Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:05, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............
3
1
Становление и развитие законодательства Российской Федерации
о правовом положении вынужденных переселенцев
5
1.1
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
5
1.2
Правовой статус вынужденных переселенцев
13
1.3
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
20
1.4
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца
27
2
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами
31
2.1
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев
31
2.2
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
52
Вместе с тем в практике применения судами норм о правовом статусе вынужденных переселенцев возникают и другие проблемы, так, например Конституционный Суд Российской Федерации 22.03.2011 г. вынесли определение по жалобе граждан В.П.Коцман, Л.А.Коцман. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.П.Коцман, Л.А.Коцман, Т.П.Коцман, действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына А.А.Коцман, оспаривают конституционность Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-I «О вынужденных переселенцах». Решение суда общей юрисдикции Л.А.Коцман и Т.П.Коцман отказано в удовлетворении требований к территориальному органу Федеральной миграционной службы о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. При этом суд установил, что Л.А.Коцман и Т.П.Коцман с сыном обустроены на новом месте жительства и оснований для продления срока действия статуса вынужденного переселенца не имеются.
По мнению заявителей, решения государственных органов, принятые по результатам рассмотрения дела, а также действия должностных лиц свидетельствуют о неисполнении в отношении них Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», чем нарушаются их права, гарантированные статьей 40 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Так как исходя из доводов, приведенных заявителями, следует, что, оспаривая Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в части, устанавливающей условия продления территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, статуса вынужденного переселенца, они, по сути, выражают несогласие с судебным решением, состоявшимся по их делу. Между тем разрешение вопроса о том, имелись ли основания для продления заявителям статуса вынужденного переселенца, как сказанное с установлением фактических обстоятельств дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, равно как и проверка законности и обоснованности судебных решений ( статься 25 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям[9].
Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.
Таким образом вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группе лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Условия, когда гражданин признается вынужденным переселенцем:
1.3 Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
Закон устанавливает определенные права и обязанности как в отношении лиц, уже получивших статус вынужденного переселенца, так и тех из них, кто получил лишь свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Рассмотрим права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем. Так, лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:
1) получение единовременного
2) получение направления
3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) проживание в центре
5) медицинскую и лекарственную
помощь в государственных и
муниципальных учреждениях
Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:
1) при нахождении в центре
временного размещения
2) проходить обязательный
3) сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.
Закон «О вынужденных переселенцах» в ст. 6 закрепляет права и обязанности лица, имеющего статус вынужденного переселенца.
Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место
жительства на территории
Регистрация вынужденных переселенцев осуществляется на общих основаниях (как и других категорий граждан) паспортно-визовыми службами органов внутренних дел субъектов Федерации в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 512, от 14 февраля 1997 г. № 172 и от 12 марта 1997 г. № 290.
Конкретизируя вышеназванные Правила, субъекты Российской Федерации разрабатывают собственные Правила регистрационного учета, в которых затрагивают вопросы регистрации вынужденных переселенцев. Так, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства Москвы и Московской области, утвержденными совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. № 1030-43, обязанность оформления регистрации возлагается на территориальные органы внутренних дел Москвы и Московской области. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и имеющие соответствующее удостоверение, выданное органами миграционной службы г. Москвы или Московской области, регистрируются по месту пребывания в общежитиях, на ведомственной жилой площади, в центрах временного размещения, а также у родственников.
Однако некоторые регионы, учитывая особенности сложившейся в них социально-экономической и демографической обстановки, налагают определенные ограничения на осуществление регистрации вынужденных переселенцев, пребывающих на их территории. Так, например, Постановление главы администрации Ростовской области от 7 февраля 1994г. № 27 «О мерах по упорядочению приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в Ростовской области» предусматривает регистрацию для постоянного проживания указанной категории лиц, только являющихся близкими родственниками жителей области.
При проведении компактного расселения вынужденных переселенцев перед органами регистрационной службы встает основная задача выбора конкретных регионов, перспективных для расселения. При выборе принимаются во внимание следующие критерии: наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения.
Федеральная миграционная программа указывает на необходимость совершенствования системы дифференциации экономических стимулов в зависимости от предложенных вынужденным переселенцам и выбранных ими мест для постоянного (временного) проживания в целях стимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории.
2) при отсутствии возможности
самостоятельного определения
Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.
Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Использование помещений, арендуемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.