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения 27
Заключеение 30
Список используемой литературы. 32

Файлы: 1 файл

Курсовик гражданский процесс.docx

— 101.42 Кб (Скачать файл)

В случае же обращения прокурора  в защиту законных интересов гражданина прокурор должен обосновать, почему гражданин лично не может предъявить иск (абз. 2 ч. 3 ст. 131  ГПК).

Возникает вопрос: как должен поступить судья, если прокурор не выполнил требование ч. 3 ст. 131 ГПК? Представляется, что судья вправе оставить заявление без движения (ст. 136  ГПК).

В последние годы в деятельности прокуроров значительное место занимают дела об оспаривании нормативных правовых актов, противоречащих закону более высокого уровня, а также иные дела в защиту прав неопределенного круга лиц (о защите прав потребителей, охране окружающей среды и др.).

Прежде чем предъявить иск, прокурор должен собрать необходимый  фактический и доказательственный материал, проанализировать его. Однако в отличие от расследования уголовных дел прокурор не вправе допрашивать свидетелей и совершать другие действия, отнесенные гражданским процессуапьным законом исключительно к компетенции суда.

Иск прокурора, как и любые  иные его действия в процессе, должен быть основан на проверенных материалах. В деле, возбужденном на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако прокурор не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого предъявлен иск. Он всегда должен руководствоваться законом. Поэтому если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу о том, что требования в части или в целом незаконны или необоснованны, он должен отказаться полностью или частично от предъявленного им иска.

Однако прокурор не может  требовать рассмотрения дела или  отмены определения суда о прекращении  производства по делу в связи с  отказом истца от иска, предъявленного в его интересах прокурором, если судом были соблюдены условия  принятия отказа от иска (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 39 ГПК).

Прокурор, предъявивший иск, дает объяснение по делу и участвует  в прениях первым (ст. 174 ГПК). Он обязан доказать тс обстоятельства, на

которые ссылается в обоснование  своих требовании и возражении (ст. 56 ГПК).

Если истец  участвует в судебном заседании, он выступает после прокурора, предъявившею иск. Стороны вправе задавать вопросы прокурору, предъявившему иск и дающему объяснения по делу.

Не являясь субъектом  спорного правоотношения, прокурор не вправе распоряжаться материальным правом, в частности, не может заключить  мировое соглашение. Отказ прокурора  от иска является актом распоряжения лишь процессуальным правом. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело.

Заключение прокурора  должно основываться на законе, подлежащем применению в рассматриваемом судом  деле с учетом исследованных в  судебном заседании доказательств. При исследовании доказательств прокурор, как лицо, участвующее в деле, вправе задавать вопросы сторонам, свидетелям, экспертам и специалистам; высказывать свое мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ст. 35 ГПК).

По окончании рассмотрения дела по существу прокурор дает заключение по делу в целом (ст. 190 ГПК). Выступление прокурора, дающего заключение, в прениях ГПК РФ не предусматривает. В отличие от ГПК 1964 г. новый Кодекс не наделяет правом дачи заключения прокурора, по заявлению которого возбуждается дело.

Прокурор не может давать заключение но делу, в котором прокуратура  является стороной.

Как при предъявлении иска, так и при даче заключения прокурор никаких решений по делу не принимает, он не вправе совершать процессуальные действия, входящие в компетенцию суда. Он может лишь, как и любое другое лицо, участвующее в деле, возбуждать перед судом ходатайство о совершении какого-либо действия либо о разрешении определенного но проса.

Прокурор не может вносить  представление в суды второй и  надзорной инстанций, если прокуратура  является стороной по делу13

Вывод о том, что прокурор является лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в суд первой инстанции, правилен, поскольку его участие прямо предусмотрено законом и, следовательно, обязательно.

Но представление прокурора - одно из оснований возбуждения  дела в вышестоящих судах. При  даче же заключения прокурор привлекается к участию в деле, возбужденном другими заинтересованными лицами. Поэтому более правильным было бы в таких случаях привлечение прокурора к участию в деле для дачи заключения по инициативе вышестоящих судов (об участии прокурора в судах второй и надзорной инстанций см.гл. 19—21 настоящего учебника).

Поскольку судебные постановления исполняются судебными приставами, переданными в подчинение исполнительного органа, на наш взгляд, в стадии исполнения судебных постановлений прокуратура обязана осуществлять надзор за законностью и своевременностью исполнения судебных решений; особое внимание должно обращаться на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров, а также по делам о восстановлении на работе, взыскании алиментов на детей, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Прокурор может предъявить исполнительный документ ко взысканию  по делам, возбужденным по его инициативе в интересах неопределенного  круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов, а также недееспособных граждан.

 Одна из задач прокуратуры - систематическое изучение и обобщение практики рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих от граждан и организаций, сообщающих о фактах нарушения законности в работе организаций, а также о случаях обнаружения фактов ущемления прав организаций и граждан. Рассматривая такие материалы, прокурор прежде всего принимает предусмотренные законом меры, направленные на устранение причин, порождающих эти нарушения, а в необходимых случаях обращается в суд в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, не имеющего возможности отстаивать в суде лично свои права, свободы и интересы, а также в целях защиты государственных (публичных) интересов.

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов  других лиц


В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти,   органы   местного   самоуправления,   организации   (далее   -  органы свобод и законных интересов других лиц - граждан и неопределенного крута лип. Обращение в суд в интересах граждан возможно лишь по их просьбе.

Перечисленные органы и липа не имеют субъективного материально-правового  интереса в деле, когда обращаются в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лип.

При обращении в суд  в интересах неопределенного  круга лиц возможно сочетание личного интереса с интересами большой группы лиц, численный состав которой установить затруднительно или нельзя установить вообще.

Органы и лица не имеют  материально-правового интереса в  исходе дела. Целью их участия в  деле от своего имени является защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц — граждан и организаций. Их интерес определяется обязанностями, возложенными на соответствующие органы, организации и граждан в определенной сфере деятельности.

ГПК включил органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, осуществляющих защиту прав и интересов других лиц, в состав участвующих в деле лиц (ст. 34), наделив их всеми правами таких лиц (ст. 35). Наряду с этим права указанных органов и лиц закреплены в ст. 46. Данная статья предоставляет названным в ней субъектам право предъявить иск в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов при наличии двух условий:

  1. это должно быть предусмотрено законом;
  2. необходимо наличие просьбы лица (гражданина), в защиту прав которого возбуждается гражданское дело.

В связи с этой новеллой возникает вопрос о том, в какой  форме должно быть выражено согласие истца (заявителя) на обращение в суд уполномоченными на то органами и лицами. Можно предвидеть, что в практике как органов, гак и судов возникнут этот и другие связанные с ним вопросы: когда должно выясняться наличие упомянутого согласия, каковы последствия его отсутствия и условия их наступления до и после возбуждения дела и др. Ответа на эти вопросы в ГПК нет.

Представляется, что согласие истца должен выяснить судья при  подготовке дела к судебному разбирательству, а в заявлении уполномоченных законом органов и лиц должно быть указано, на каком основании предъявляется иск. Если истец не даст согласия на возбуждение дела в его интересах, то заявление следует возвратить.

Но главный вопрос: насколько  правомерно введение этого условия. Не приведет ли оно к фактическому устранению данного института: по существу, возбуждение дела поставлено в зависимость от воли заинтересованного лица. Л уполномоченные органы и лица превращаются в своеобразных представителей.

Согласно ч. 2 ст. 46 ГПК  лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов1. Эти исключения связаны с тем, что они не являются субъектами спорного правоотношения, поэтому к ним не может быть предъявлен встречный иск. Следовательно, как и прокурор, названные в ст. 46 ГПК органы и лица занимают в деле положение истца только в процессуальном смысле.

Для возбуждения дела в  защиту прав других лиц необходимо не только наличие права на обращение  в суд у заинтересованного  лица (права на предъявление иска у  истца), но и особой предпосылки - предоставления законодательством (законом, положением, уставом) такого права органу или лицу, обращающемуся в суд, что нашло отражение во втором предложении п. 1  ч. 1 ст. 134 ГПК.

Поэтому органам и лицам  должно быть отказано в принятии заявления на основании ч. 2 ст. 4 и п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК, если закон не наделяет их правом возбуждения гражданского дела в защиту прав других лиц. В принятии заявления должно быть отказано и во всех других случаях отсутствия права на обращение в суд у лица, в интересах которого возбуждается дело, на основании пп. 2 и 3 ч. I  ст.  134 ГПК.

Указанные органы и лица обязаны также соблюдать  порядок обращения в суд (порядок предъявления иска), если законом не установлено исключений или если эти исключения прямо не следуют из смысла закона. При несоблюдении этих требований заявление должно быть возвращено либо оставлено без движения (пп. 2, 4, 5, 6 ч. 1 ст. 135; ч. 1 ст. 136 ГПК).

Представляется, что органы и лица, обращающиеся за защитой  прав Других лиц, не должны соблюдать  порядок внесудебного разрешения спора  И это не может быть основанием возвращения заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК), поскольку они не являются субъектами заявленного требования. Заявление не может быть возвращено и на основании п. 4 ч. I ст. 135, так как в нем идет речь о случаях подачи заявления от имени истца без полномочий на ведение дела, а указанные лица обращаются в суд за зашитой прав другого лица (истца) от своего имени. Однако поскольку названные органы и липа действуют в процессе через своих представителей, последние должны иметь полномочия на ведение дела. Отсутствие таких полномочий может быть основанием как для возвращения заявления, так и для оставления заявления без рассмотрения (абз. 4 ст. 222 ГПК), поскольку речь идет об отсутствии полномочии у представителя липа, возбуждающего дело от своего имени.

Возможность возбуждения  отдельных категорий дел в  защиту чужих прав и интересов  прямо предусмотрена в некоторых  нормах ГПК (ч. I ст. 251, ч. 1 ст. 254, ст. 273, ч. 1 и 2 ст. 2<SI) и в ряде других законодательных актов (см., например, ст. 28, 70, 73, 77 СК), которые должны применяться с учетом изменений, внесенных в ч. 1  ст. 46 ГПК.

В отдельных случаях  закон допускает участие в  деле и ответчиков только в процессуальном смысле.

Так, в тех  случаях, когда родителям неизвестно, кто усыновитель их ребенка, требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту вынесения решения об усыновлении. Орган опеки и попечительства может быть процессуатъным ответчиком также но искам о восстановлении в родительских правах, о возврате ребенка (ст. 72 СК).

Круг лиц, в интересах  которых возбуждается дело, заранее  неизвестен, как правило, его вообще невозможно или трудно определить. Поэтому для возбуждения подобного  дела необходимо лишь одно условие: данное полномочие соответствующего органа пли организации (гражданина) должно быть предусмотрено законом. Предварительного согласия (просьбы) заинтересованных лиц на предъявление подобного иска не требуется, поскольку их круг заранее определить весьма затруднительно.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от К) января 2002 г. «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ вправе предъявить иск в суд о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Аналогичное право предоставлено органам государственной власти субъектов РФ (ст. 6 данного Закона), гражданам (ст. II), общественным и иным некоммерческим объединениям (ст. 12).

Информация о работе Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе