Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Лица, участвующие в деле, - это основные участники гражданского процесса. Неправильное определение состава лиц, участвующих в деле, влечет отмену решения суда по делу.
Закон не содержит перечня участников гражданского процесса. Всех участников гражданского процесса можно разделить на три группы. К первой относится суд. Ко второй группе относятся лица, участвующие в деле, - стороны, третьи лица и другие участники, перечисленные в ст. 34 ГПК. В свою очередь они делятся на две группы:
а) лица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов (стороны и третьи лица), и
б) лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту интересов других лиц. К третьей группе относятся участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, судебные представители).

Содержание работы

введение 2
Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе 3
Права и обязанности лиц, участвующих в деле 4
Гражданская процессуальная правоспособность 6
Гражданская процессуальная дееспособность 7
Понятие сторон в гражданском процессе, их права и обязанности. 8
Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны. Замена ненадлежащего ответчика 10
Процессуальное соучастие 12
Третьи лица 15
Процессуальное правопреемство 16
Участие прокурора в гражданском процессе 18
Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц 23
Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения 27
Заключеение 30
Список используемой литературы. 32

Файлы: 1 файл

Курсовик гражданский процесс.docx

— 101.42 Кб (Скачать файл)

Статьей 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 предусмотрено, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе наряду с органами местного самоуправления и их должностными лицами предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.

Право государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций, граждан обращаться в суд в целях защиты чужих интересов традиционно рассматривалось в нашей учебной и научной литературе как одно из дополнительных средств реализации прав конкретных субъектов, граждан или юридических лиц, которые должны участвовать в деле как истцы (ч. 2 ст. 38 ГПК). В этом институте общественные интересы сочетаются с личными, но превалируют последние3.

Между тем, как видно из приведенных и других законов  РФ, принятых в последние годы, в  нашей правовой действительности возникло новое явление — иски в защиту прав и интересов неопределенного круга граждан, народного хозяйства, окружающей среды, преследующие государственные, общественные, групповые интересы. Их цель - зашита публичных интересов. Это правовой институт, существенно отличающийся от ранее известного, природа которого активно исследуется.

Эти иски, безусловно, имеют  определенные особенности, которые, к  сожалению, не отражены в новом ГПК, кроме указания в ст. 45 и 47 о возможности  их предъявления. Представляется, что  по таким делам недопустим отказ от иска, поскольку конкретный субъект спорного права или охраняемого законом интереса не определен.

Участие в деле государственных  органов, органов местного самоуправления для дачи заключения


В предусмотренных  законом случаях государственные  органы, орга 
ны местного самоуправления могут вступить в дело до принятия решения 
судом первой инстанции по своей инициативе или по инициативе участ 
вующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления 
возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных ин 
тересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных обра 
зований (ч. I  ст. 47  ГПК).

ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ч. I ст. 272, ст. 284, 288 ГПК). Привлечение государственных органов и органов местного самоуправления к участию в деле предусмотрено и С К. Вопрос о привлечении в процесс государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.

В отличие от ГПК 1964 г. в  новом Кодексе не регламентируется порядок участия госорганов и органов местного самоуправления в судебном заседании. В нем установлено лишь, что они могут вступить в дело до принятия судом решения, следовательно, до удаления суда в совещательную комнату. Кроме того, в ст. 189 ГПК предусмотрено, что слово для заключения представителю этих органов дается по окончании рассмотрения дела по существу, как и прокурору, при этом последовательность их выступлений не определена. Возможность же привлечения (вступления) государственного органа или органа местного самоуправления в дело для дачи заключения до вынесения решения неизбежно приведет к необходимости возобновления судебного разбирательства и, следовательно, затяжке процесса, не исключая отложения судебного заседания. Поэтому целесообразнее решать этот вопрос в период подготовки дела к судебному разбирательству либо в подготовительной части судебного разбирательства.

Поскольку ГПК не определяет порядок участия в деле госорганов 
и органов местного самоуправления, следует исходить из того, что они на 
делены правами лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК) с учетом цели всту 
пления в процесс.

Заключения государственных  органов, органов местного самоуправления представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное заключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лишении родительских прав).

Лица, участвующие  в деле, и представители могут  задавать уполномоченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.

С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще 
всего участвуют следующие государственные органы и органы местного 
самоуправления:

а) органы опеки и попечительства - по делам, затрагивающим инте 
ресы детей и других недееспособных лиц, например по делам о передаче 
детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих 
прав, лишении родительских прав, об усыновлении и об отмене усыновле 
ния, использовании опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, 
причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жи 
лищные права детей (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК);

б) органы социального обеспечения - по делам особого производства, 
возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим или 
безвестно отсутствующим);

в) жилишно-коммунальные органы - по делам, связанным с владени 
ем жилищами и другими помещениями на праве личной собственности 
(выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых 
помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности 
строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совла 
дельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, 
о порядке пользования этим участком.

Участие в гражданском  процессе указанных органов и  необходимость извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.

В судебной практике непривлечение  государственных органов, органов  местного самоуправления к участию  в деле в случаях, предусмотренных  законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК  суд вправе по своей инициативе привлечь 
к участию в деле соответствующий государственный орган или орган мест 
ного самоуправления для дачи заключения в необходимых случаях, неза 
висимо от того, предусмотрено это законом или нет.

Включение в ст. 47 ГПК приведенной  нормы объясняется тем, что в  судебной практике нередко возникали  ситуации, когда суду необходимо получить компетентное заключение госоргана  или органа местного самоуправления, не предусмотренное законом. В таких случаях суды нередко привлекали такие органы в качестве третьих лип, не заявляющих самостоятельных требований, с возложением на них обязанности дать заключение по делу, что не соответствовало закону. Учитывая потребности судебной практики, в литературе ставился вопрос о привлечении судом в необходимых случаях компетентных органов для дачи заключения по делу в пределах их компетенции.

Дополнение ст. 47 ГПК этой нормой отразило это предложение. Реализация в судебной практике данной нормы позволит избежать ошибок, допускаемых при определении процессуального положения органон местного самоуправления, не связанных материальным правоотношением с одной из сторон.

 Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса. В частности, представителей этих органов следует отличать от свидетелей и экспертов: свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах; эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на основе изученных материалов дела. Эксперт, как и свидетель, предупреждается об ответственности. Они привлекаются к участию в процессе лишь для установления юридических фактов по делу. Представители государственных органов, органов местного самоуправления активно участвуют в процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.

В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны. При наличии такой связи исключается возможность привлечения органа управления для дачи заключения; в таком случае названные органы должны участвовать в деле в качестве стороны или третьего лица.

Так, жилищные органы — владельцы  жилищного фонда, являясь субъектами жилищных правоотношений, не могут участвовать в деле по основаниям, предусмотренным ст. 47 ГПК. По таким основаниям можно было бы привлекать к участию в деле жилищные органы, на которые возложен контроль за распределением жилья в ЖСК и ведомственном фонде. И хотя жилищным законодательством не предусмотрено привлечение этих органов для дачи заключения по делам с участием ЖСК и ведомств, суды вправе привлекать их с этой целью, руководствуясь ч. 2 ст. 49 ГПК.

Из изложенного видно, что по новому ГПК условия и  формы участия в гражданском  деле прокурора и государственных  органов, органов местного самоуправления значительно сближены.

 

Заключеение


В заключении я хотела бы подытожить изложенное выше и выделить главные на мой взгляд аспекты, итак:

Лица, участвующие в деле (ст. 34 ГПК):

стороны (истец и ответчик);

третьи лица;

прокурор;

лица, обращающиеся в суд  за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса,

 заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по      делам, возникающим из публичных правоотношений.

Истец — это лицо, субъективные материальные права или охраняемые законом интересы которого нарушены или оспариваются и в силу этого нуждаются в защите.

Истец выступает  в качестве активной стороны в  гражданском процессе, так как  именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Следует иметь  в виду, что понятия истца и  лица, возбуждающего дело, не всегда полностью совпадают. В гражданском процессе допускается возбуждение гражданского дела в интересах других лиц прокурором (ст.45 ГПК), а также органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами (ст.46 ГПК).

Ответчик — это лицо, которое привлекается к ответу в связи с заявлением истца о том, что нарушены и оспариваются его субъективные права или охраняемые законом интересы.

Ответчик рассматривается  в качестве пассивной стороны  в гражданском процессе.

Общие права сторон — это такие процессуальные права сторон, которыми наделены все лица, участвующие в деле, включая стороны. Общие права указаны в ст.35 и ряде других статей ГПК.

Специальные права сторон указаны в ст.32, 39, 41, 56, 137 и других статьях ГПК. Истец обладает следующими специальными правами:

  • изменить основание или предмет иска;
  • увеличить или уменьшить размер исковых требований;
  • отказаться от иска;
  • дать согласие на замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Ответчик обладает следующими специальными правами:
  • признать иск полностью или в части;
  • предъявить встречный иск.

Общие обязанности сторон в основном сводятся к следующему:

  • стороны обязаны добросовестно пользоваться своими правами;
  • соблюдать в судебном заседании установленный порядок.

Специальные процессуальные обязанности сторон различны и зависят от конкретных процессуальных действий, стадии процесса.

Не всегда в  качестве истца или ответчика  выступает только одно лицо. В соответствии со ст.40 ГПК иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или нескольким ответчикам.

Одновременное участие  в гражданском процессе на стороне  истца или ответчика иди на обеих сторонах одновременно нескольких лиц называется процессуальным соучастием.

Процессуальные права и обязанности  соучастников. Соучастники наделяются равными процессуальными нравами и несут одинаковые процессуальные обязанности, перечисленные в ст.35,39 и других статьях ГПК. При этом каждый из соучастников по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.

Ненадлежащие  стороны — это такие лица, которые первоначально предполагались участниками спорного материального правоотношения, но, как выяснилось впоследствии, таковыми в действительности не являлись.

процессуальное правопреемство — это переход процессуальных прав и обязанностей во время процесса от одного лица (стороны по делу) к другому лицу, ранее не участвовавшему в деле.

третьи лица — это лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый процесс, имеют определенную заинтересованность в исходе дела, так как решение может повлиять на их нрава и обязанности.

Информация о работе Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе