Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............
3
1
Становление и развитие законодательства Российской Федерации
о правовом положении вынужденных переселенцев
5
1.1
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
5
1.2
Правовой статус вынужденных переселенцев
13
1.3
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
20
1.4
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца
27
2
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами
31
2.1
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев
31
2.2
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
52

Файлы: 1 файл

DiplomK.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Особый взгляд должен быть обращен на людей зрелого возраста, так как именно этот контингент представляет наибольшую часть переселяющегося населения. Это связано еще и с тем, что именно люди зрелого возраста в наибольшей степени включены в активный процесс социализации и именно они обеспечивают как полноценное развитие детей, так и здоровье людей пожилого и старческого возраста, прибывающих на новое место жительства.

Принятие их - это включение в профессионально-трудовую деятельность, помощь в решении актуальных проблем переезда, использование юридической среды как ресурса для социального развития.

Организуя и осуществляя социальную работу с вынужденными переселенцами необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые во многом определяют потребности этих категорий людей.

Во-первых, вынужденные переселенцы в той или иной степени попадают в ситуацию маргинализации в силу утраты ими «территориальных корней». При этом, разрушается привычная для человека природная и социальная среда жизнедеятельности, нарушаются его важнейшие естественно-антропологические права, такие как право на этническую идентификацию, на определённый уровень жизни, жильё, семью и т.п. Реализация этих и им подобных прав в значительной степени связана с возможностью постоянного или длительного проживания в определённом месте.

Во-вторых, вынужденные переселенцы - это люди, находящиеся в состоянии психологической, культурной и социальной дезадаптации, что во многом определяет содержание необходимой им социальной поддержки и помощи.

Социально-психологическая работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.

  • Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы как трудоустройство вынужденных переселенцев с учётом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены , развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки вынужденных переселенцев.
  • Решение проблем материальной компенсации понесённого вынужденными переселенцами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению вынужденным переселенцам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
  • Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений вынужденных переселенцев с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке вынужденных переселенцев. Резкий наплыв вынужденных переселенцев в регион создаёт для живущих в нём людей серьёзные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т.п. Однако, если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания вынужденных переселенцев существенно обостряется. Вместе с тем, реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия по преодолению негативной реакции со стороны местного населения должны предпринимать и сами вынужденные переселенцы, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны для него.
  • Формирование и развитие системы правовой защиты вынужденных переселенцев, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.
  • Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей, активной и полноценной жизни.
  • Создание условий, необходимых для успешной интеграции вынужденных переселенцев в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства вынужденных переселенцев и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения вынужденных переселенцев в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры и т.п.

Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности по социальной защите и социальной поддержке вынужденных переселенцев, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и другие характеристики.

Социальная работа с вынужденными переселенцами должна быть равнодоступной, единой, многофункциональной. Формы социальной работы должны способствовать нейтрализации неблагоприятных факторов, снижающих уровень низкой социальной адаптации вынужденных переселенцев. Она должна быть ориентирована на своевременную и скорейшую социальную адаптацию.

Одним из инновационных направлений социальной работы с вынужденными переселенцами должна стать ориентация государства, общественных организаций на социальную защиту прав и интересов людей, чье положение в процессе длительной малоэффективной самоадаптации на новом месте поселения оказалось нестабильным.

Должны разрабатываться и осуществляться дополнительные меры, направленные на усиление социальной ориентации реформ; на ликвидацию причин, порождающих снижение уровня жизни; на поддержку малоимущих граждан; на укрепление семьи; на обеспечение надлежащих условий для успешного процесса социальной адаптации вынужденных переселенцев; на ликвидацию факторов, детерминирующих внутреннюю и внешнюю вынужденное переселение населения.

Всю совокупность методов (методик), используемых в социальной работе, можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Практические методы можно разграничить на профессиональные и этические методы.

К теоретическим методам социальной работы с вынужденными переселенцами следует отнести общенаучные методы (сравнение, анализ, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукцию и дедукцию), которые используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое соотношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе социальной работы определяется ее универсальным междисциплинарным характером.

Практические методы социальной работы с вынужденными переселенцами - это совокупность специфических технологий, процедур и способов деятельности, посредством которых осуществляется социальная работа.

К практическим методам социальной работы с вынужденными переселенцами можно отнести биографический (метод личных документов), посредством которого на основе исследования личных документов (автобиографий, дневников), изучаются субъективные стороны вынужденного переселения. Исследуемые документы фиксируют личные отношения человека к тем или иным социальным процессам, социально психологическим ситуациям, в которые он был включен тем или иным образом (опосредованно или не опосредованно). Применительно к обстоятельствам биографический метод может моделироваться в такие разновидности, как ненаправленное интервью, свидетельства родственников. Интервью позволяют социальному работнику выбрать наиболее адекватные для ситуации вынужденного переселения способы получения необходимой информации о клиенте и социальной помощи, в которой он нуждается.

Представляется важным сочетание индивидуальной, семейной, групповой, общественной социальной работы. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Актуальным при определении форм и методов социальной работы с вынужденными переселенцами  является рассмотрение их потребностей.

Формы и методы социальной работы с вынужденными переселенцами принесут позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для вынужденных переселенцев квот и определенных территорий для поселения.

Международный опыт показывает, что успешное решение социальных проблем вынужденных переселенцев без ущерба для страны или региона, которые их принимают, возможно при соблюдении основополагающих принципов, перечисленных далее.

  • Необходимо исходить из предположения, что большинство вынужденных переселенцев останется в стране или регионе пребывания навсегда либо надолго и, следовательно, может внести существенный вклад в их последующее развитие.
  • Основными субъектами деятельности по решению большинства социальных проблем вынужденных переселенцев (реабилитация, адаптация и интеграция) являются органы государственной власти на различных уровнях её организации.
  • Необходимо поощрять в вынужденных переселенцах стремление развить в себе чувство принадлежности к новому обществу, культуре и государству.
  • Важнейшим и необходимым условием эффективной социальной поддержки вынужденных переселенцев является достижение и сохранение реального равенства между вынужденными переселенцами и местным населением.
  • Необходимо учитывать, что интеграция вынужденных переселенцев в новое общество, гармонизация системы социальных связей и отношений между ними и местным населением - это процесс, рассчитанный на длительное время.

Соблюдение этих принципов позволит решать социальные проблемы вынужденных переселенцев своевременно и эффективно, используя тот потенциал и те возможности, которые имеются в распоряжении общества и государства.

2.2 Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений.

Активность правительственных структур в сфере межкультурного взаимодействия миграционных процессов сосредоточена преимущественно в области артикуляции правовых границ между вынужденными переселенцами и принимающим большинством, а социальную ответственность за интеграцию вынужденных переселенцев берут на себя по собственной инициативе, реализуя свою миссию и ценности, институты гражданского общества. При этом ряд организаций совмещает функции правовой и социальной поддержки этнических меньшинств - граждан России, а также новых иммигрантов.

В качестве «новых иммигрантов» рассматриваются вынужденные переселенцы; трудовые вынужденные переселенцы; семьи и дети вынужденных переселенцев, проживающие на территории РФ как иностранцы.

Деятельность структур «гражданского общества», направленных на миграционный процесс, в данной главе также рассматривается на основе биполярного конструкта воспроизводства «моралистского» - «фундаменталистского» дискурса российского мультикультурализма.

К организациям «моралистского дискурса» отнесены правозащитные организации, психолого-педагогические центры и другие неправительственные организации, осуществляющие правовую, социальную, психологическую и образовательную поддержку вынужденным переселенцам. Их активность может быть описана преимущественно посредством следующих направлений деятельности:

  • Информационная (телефоны доверия для вынужденных переселенцев, консультационные центры), организационная (создание специальных боевых групп защиты) и юридическая защита (центры правовой поддержки, консультации юристов в неправительственных организациях) вынужденных переселенцев;
  • Создание структур социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев и их семей (акцент на сохранении психологического здоровья и социальной дееспособности вынужденных переселенцев).
  • Культурные программы, представляющие искусство и культуру вынужденных переселенцев принимающему обществу.
  • Образовательные программы по развитию толерантности у принимающего большинства, в том числе и на основе Интернет - технологий, а также образовательные программы для детей вынужденных переселенцев.
  • Имиджевые и координационные программы, предполагающие объединение усилий государственных структур и структур гражданского общества (совместные конференции, коалиции и т. п., с непременным освещением миграционных проблем и возможностей их решения в электронных и печатных СМИ).

К организациям «фундаменталистского дискурса» отнесены общественные движения и неправительственные организации (как зарегистрированные, так и незарегистрированные), высказывающие негативное отношение к вынужденным переселенцам и миграции, призывающие к насилию в отношении вынужденных переселенцев и использующие насилие, дестабилизирующие мультикультурное российское общество. Специфика технологий, направленных против миграционных процессов и вынужденных переселенцев со стороны «фундаменталистских» организаций в следующем:

  • жесткие и агрессивные технологии межкультурного взаимодействия, апелляция к насилию и нетерпимости;
  • расистские выпады по отношению к вынужденным переселенцам камуфлируются патриотическим лозунгами спасения местного населения, страдающего от социальной незащищенности и безработицы,
  • организация массовых выступлений и формирование мнение населения о вынужденных переселенцев как о причине социальной нестабильности,
  • опора на ксенофобные настроения населения, создание ситуации межкультурного напряжения;

Благодаря подмене риторики ксенофобии риторикой заботы по отношению к большинству организаций и движения фундаменталистского дискурса имеют более высокий потенциал в удовлетворении властных амбиций посредством политических выборов в органы законодательной власти.

Сравнивая практики межкультурного взаимодействия неправительственных организациях, ориентированных на вынужденных переселенцев, а также на неправительственных организаций, ориентированных на поддержку этнических меньшинств в поликультурном российском обществе, необходимо отметить следующее:

  • неправительственные организации «для вынужденных переселенцев», как правило, более технологичны в области фандрайзинга;
  • неправительственные организации «для вынужденных переселенцев» в первую очередь ориентированы на юридическую поддержку и правовое сопровождение вынужденных переселенцев, что обусловлено динамикой российского законодательства в области миграции, а также практикой дискриминационного отношения к вынужденным переселенцам;
  • неправительственные организации «для вынужденных переселенцев» осуществляя социальную поддержку вынужденных переселенцев, преимущественно используют самые простые формы благотворительности и гуманитарной помощи; программы с языковой и культурной составляющей реализуются незначительным числом некоммерческих структур;
  • среди целевых групп, на которые преимущественно направлена деятельность некоммерческих структур, ориентированная на помощь вынужденным переселенцам, доминируют нелегальные вынужденные переселенцы, а также легальные трудовые вынужденные переселенцы;
  • в зоне недостаточного внимания оказываются семьи и дети вынужденных переселенцев, а также молодежь, совершающая образовательную миграцию;
  • некоммерческие структуры «вынужденных переселенцев» ориентируются на решение «внутренних» проблем вынужденных переселенцев, и проводят незначительную или недостаточную просветительскую работу с принимающим большинством для формирования установок толерантности у большинства, в то время как многие проблемы вынужденных переселенцев напрямую связаны с ксенофобией и негативного отношения части населения к миграции;
  • некоммерческие структуры «вынужденных переселенцев» используют технологии межкультурного взаимодействия преимущественно в области социальной, социально-психологической поддержки и юридического обеспечения вынужденных переселенцев, технологии межкультурного взаимодействия в области культуры используются крайне недостаточно;
  • некоммерческие структуры, ориентированные на помощь вынужденным переселенцам, лишь в исключительных случаях заявляют о необходимости лоббирования российского законодательства для решения проблем вынужденных переселенцев, при этом практика лоббирования и реальное отстаивание интересов вынужденных переселенцев на государственном уровне в настоящее время практически не используется.

Информация о работе Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами