Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].
Введение ……………………………………………………
§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………
§ 2. Сущность права………………………………………
§ 3. Признаки права………………………………………
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы …………………
Обращение к «широкому» пониманию права свидетельствовало, с одной стороны, о полном или частичном (в зависимости от авторского восприятия) несоответствии узконормативного правопонимания реальной действительности и соответственно о неудовлетворенности существующим представлением о праве. А с другой — о продолжении, по сути, никогда не прекращавшихся попыток, как об этом свидетельствует история развития правоведения, поиска все новых, наиболее адекватно отражающих реальную правовую действительность представлений о праве и выработке его соответствующих определений.
Анализ многочисленных в той или иной степени отличавшихся друг от друга точек зрения и подходов, возникших за относительно короткий период времени в рамках «широкого» правопонимания, со всей очевидностью свидетельствовал о том, что предлагавшиеся «широкие» представления о праве и его соответствующие определения отнюдь не носили некоего радикального характера и по существу своему фактически 69
1 Иоффе О.С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 59.
2 Байтин М. И. Сущность права. (Современное нормативное правопоннмание на грани двух веков). С. 81—82.
3 См.: Нерсесяни В. С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.288.
4 Подробнее об этом см.: О понимании советского права //Советское государство и право.1979.№ 7. С. 56—71; Советское государство и право. 1979. №8. С.48—77.
не выходили за пределы
официального узконормативного представления
о праве1.
Несомненно, прав был В.С.Нерсесянц, когда писал, что в целом полемика представителей «широкого» понимания права против сторонников, узконормативного подхода носит «непринципиальный характер поскольку в фактически неправовой ситуации оба направления в одинаковой мере базируются на априорной предпосылке о наличии советского социалистического права, которое по существу отождествляется с советским законодательством». Под нормой права в обоих случаях имеется в виду норма законодательства, производными от которой являются и компоненты более «широкого» понимания права («правоотношение» и «правосознание»)2:
Наряду с «узконормативным» и «широким» подходами к правопониманию и выработке понятия права в рассматриваемый период некоторыми авторами особо выделялся также третий подход, согласно которому правопонимание базируется на концепции, а точнее — на принципе различения права и закона3.
Однако, как свидетельствует опыт отечественного и зарубежного правоведения, данный подход, несмотря на традиционность проблемы соотношения права и закона4, широкого признания и распространения не получил.
Больше того, в научной литературе высказывалось мнение о том, что «нет сколько-нибудь убедительных оснований наряду с нормативным и широким подходами выделять в качестве самостоятельного еще и третий подход»5. Основная причина такого умозаключения состоят, по мнению одного из его приверженцев, М. И. Байтина, в том, что «сторонники различения права и закона используют данную концепцию в качестве одного из основных доказательств того или иного варианта широкого понимания права». В силу этого названный подход фактически рассматривается как неотъемлемая составная часть другого, а именно — «широкого» подхода к пониманию и определению права и выделять его в самостоятельное направление исследования процесса правопонимания нет никаких оснований и резона6.
Говоря о проблемах правопонимания и путях (подходах и направлениях) их разрешения в советский период, следует заметить, что подавляющее большинство тех и других сохраняется, хотя и в несколько измененном, 70
1 См.: Керимов Д А., Недбайло П.Е., Самощенко И. С., Явич Л С. |К вопросу об определении понятая социалистического права //Правоведение. 1966. №2.
2 Нерсесянц В. С. Наш Путь к праву. От социализма к цивилизму. С. 286.
3 См.; Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983. С. 351—380.
4 См.: Общая теория государства и права: Академический type: В 3 т. / Oтв.ред. М, Н. Марченко. М., .2001. Т. 2, С. 19—23.
5 Байтин М. И. Сущность праве (Современное нормативное правопоиимаиие на грани двух веков). С. 44.
6 Там же.
«демократизированном» виде, и в настоящий, постсоветский период.
Сохранение их дало основание
некоторым авторам высказывать
вполне справедливые упреки в
адрес теоретиков права
После того как
«были сняты идеологические
Другим авторам нерешенность
проблем правопонимания в
Авторы, несомненно, придерживаются
максималистских принципов,
Если говорить о «симптомах кризиса», то следовало бы, во-первых, иметь в виду, что в отношении решения проблем правопонимания эти «симптомы» как появились многие сотни лет назад, когда впервые возник спор между сторонниками различных правовых теорий и представлений о праве, так и остаются до сих пор. А во-вторых, было бы весьма смело и опрометчиво относить эти «симптомы кризиса» лишь к «российскому теоретическому сознанию», а тем связывать их появление только с «дезавуацией марксистской школы объяснения политико-правовых феноменов».
Ведь для этого нужно иметь мужество, будучи специалистом в своей области, не знать или знать, но не замечать того, что аналогичные российским проблемы правопонимания традиционно существовали и существуют не только в пределах советского и постсоветского пространства, но и в других, именующих себя цивилизованными странах. Разница заключается лишь в остроте этих проблем, степени внимания, которое уделялось и уделяется решению проблем правопонимания. А также — в различных подходах и направлениях их разрешения.71
1 Ошанина Т. В. Происхождеиие государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999. С. 9.
2 Поляков А. В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2. С. 4.
3 Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М.,1999.С.26.
«Никто не знает,—
писал в связи с поисками
оптимальных вариантов решения
проблем правопонимания
Подобно современным российским учёным-юристам, их западные коллеги-правоведы в настоящее время усматривают, как правило, наиболее оптимальные пути решения проблем правопонимания, нередко в сведении «воедино» традиционных политико-правовых школ3 в виде позитивизма, теории естественного права и «исторической юриспруденции» и создании на этой основе «интегрированной, единой юриспруденции4». Такой подход к решению проблем правопонимания, предлагаемый и некоторыми отечественными авторами, не без оснований характеризуется как «эклектическое сочетание разнородных начал и идей, плохо согласующихся между собой и хотя бы в силу этого не удовлетворяющих элементарным требованиям, предъявляемым к научным теориям»5.
Другой не менее распространенный путь решения проблем npaвопоннмания усматривается радом западных, равно как и некоторых poccийских авторов в дальнейшем развития и совершенствовании традиционных для современной юриспруденции теорий права и выработке на этой основе если не общего, удовлетворяющего многообразные потребности современного общества, то хотя бы «приближенного» к решению данной задачи представления о праве и его источниках.
Довольно типичными для данного случая являются предпринимающиеся в зарубежном правоведении попытки концентрации внимания и усилий авторов на развитии и совершенствовании теорий, которые возникают на основе и в пределах традиций естественного права на базе традиций юридического позитивизма; а также на основе «функционального» анализа права6.
Разумеется, наряду
с названными подходами н
1Ford St.The American Legal System.Its Dynamics and Limits.St. Paul; Minn,1984. P. 1.
2 Ibidem.
3 Бермам Г, Д. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 56—67.
4 Там же. С. 57.
6 McLeod I. Op. clt. P. 12.
или точнее — политико-правовых теориях, таких, как социалистическая и антропологическая теории права, неолиберальная и консервативная теории, нормативистская теория и др.1. Однако они получают такого широкого признания и не играют той весьма значительной роли, которую выполняют ранее названные теории. [Марченко М.Н. 68-73]
§ 2. Сущность права
[Теория государства и права: Учебник/ А.Б.Венгеров.с.371]
Основное назначение
права заключается в том, чтобы
быть мощным социально-нормативным
регулятором, определителем возможного
и обязательного поведения
Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.
Под
сущностью в философии
Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из них - гносеологический (познавательный) - заключается в философской проблеме познании сущего, только логический подход позволит практически правильно, справедливо, а в необходимых случаях и гуманно применить эту норму
Второй
аспект проблемы сущности
Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. В знаменитой формуле из «Манифеста Коммунистической партии» авторы, обращаясь к классовым противникам утверждают: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»1.
Классово-волевое понимание буржуазного права, высказанное в этой формуле, было затем распространено и на понимание вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса (отчего этот подход и обозначался как материалистический), выражались через волю господствующего класса в виде законов (воля, возведенная в закон!) вот что объявлялось сущностью права, разграничивало со всеми 371
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 443.
другими пониманиями сущности права - ненаучными, буржуазными, реакционными, идеалистическими и т.п. по терминологии все той же марксистско-ленинской теории государства и права.
Но у этого подхода к сущности права сразу же возникают большие трудности. Прежде всего, о какой воле в данном случае идет речь? Воля в психологическом смысле - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это - принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Это - умение перевести свою деятельность, психологическую установку из состояния «я хочу» в состояние «надо, я должен».