Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:05, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............
3
1
Становление и развитие законодательства Российской Федерации
о правовом положении вынужденных переселенцев
5
1.1
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
5
1.2
Правовой статус вынужденных переселенцев
13
1.3
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
20
1.4
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца
27
2
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами
31
2.1
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев
31
2.2
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
52
Советское государство в своей национальной политике, казалось бы, с первых дней исходило из общей выработанной установки: любое мероприятие, нарушающее равноправие или права национального меньшинства, является незаконным и недействительным - и любой гражданин государства вправе требовать отмены такого мероприятия как противозаконного и уголовного наказания тех, кто проводил его в жизнь. Однако это провозглашенное право уже в первый год советской власти оказалось забытым, не вспомнили о нем и в последующие годы. Более того, комплекс противоречий, в том числе и в сфере национальных отношений, нарастал, затягиваясь в тугой узел.
В 20-е годы, в условиях, с одной стороны,
бурного национально-государственного
и административно-
Последующий этап переселения приходится на конец 20-х - 30-е годы и был связан с проводимой политикой коллективизации. Судя по документам органов, ведавших осуществлением этих акций, и в первую очередь ОГПУ, Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР, серьезно пострадали все народы, но особый ущерб, конечно, был нанесен русскому народу. Принудительное переселение русских началось сразу же после Октябрьской революции. Уже в 1918 г. этой мере было подвергнуто казачество. По данным МВД СССР, на январь 1953 г. численность взрослых спецпоселенцев (от 17 лет и старше) составляла 1810140 человек из них: русских - 56589 чел. В 1955 г. оставалось на спецпереселении 644 истинно-православных христианина, высланных еще в июле 1944 г. из Орловской, Рязанской и Воронежской областей. На январь 1958 г., по данным 4-го спецотдела МВД СССР, на спецпоселении оставались 145968 человек, из них русских - 1759 человек.
Надо отметить, что системы льгот, применяемые Советской властью, были достаточно дифференцированы. Например, для Дальнего Востока в 20-е годы размеры ссудной помощи дифференцировались в зависимости от отнесения территории края к «обжитой», «полуобжитой» и «необжитой». Впоследствии все осваиваемые местности страны были разделены на два пояса в зависимости от удаленности от центра страны и условий работы[5].
Курс на индустриализацию определил государственные предпочтения в материальном стимулировании работникам, по организационному набору направляемым в промышленность. Планирование районов вербовки рабочих для нужд строительства, промышленности и транспорта возлагалось на Наркомтруд СССР, а ответственность за привлечение рабочей силы - на хозяйственные органы предприятий.
Послевоенное восстановление народного хозяйства, требовавшее концентрации усилий огромных масс трудящихся и эффективного использования рабочих рук, обусловило усиление организованных форм переселения, достигших в этот период своего пика. Формы организованного переселения включали: организованный набор рабочих, сельскохозяйственное переселение семей, общественные призывы молодежи, перевод на работу в другую местность - переселения имели четко выраженный трудовой характер.
Административные мероприятия регулирования миграционных процессов сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера. В послевоенный период, особенно в первые годы, льготы сыграли определенную роль в перераспределении населения в малообжитые районы, в районы активного промышленного освоения и восстановления разрушенного хозяйства. В то же время сила воздействия льгот на миграционные процессы не была постоянной, а менялась в зависимости от времени и места действия[5].
Значительные льготы предоставлялись переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Они регулировались многими нормативными актами, в числе которых Указы Президиума Верховного Совета СССР от конца февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, упорядочивающие и расширяющие систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановления Совета Министров СССР, устанавливающие порядок их применения[8].
Жилищные льготы переселенцам устанавливались постановлениями Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» и от конца октября 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны».
Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года № 166/10-85, от 11 ноября 1989 года М 359/21-20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3-111 регламентировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основные льготы для северян предусматривали установление льготного трудового стажа, северного коэффициента (надбавки) к заработной плате, введение дополнительных отпусков, возможность бронирования жилья по прежнему месту жительства переселенца, бесплатный или льготный проезд и провоз имущества и т.д.
Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жительство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также лица, прибывшие из других областей самостоятельно, льготами обычно не пользовались.
Появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. 19 февраля 1998 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». 22 июля 1993 года принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О поставках продукции (товаров) в 1993 году для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»[14].
Со временем стало очевидно, что ставка только на одни системы льгот, регулирующие переселение в районы Крайнего Севера (с учетом ограниченности выделяемых средств), не могла выполнить поставленные задачи. Фактическое прекращение действия системы льгот произошло вследствие всеобщего социально-экономического кризиса, начавшегося с распадом СССР сопровождающегося гиперинфляцией, сокращением производства. В условиях рыночной экономики системы льгот оказались неэффективны. В результате из малообжитых районов с севера начали возвращаться переселенцы к местам их прежнего проживания. Отсутствие комплексного подхода к формированию среды обитания человека как необходимого условия для создания постоянного населения в районах с экстремальными природными условиями предопределило такой итог политики освоения новых районов.
За последние годы в России принято и действует около 30 (в их числе — большое количество ведомственных) нормативно-правовых актов, направленных на оказание содействия различным категориям вынужденных мигрантов. Вместе с тем действующее законодательство охватывает не все виды миграционных потоков, не способствует выделению тех категорий мигрантов, процесс переселения которых в наибольшей степени нуждается в государственной поддержке и государственном регулировании. Вне рамок комплексного государственного регулирования остаётся большая часть внутренних вынужденных мигрантов (северные, экологические мигранты, уволенные в запас военнослужащие в результате сокращения вооруженных сил, репрессированные народы), а также отдельные категории мигрантов, прибывающих из-за пределов России: репатрианты, добровольные переселенцы. При этом по своей масштабности эти потоки в последние годы превосходят вынужденных переселенцев.[6]
Принятые нормативно-правовые акты зачастую носят узко ведомственный характер, что приводит к несогласованности организационных мер и распылению финансовых средств при решении миграционных проблем по различным ведомствам (Госкомсевер, Минатом, МЧС, Минобороны, ФМС и др.) В результате проблемы отдельных категорий мигрантов решаются не скоординировано, нерационально используются средства как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.2 Правовой статус вынужденных переселенцев
Проблема статус вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная[4].
Советская доктрина конституционализма не имела положений о вынужденных переселенцах и, более того, даже не содержала таких терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о вынужденных переселенцах. Этому имелись определенные причины: «вынужденными переселенцами могли быть лишь иностранцы»[4]. Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.
Ныне действующая в России Конституция разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза.[2] Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение о вынужденных переселенцах, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался[15].
Несмотря на то, что проблема о вынужденных переселенцах имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.
Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. №202-ФЗ (с изм. и доп. От 24 декабря 2002 г.).[1] Данный закон основан на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.[18]
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса вынужденного переселенца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Курганским городским судом по заявлению П. о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Так, Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г. и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г. В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении нее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подпункта 2 и 3 п.1 ст.2 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.[16]