Подходы к пониманию права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………

§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………

§ 2. Сущность права………………………………………

§ 3. Признаки права………………………………………

Заключение ………………………………………………

Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Курсовой понятия права.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

9. Охрана права государством.

Это один из ведущих и  специфических признаков права, абсолютно отсутствующий у неправовых социально-нормативных регуляторов.

В любом цивилизованном н подлинно демократическом общества значительная часть юридических  предписаний соблюдается и исполняется сознательно и добровольно, адекватно сложившемуся уровню правосознания в правовой культуре на основе внутреннего убеждения. Однако в случае негативного отношения к правовым велениям со стороны кого бы то ни было в действие вступает сила государственного принуждения. Это означает, что компетентные государственные органы в целях охраны соответствующих правовых норм применяют к правонарушителям соответствующие меры юридической ответственности. Тем самым достигается восстановление нарушенного правового порядка в обществе, одновременно срабатывают функции предупредительного и воспитателъного свойства.          

Авторитет и сила государства, стоящие практически за каждой юридической  нормой, обеспечивают общеобязательность правовых предписаний и реализацию права в целом.

Охрана права государством включает в себя не только государственное  принуждение, но и целую систему  организационных, технических, профилактических, предупредительных, ограничительных, информационных, воспитательных и иных мер, содействующих соблюдению и исполнению юридических норм всеми субъектами права. Государство, обретающее черты и особенности правового государства, самым непосредственным образом содействует внедрению в общественную жизнь принципа приоритета права и верховенства закона. Вот почему первостепенное значение отводится и такому свойству позитивного права, «как государственная обеспеченность (гарантированность) т.е., прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реальные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначенного правом»1. 285

' Алексеев С. С.. Указ. соч. С. 50.

Правовое государство  в условиях гражданского общества при  обеспечении полноценного функционирования права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности не манипулирует организованным принуждением, не насаждает страх, как это имеет место при тоталитаризме, а лишь пользуется возможностями государствеиного принуждения, когда это диктуется жизненными обстоятельствам» и абсолютно соответствует требованиями самого права.                                                                       

Итак, характеристика многообразных  концептуальных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права  предоставляют определенные возможности  для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь лишь об очередном варианте формулирования понятия права на  интеграционной основе, методом обобщения. Более того, в российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеугольиым камнем у истоков понимания государственной правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государствеино- правовых сферах жизни общества.                                           

Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что  право такой богатый, многогранный и динамичный общественный феномен, который не укладывается в рамки  даже весьма обстоятельного, логичного и аргументированного определения.

В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные  рациональные теоретически обоснованные подходы, расширяющие и усиливающие  представления о праве как  общественном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Поэтому можно поддержать теоретические обобщения, которые сделал Ж-- Л Бержель. Он пишет: «Объективное право; главным образом определяется как совокупность правил поведения, регулирующих отношения, которые могут установиться в более или менее организованном обществе. Юридические нормы всегда сопоставимы с предписанием, предназначенным для упорядочения социальных отношений путем введения четких правил поведения, соблюдение которых гарантируется государственной властью»1. «Право, — продолжает он, — это одновременно фундамент того, что должен выполнять человек, 286

1  БержельЖ.-Л. Указ. соч. С.78.

живущий в обществе, и  совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Право — это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выражение юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глубинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридической системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена правовой нормы, глубинной сути и внешней формы»1, право как таковое «является единовременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов, пактов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения… Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и выражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу...»2. Право, следовательно, как отражение наиболее сущностных сторон общественной жизни фиксирует и аккумулирует в себе все те ценностно-регулятивные начала, которые способны направлять поведение людей в нужное русло, обеспечивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений.

Право— многогранное общественное явление, регламентирующее все важнейшие стороны человеческого общежития, поэтому представления о нем усматриваются в различных ипостасях. Оно и система прав и свобод человека и гражданина, и средоточие действующих юридических норм, и совокупность гарантий реализации правовых предписаний, и интеграция всех правовых явлений (право в широком смысле слова).

Право - это также общественный феномен, имеющий тесные взаимосвязи  с государством, экономической, политической, духовной структурами общественной жизни.

На основе прагматических соображений и в соответствии с логикой и традиционным формально-юридическим мышлением в определении 287

1  Там же. С. 37.

Там же. С. 36.

понятия права должны быть отражены все его наиболее существенные признаки и свойства.           

Итак, право есть обусловленная  основополагающее естественной природой человека и общества, опирающаяся на общесоциальные (общечеловеческие) идеи (принципы, требования свободы и справедливости, система нормативного регулирования наиболее важных (значимых) общественных отношений, обладающая общеобязательностью, волевым содержанием  юридических предписаний, формальной определенностью, динамизмом, целесообразностью, выражающая общесоциальную  сущность и обеспечиваемая в случае необходимости возможностью государственного принуждения.

[Любащиц В.Я.,Смоленский М.Б., Шепелев  В.И. Теория государства и права]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В результате проведенного исследования мы пришли к следующему выводу.

Рассмотрены подходы  к пониманию права, его сущности, признаки права в интерпретации  отечественных и зарубежных авторов.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов. [Хропанюк В.Н. 171].

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

—  право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

—  право в формативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

—   право частной собственности является основой всех прав человека;

—   право есть мера поведения, установленная н охраняемая государством.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

За долгую историю человечества были даны разные, нередко прямо противоположные, определения и оценки права. Перечислим основные из них. Право это:

—естественная  необходимость для  обуздания  греховной 
природы человека (Святой Августин);

  • естественная основа для развития благосостояния людей и 
    общества (Фома Аквинский);
  • созидающая сила, способная не только сдерживать порочные наклонности человека, но и наставлять людей на путь, ведущий к социальной гармонии и благосостоянию;
  • средство, позволяющее народу контролировать своих правителей;
  • естественная необходимость для человека (Дэвид Юм);
  • абсолютное добро;
  • абсолютное зло;
  • средство, обеспечивающее справедливость;
  • средство, обеспечивающее свободу;
  • форма свободы;
  • форма справедливости;
  • подчинение человека против его воли;
  • подчинение человека по его воле;
  • форма общественных отношений;
  • вид социальной регуляции;
  • форма отношений равенства, справедливости, свободы;
  • продукт воли государства. 36 [Право. В.И.Шкатулла].

Абсолютизированного, единого  мнения о понятии права   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие право 

 

[Алексеев С.С. Теория государства  и права].

В современной юридической  науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение  и т. п. Эти притязания обусловлены  природой человека и общества и считаются  естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным  термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает  физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы  всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и  субъективном смысле. Здесь его синонимом  выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д. 
В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляется  и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие  на основании обычаев, и т. д. Поэтому  особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке  выработано множество определений  права, которые различаются в  зависимости от того,  что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в  которых формулируются специфические  признаки права. С их помощью право  выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.

Информация о работе Подходы к пониманию права