Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:05, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............
3
1
Становление и развитие законодательства Российской Федерации
о правовом положении вынужденных переселенцев
5
1.1
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
5
1.2
Правовой статус вынужденных переселенцев
13
1.3
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
20
1.4
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца
27
2
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами
31
2.1
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев
31
2.2
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
52
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Становление и развитие законодательства Российской Федерации о правовом положении вынужденных переселенцев |
5 |
1.1 |
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России |
5 |
1.2 |
Правовой статус вынужденных переселенцев |
13 |
1.3 |
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев |
20 |
1.4 |
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца |
27 |
2 |
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами |
31 |
2.1 |
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев |
31 |
2.2 |
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений |
38 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
50 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. |
52 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Сегодня миграция является одной из наиболее актуальных проблем не только в мире, но и на территории постсоветского пространства, требующих всестороннего анализа и консолидированных усилий по его урегулированию. В настоящее время Россия переживает «миграционный бум» - в страну едет большое количество граждан из республик Содружества. Российское руководство, в свою очередь, делает попытки к урегулированию миграционных потоков и учету прибывающих граждан. Первостепенную роль в данном процессе играет Федеральная миграционная служба (ФМС) Российской Федерации. Официальная статистика показывает, что ежегодно сотни тысяч людей покидают свои дома и страны, где они постоянно проживают, для того, чтобы спасти себя и свои семьи от проблем, которые связаны с вооруженными конфликтами, религиозными гонениями, а также различными актами дискриминации.
Ни один саммит объединенного европейского парламента не обходится без выступлений, которые посвящены проблемам вынужденных переселенцев, так как континентальная Европа ежегодно предоставляет убежище нескольким десяткам тысяч заявителей на убежище. Однако в отечественной прессе, аналитической литературе, радио и телевидении проблемам вынужденных переселенцев уделяется очень мало внимания.
На практике статус вынужденного переселенца, а также применение статуса вынужденного переселенца с точки зрения международного права представляет собой правовой процесс, который занимает правовое пространство. Оно характеризуется принципом суверенитета каждого государства, а также принципами территориального верховенства и самосохранения, которые связаны с ним, а с другой стороны – гуманитарными принципами, которые вытекают из договоров и из общего международного права.
Нормы международного права, которые регулируют положение вынужденных переселенцев, как система правовой защиты ещё не совсем сформировались. Поскольку эти нормы не обеспечивают необходимого регулирования таких ситуаций, которые нужно считать чрезвычайными.
Определенные правовые последствия влечет за собой утверждение правового статуса вынужденных переселенцев. Самое важное из этих последствий можно охарактеризовать, как обязанность всех государств соблюдать принципы отказа от принудительного возвращения вынужденного переселенца в ту страну, в которой его жизни угрожает опасность, постоянно.
Существование категории вынужденных переселенцев влечет не только правовые последствия для любого государства, но также влечет право и ответственность по защите указанной выше категории. На сегодняшний день данную обязанность исполняет Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам вынужденных переселенцев (УВКБ ООН). Указанное выше Управление можно охарактеризовать как представителя международного сообщества. Однако любое государство также может выполнять функции по защите вынужденных переселенцев. Хотя данная защита всегда связана с материальными интересами государств и, как правило, государства неохотно занимаются данной проблемой.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.
Предмет исследования – правовые проблемы вынужденных переселенцев в РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением правовых проблем вынужденных переселенцев.
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1.1Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.[3]
Каждое государство имеет свою историю, свои национальные проблемы в силу социально-экономического и политико-правового положения. История государства — это история различного рода конфликтов, где центральное место занимает человек, его судьба, его жизнь. Развитие международного гуманитарного права как отрасли права способствовало теоретическому осмыслению проблем, связанных с конфликтами, а именно актуализировало поиск путей оптимального разрешения конфликтов и защиты прав и интересов прежде всего человека.
Опыт многих стран показывает, что для успешного решения проблем миграции требуется прямая или косвенная помощь государства в обустройстве мигрантов. Одновременно такая помощь является важнейшим регулятором направлений и объемов миграционных потоков. В России вследствие проходящего на протяжении столетий «разрастания» территории страны государственная миграционная политика всегда играла очень важную роль[11].
До крестьянской реформы 1861 года регулирование
миграции в России в основном ограничивалось административно-
При Екатерине II поощрялась иностранная колонизация российских земель.
При этом миграционная (колонизационная) политика решала как политические, так и экономические задачи. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами.
После отмены крепостного права потребовалось 20 лет, чтобы Правительство осознало необходимость регулирования переселенческого движения в России. В 1881 г., было утверждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», которое скорее сдерживало, чем способствовало переселению.
Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 году, вводил ряд льгот (по арендным платежам, исполнению воинской повинности, получению ссуд). Закон не был опубликован, и это отрицательно сказалось на переселенческом движении. В то время потребность в переселении была столь велика, что за ним не поспевало ни землеотводное дело, ни ссудная помощь.
В корне изменить взгляд Правительства на переселенческое движение заставило строительство Сибирской железной дороги. В 1893 году был утвержден Комитет Сибирской железной дороги, обеспечивающий регулирование переселения. Система предоставляемых льгот и пособий была расширена. Выдавались разнообразные ссуды: путевые, на хозяйственное устройство, на посев; осуществлялся безвозмездный отпуск лесоматериалов на возведение усадебных построек. Эта система льгот распространялась не только на регламентированные переселения, но и на вольных переселенцев. Размер предоставляемой помощи дифференцировался по территориям и осуществлялся в размере выявленной необходимости. Правительство активно занималось организационными проблемами: велась работа по улучшению перевозки переселенцев, подготовке участков для расселения.
Закон 1904 года, в основу которого был положен принцип свободы переселения, обеспечивал получение содействия со стороны Правительства только для выходцев из определенных местностей, откуда переселение признавалось желательным, либо для направляющихся в район, определенный для переселения. Желающим воспользоваться государственным содействием в переселении устанавливалась обязательность ходачества (для выбора земельного участка)[14].
Было образовано специальное Переселенческое Управление, которому вменялось выполнение закона.
Последующие изменения в регулировании правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Например, размеры ссуд на обустройство устанавливались не в зависимости от нуждаемости переселенцев, а в соответствии с хозяйственной трудностью и государственной возможностью заселения того или иного района. Были организованы склады продукции (сельскохозяйственной, лесной) для оказания помощи переселенцам, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий. Главной задачей переселенческой политики тех лет становится «не выселение трудовых масс с Родины, а заселение окраин русскими людьми».
Война 1914 года и последовавшие за ней революционные потрясения свели на нет наладившийся было в масштабах страны процесс организованного переселения: не стали предоставляться кредиты, были свернуты землеустроительные работы.
С октября 1917 года, в отличие от переселенческой политики прежних лет (допускавшей свободное переселение из любых местностей и участие самого переселяющегося в расходах и риске переселения), закон о социализации земли все время регулирования переселения возлагал на государство, оставляя за переселяющимися только выполнение плана. Так была произведена «национализация» переселенческого процесса.
Советская власть, в соответствии с циркуляром по Переселенческому Управлению от 6 марта 1918 года № 1, призывала советы к удержанию крестьян от переселений, к направлению их внимания на расселение внутри Европейской России (напомним, что в отдельные периоды восточные регионы страны были отрезаны Гражданской войной)[5].
С введением НЭП создались предпосылки для организации колонизационных мероприятий в новой трактовке. Ряд статей Земельного Кодекса, принятого в октябре 1922 года, были посвящены вопросу об открытии планового переселения. Кодекс устанавливал возможность предоставления государственных льгот плановым и внеплановым переселенцам, которые с разрешения переселенческих организаций поселялись на колонизуемых землях.
Народному комиссариату земледелия РСФСР, ведающему переселением в пределах Российской Федерации, поручалось провести мероприятия для организации Колонизационного фонда. Земплану было поручено включать в сметы средства на хозяйственное устройство переселенцев.
Постановлением ЦИК и СНК Союза СССР от 10 сентября 1926 года «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению», предусматривалось, что расходы по землеустройству беднейшей части крестьянского населения будут осуществляться за счет государства. Этим Постановлением вводились льготный переселенческий тариф, долгосрочный льготный кредит (до 8 лет) на землеустроительные работы, а также льготы переселенцам по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Право пользования льготами предоставлялось только расселяющимся в соответствии с планами переселения и землеустройства, ежегодно устанавливаемыми декретом ВЦИК, и СНК РСФСР[7].
Коллективизация внесла в переселенческий процесс важное нововведение: Советское правительство предоставляло ряд преимуществ членам переселенческих колхозов перед индивидуальными переселенцами. Со второй половины 1929 года льготное переселение крестьян-единоличников было отменено, государство принимало на свой бюджет только колхозное переселение.
Бесспорен тот факт, что депортации не являются порождением социалистического общества. В мировой истории имеются немало примеров принудительного переселения народов, проводимого по различным причинам.