Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа
Лица, участвующие в деле, - это основные участники гражданского процесса. Неправильное определение состава лиц, участвующих в деле, влечет отмену решения суда по делу.
Закон не содержит перечня участников гражданского процесса. Всех участников гражданского процесса можно разделить на три группы. К первой относится суд. Ко второй группе относятся лица, участвующие в деле, - стороны, третьи лица и другие участники, перечисленные в ст. 34 ГПК. В свою очередь они делятся на две группы:
а) лица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов (стороны и третьи лица), и
б) лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту интересов других лиц. К третьей группе относятся участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, судебные представители).
введение 2
Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе 3
Права и обязанности лиц, участвующих в деле 4
Гражданская процессуальная правоспособность 6
Гражданская процессуальная дееспособность 7
Понятие сторон в гражданском процессе, их права и обязанности. 8
Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны. Замена ненадлежащего ответчика 10
Процессуальное соучастие 12
Третьи лица 15
Процессуальное правопреемство 16
Участие прокурора в гражданском процессе 18
Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц 23
Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения 27
Заключеение 30
Список используемой литературы. 32
Статьей 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 предусмотрено, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе наряду с органами местного самоуправления и их должностными лицами предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
Право государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций, граждан обращаться в суд в целях защиты чужих интересов традиционно рассматривалось в нашей учебной и научной литературе как одно из дополнительных средств реализации прав конкретных субъектов, граждан или юридических лиц, которые должны участвовать в деле как истцы (ч. 2 ст. 38 ГПК). В этом институте общественные интересы сочетаются с личными, но превалируют последние3.
Между тем, как видно из приведенных и других законов РФ, принятых в последние годы, в нашей правовой действительности возникло новое явление — иски в защиту прав и интересов неопределенного круга граждан, народного хозяйства, окружающей среды, преследующие государственные, общественные, групповые интересы. Их цель - зашита публичных интересов. Это правовой институт, существенно отличающийся от ранее известного, природа которого активно исследуется.
Эти иски, безусловно, имеют определенные особенности, которые, к сожалению, не отражены в новом ГПК, кроме указания в ст. 45 и 47 о возможности их предъявления. Представляется, что по таким делам недопустим отказ от иска, поскольку конкретный субъект спорного права или охраняемого законом интереса не определен.
В предусмотренных
законом случаях
ны местного самоуправления
могут вступить в дело до принятия решения
судом первой инстанции по своей инициативе
или по инициативе участ
вующих в деле лиц для дачи заключения
по делу в целях осуществления
возложенных на них обязанностей и защиты
прав, свобод и законных ин
тересов других лиц или интересов РФ, ее
субъектов, муниципальных обра
зований (ч. I ст. 47 ГПК).
ГПК предусматривает обязательное
привлечение государственных
В отличие от ГПК 1964 г. в новом Кодексе не регламентируется порядок участия госорганов и органов местного самоуправления в судебном заседании. В нем установлено лишь, что они могут вступить в дело до принятия судом решения, следовательно, до удаления суда в совещательную комнату. Кроме того, в ст. 189 ГПК предусмотрено, что слово для заключения представителю этих органов дается по окончании рассмотрения дела по существу, как и прокурору, при этом последовательность их выступлений не определена. Возможность же привлечения (вступления) государственного органа или органа местного самоуправления в дело для дачи заключения до вынесения решения неизбежно приведет к необходимости возобновления судебного разбирательства и, следовательно, затяжке процесса, не исключая отложения судебного заседания. Поэтому целесообразнее решать этот вопрос в период подготовки дела к судебному разбирательству либо в подготовительной части судебного разбирательства.
Поскольку ГПК не определяет
порядок участия в деле госорганов
и органов местного самоуправления, следует
исходить из того, что они на
делены правами
лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК) с учетом цели
всту
пления в процесс.
Заключения государственных органов, органов местного самоуправления представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное заключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лишении родительских прав).
Лица, участвующие в деле, и представители могут задавать уполномоченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.
С целью дачи заключения
по делу в гражданском процессе чаще
всего участвуют
следующие государственные органы и органы
местного
самоуправления:
а) органы опеки и попечительства
- по делам, затрагивающим инте
ресы детей и других недееспособных лиц,
например по делам о передаче
детей на воспитание, неправильном использовании
родителями своих
прав, лишении родительских прав, об усыновлении
и об отмене усыновле
ния, использовании опеки в корыстных
целях, о возмещении ущерба,
причиненного несовершеннолетнему лицу,
по делам, затрагивающим жи
лищные права детей (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК);
б) органы социального обеспечения
- по делам особого производства,
возбуждаемым в целях назначения пенсии
(объявление лица умершим или
безвестно отсутствующим);
в) жилишно-коммунальные органы
- по делам, связанным с владени
ем жилищами и другими помещениями на
праве личной собственности
(выселение, раздел и обмен жилой площади,
переоборудование нежилых
помещений под жилье, сделки по поводу
строений, о принадлежности
строения на праве собственности и др.),
а также по спорам между совла
дельцами строений, находящихся на неразделенном
земельном участке,
о порядке пользования этим участком.
Участие в гражданском процессе указанных органов и необходимость извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.
В судебной практике непривлечение государственных органов, органов местного самоуправления к участию в деле в случаях, предусмотренных законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК
суд вправе по своей инициативе привлечь
к участию в деле
соответствующий государственный орган
или орган мест
ного самоуправления для дачи заключения
в необходимых случаях, неза
висимо от того, предусмотрено это законом
или нет.
Включение в ст. 47 ГПК приведенной нормы объясняется тем, что в судебной практике нередко возникали ситуации, когда суду необходимо получить компетентное заключение госоргана или органа местного самоуправления, не предусмотренное законом. В таких случаях суды нередко привлекали такие органы в качестве третьих лип, не заявляющих самостоятельных требований, с возложением на них обязанности дать заключение по делу, что не соответствовало закону. Учитывая потребности судебной практики, в литературе ставился вопрос о привлечении судом в необходимых случаях компетентных органов для дачи заключения по делу в пределах их компетенции.
Дополнение ст. 47 ГПК этой нормой отразило это предложение. Реализация в судебной практике данной нормы позволит избежать ошибок, допускаемых при определении процессуального положения органон местного самоуправления, не связанных материальным правоотношением с одной из сторон.
Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса. В частности, представителей этих органов следует отличать от свидетелей и экспертов: свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах; эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на основе изученных материалов дела. Эксперт, как и свидетель, предупреждается об ответственности. Они привлекаются к участию в процессе лишь для установления юридических фактов по делу. Представители государственных органов, органов местного самоуправления активно участвуют в процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.
В отличие от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, государственные органы, органы местного самоуправления не имеют материально-правового интереса по делу и ни с одной из сторон материальным правоотношением не связаны. При наличии такой связи исключается возможность привлечения органа управления для дачи заключения; в таком случае названные органы должны участвовать в деле в качестве стороны или третьего лица.
Так, жилищные органы — владельцы жилищного фонда, являясь субъектами жилищных правоотношений, не могут участвовать в деле по основаниям, предусмотренным ст. 47 ГПК. По таким основаниям можно было бы привлекать к участию в деле жилищные органы, на которые возложен контроль за распределением жилья в ЖСК и ведомственном фонде. И хотя жилищным законодательством не предусмотрено привлечение этих органов для дачи заключения по делам с участием ЖСК и ведомств, суды вправе привлекать их с этой целью, руководствуясь ч. 2 ст. 49 ГПК.
Из изложенного видно, что по новому ГПК условия и формы участия в гражданском деле прокурора и государственных органов, органов местного самоуправления значительно сближены.
В заключении я хотела бы подытожить изложенное выше и выделить главные на мой взгляд аспекты, итак:
Лица, участвующие в деле (ст. 34 ГПК):
стороны (истец и ответчик);
третьи лица;
прокурор;
лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса,
заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Истец — это лицо, субъективные материальные права или охраняемые законом интересы которого нарушены или оспариваются и в силу этого нуждаются в защите.
Истец выступает в качестве активной стороны в гражданском процессе, так как именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
Следует иметь в виду, что понятия истца и лица, возбуждающего дело, не всегда полностью совпадают. В гражданском процессе допускается возбуждение гражданского дела в интересах других лиц прокурором (ст.45 ГПК), а также органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами (ст.46 ГПК).
Ответчик — это лицо, которое привлекается к ответу в связи с заявлением истца о том, что нарушены и оспариваются его субъективные права или охраняемые законом интересы.
Ответчик рассматривается в качестве пассивной стороны в гражданском процессе.
Общие права сторон — это такие процессуальные права сторон, которыми наделены все лица, участвующие в деле, включая стороны. Общие права указаны в ст.35 и ряде других статей ГПК.
Специальные права сторон указаны в ст.32, 39, 41, 56, 137 и других статьях ГПК. Истец обладает следующими специальными правами:
Общие обязанности сторон в основном сводятся к следующему:
Специальные процессуальные обязанности сторон различны и зависят от конкретных процессуальных действий, стадии процесса.
Не всегда в качестве истца или ответчика выступает только одно лицо. В соответствии со ст.40 ГПК иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или нескольким ответчикам.
Одновременное участие в гражданском процессе на стороне истца или ответчика иди на обеих сторонах одновременно нескольких лиц называется процессуальным соучастием.
Процессуальные права и
Ненадлежащие стороны — это такие лица, которые первоначально предполагались участниками спорного материального правоотношения, но, как выяснилось впоследствии, таковыми в действительности не являлись.
процессуальное правопреемство — это переход процессуальных прав и обязанностей во время процесса от одного лица (стороны по делу) к другому лицу, ранее не участвовавшему в деле.
третьи лица — это лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый процесс, имеют определенную заинтересованность в исходе дела, так как решение может повлиять на их нрава и обязанности.
Информация о работе Общая характеристика лиц, участвующих в гражданском процессе