Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].
Введение ……………………………………………………
§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………
§ 2. Сущность права………………………………………
§ 3. Признаки права………………………………………
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы …………………
Согласно нормативному подходу право - это нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством, т.е. это либо юридические нормы, которые устанавливаются самим государством в лице его органов или с разрешения (санкции) государства какими-то негосударственными организациями, а также непосредственно населением, либо неюридические нормы, которые государство признает (санкционирует) в качестве юридических. Причем такие нормы считаются правом независимо от того, что в них закрепляется.
С точки зрения социологического подхода право - это сами общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их общения друг с другом и выступающие в качестве правоотношений.
Наконец, сторонники нравственного подхода видят право прежде всего в представлениях людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека. Для них право - это не столько нормы, установленные государством, не столько его законы, сколько естественное право, которое складывается в обществе независимо от государства.
В современной отечественной науке нет какого-то единого подхода в понимании права. И хотя в научной литературе, да и в учебниках по теории государства и права, преобладает в настоящее время нравственный подход, не остались в стороне нормативный и социологические подходы. В этой связи следующий вопрос будет изложен с использованием не только нравственного, но и других подходов, которые, как представляется, нельзя отбрасывать, говоря о понятии права.
[Теория права РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ // Следователь №4. 2001. С.54-57 ]Исторически и логически все многочисленные школы определения понятия права (а их более двухсот) в юридической литературе классифицируются по трем основным направлениям: философия права, юридический позитивизм или нормативизм и социология права.
Нормативизм, с одной стороны, и социологическая юриспруденция - с другой, в различных правовых семьях и отдельных правовых системах имеют преобладающее значение. Так с определенными вариациями нормативизм имеет место в романо-германской правовой семье прошлого и настоящего.
Социологическая юриспруденция распространена в государствах, входящих в англосаксонскую правовую семью.
Философский подход к пониманию права, как представляется, в цельном и единственном виде не представлен нигде, но в разной степени используется в правовых системах как с нормативным подходом, так и с социологическим1. Необходимо констатировать, что правопонимание оказывает непосредственное влияние на правотворческий, правореазизационный и правоприменительный процессы. Но такое влияние различных подходов к пониманию права на юридическую практику не всегда одинаково.c.54
[Теория права РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ // Следователь №4. 2001. С.54-57 НЛ, ГРАНАТ, доктор юридических наук, профессор В Л. ПОПОВ, адъюнкт Академии управления МВД России]
1. Нормативный подход – базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получил в силу закрепления этих прав в законе.
Основной
акцент делается на
- Подчеркивает нормативность
права, т.е. право – есть
общее правило поведения,
- Формальная определенность
– т.е. четкое выражение
- Государственное
принуждение в случаях
- Государство – главный источник правовых норм - то, что оно создает и является правом.
- Нормы не соответствуют
потребностям общественного
2. Социологический подход – различает право и закон, но полагают что норма права, взятая вне регулируемых его общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Право рассматривается не как система норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
- для исследователя
и законодателя, т.к. чтобы познать
право, создать эффективный
- Нет четких ориентиров для правонарушителей, возможность произвола.
3. Философский подход – основывается на естественно-правовой теории, право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе. Если нормативные установления государства не соответствуют идеалам свободы и справедливости, то они не являются правом.
Позитивные стороны
Дает ориентиры для
Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не право.
[Теория государства и права: Учебник/ А.Б.Венгеров.с.378] При этом в теории права отчетливо формулируются два основных подхода к понятию права.
Первый - право понимается попросту как система правил поведения, как corpus Juris. Это так называемое узкое, монистическое понимание права. Второй - право понимается как мера свободы личности, с учетом проблем связанных со свободой воли, свободой выбора, соотношения свобод и интересов разных индивидов и т.д. Это так называемое плюралистическое, широкое понимание права.
Монистическое понимание формирует понятие права как объективно обусловленной регулятивной системы, воздействующей на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения). Но правила эти в целом не произвольны, не субъективны, а определяются глубинными потребностями и условиями жизни общества. Они системны и обеспечивают стабильность, устойчивость, упорядоченность общественных отношений.
Эти правила выражают и
Только при монистическом правопонимании, учитывающем новые знания о происхождении и назначении права, удается выделить из многообразных форм права соответствующее ядро, костяк права, которое формирует понятие, содержащее нормативно-регулятивные иные характеристики права. 378
Понятие права имеет практическую полезность, так как разделяет содержание мышления и сам предмет понятия. При этом выделяется объем понятия, т.е. совокупность тех объектов, которые охватываются данным понятием, и содержания понятия - совокупность признаков, характеристик, относящихся к праву и объединяемых в понятии права.
Монистическое понимание права получает свое закрепление в определении (дефиниции) права.
Чтобы определить право, дать его определение, во-первых, надо дать такое понятие права, которое по содержанию и объему отграничивает его от других понятий.
Во-вторых, отграничить право от иных смежных социальных регуляторов, включить в определение права сущностные признаки, т.е. признаки, без которых не может быть такого явления, как право. Но вместе с тем это не означает, что в определении надо перечислять все признаки, присущие праву. Перечислять надо только те, которые необходимы и достаточны для отграничения права как целостного социального института иных схожих социальных институтов, например от морали.
Словом, при определении права возникает двуединая задача: на понятийном уровне выработать соответствующее понятие и на уровне реального функционирования права, используя это понятие, отграничивать действие и развитие права от других социальных институтов.
Монистическое понимание права имеет длительную историю. Под названием нормативистской теории это понимание то признавалось, то подвергалось критике, но пронесло через века самое основное - подход к праву как целостному социальному институту, имеющему нормативно-регулятивную социально полезную природу.379
Разумеется, в рамках: этого определения не всегда удавалось избежать определенных издержек, в частности гиперболизаций классового подхода на предыдущем этапе теории государства и права. Право объявлялось инструментом, волей господствующего класса для достижения политических, экономических, социальных и иных целей, И этот подход был положен в основу его определения.
А. Вышинский в конце 30-х годов предложил определять право следующим образом: «Право, - писал он, - совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
А советское право осуществляет охрану, служит закреплению и развитию общественных отношений и порядков, выгодных и угодных трудящемуся народу, рабочим, крестьянам, трудящейся интеллигенции Советской страны»1.
И это определение права вошло на долгие годы в «арсенал» марксистско-ленинской теории государства и права.
Но при всех этих политических конъюнктурных издержках при всей этой «классовой» и «принудительной» гиперболизации и вульгаризации, все же логически правильным остается в определении права тот подход, который выделяет его нормативно-регулятивное ядро, объективную обусловленность, взаимосвязь, с материальными условиями жизни общества и позволяет формулировать определение права на этой основе. [Теория государства и права: Учебник/ А.Б.Венгеров.с.379]
[Марченко М.Н. 68-73] На базе данного представления о праве отечественными и зарубежными исследователями из социалистических стран, были выработаны два весьма отличающихся друг от друга по своему логическому объему и содержанию, но весьма близко примыкающих друг к другу по своей сути понятия права: узконормативное и «широкое» понимание права3.
Узко нормативный подход к определению понятия права сводился к выработке представления о праве как о системе норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю государства и, обеспеченных государством.
Весьма типичными для: сторонников данного подхода и представления о праве были его определения, согласно которым право — это «система норм, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства»4; «право — это «совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивает принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу»5, или же: «Право есть государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются 68
1 Михайловский И, В. Указ. соч. С. 228.
2 Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 37.
3См. об этом подробно: Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986; Он же. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000; Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001; и др.
4Труды первой научной сессии ВИЮН. М., 1940. С. 9.
5Карева М. П., Кечекьян С.Ф., Федосеева А. С., Федькин Г. И. Теория государства к права. М, 1955. С. 70.
государством как классовый регулятор общественных отношений»1.
Следует отметить, что подобное, узконормативное понятие права с модификацией некоторых его положений, касающихся, в частности, «воли господствующего класса», замененной в духе времени «общечеловеческим» характером права, довольно широко используется в отечественной юридической литературе и поныне.
В качестве примера можно сослаться на «общее определение понятий права», выработанное М. И. Байтиным в его весьма содержательной работе «Сущность права». Право здесь определяется как «система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно - официальным регулятором общественных отношений»2.
В 60-х и особенно в 70-е и 80-е годы узконормативный подход к правопониманию, именуемый post factum некоторыми авторами как «официальный»3, постепенно вытесняется так называемым «широким» подходом. Суть его, как известно, сводилась к тому, что в общее понятие права наряду с нормами права предлагалось включать также в различных вариациях в зависимости от позиции того или иного автора правосознание, правоотношення, правовые принципы и т. п.4