Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа
Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.
Введение
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
Глава 2. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о видах властей
2.1 Генезис идеи
2.2 Правовая мысль России о разделении властей
Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей
Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
4.1 Разделение власти в России по горизонтали
4.2 Разделение власти в России по вертикали
4.3 Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления
Заключение
Использованная литература
Введение
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
Глава 2. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о видах властей
2.1 Генезис идеи
2.2 Правовая мысль России о разделении властей
Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей
Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
4.1 Разделение власти в России по горизонтали
4.2 Разделение власти в России по вертикали
4.3 Основы разделения и
взаимодействия органов
Заключение
Использованная литература
Введение
Проблемы организации
и осуществления
Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.
Коренные изменения в
жизни нашего общества, начавшиеся
во второй половине 80-х годов XX века,
обострили внимание к вопросам государственного
управления. Государство в состоянии
эффективно выполнять свои функции
лишь при условии целенаправленной
и высокопрофессиональной деятельности
системы государственного управления.
Важнейшим условием выполнения государством
своих задач является адекватное
его совершенствование, улучшение
взаимодействия органов государственной
власти, эффективная реализация ими
своих полномочий. Роль государственного
управления существенно возрастает
в переходные и кризисные периоды
общественного развития. Это объясняется
тем, что в это время идут бурные
процессы перестройки существующих
моделей общественных отношений, процессы
поиска и создания их новых форм.
В Российской Федерации конституционные
реформы получили новые ориентиры
после принятия Конституции 1993 г., провозгласившей
принцип разделения властей. За годы,
прошедшие с момента ее принятия,
накоплен определенный практический опыт
реализации конституционных положений,
проявились их достоинства и недостатки,
без учета которых невозможны
дальнейшие преобразования. Российское
государство на современном этапе
характеризуется противоречивым состоянием
проводимых преобразований, связанных
с критической переоценкой
Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о
содержании принципа
3) определить основные
направления реализации
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.
Объект данного исследования — организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.
В процессе написания представленной курсовой работы были использованы современные источники: учебники и учебные пособия, статьи периодической печати, материалы правовой системы "Гарант".
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).
Таким образом, понятие "разделение власти" достаточно широкое и не отделимо от понятия "власти" и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Демократический республиканский правовой строй предполагает разделение властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Соответственно этому, система государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш. Монтескье ("О духе законов", 1748 г.), свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Править по закону — заповедь государственной власти. Посему, Парламент прежде всего, принимает федеральные законы; Президент и Правительство на их основании осуществляют внутреннюю и внешнюю политику, а судебная власть и правоохранительные органы обеспечивают законность и правопорядок.
Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.
Равновесие властей
В современной конституционно-
Соответственно, можно говорить
о нескольких значениях понятия
"разделение властей" либо о разных
сторонах этого понятия. Разделение
властей исторически проявило себя
как определенная идея, зародившаяся
еще в античные времена (Аристотель)
и выросшая в особое учение, в
теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье).
"Все погибло, - писал Ш. Монтескье,
- если бы в одном и том же лице
или учреждении, составленном из сановников,
из дворян или простых людей, были
соединены эти три власти: власть
создавать законы, власть претворять
в исполнение постановления
Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.
Правда, следует оговориться,
что формально - юридическое закрепление
этот принцип в основном получает
в Конституциях слабо и средне
- развитых стран, недавно ставших
на путь демократического развития. Конституции
большинства развитых стран исходят
из аксиоматичности этого принципа
и закрепляют только полномочия соответствующих
органов государственной
Разделение властей - явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти "в одном и том же лице или учреждении". В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.
Мировой государственно - правовой
практике известна разная глубина разделения
властей и соответственно разное
"дозирование" полномочий высших
органов государственной
Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно - техническую операцию.
Хотя органы власти действуют
самостоятельно, речь идет не об абсолютном
обособлении, а лишь об относительной
их самостоятельности и
Термин "разделение" употребляется
также относительно разделения власти
между субъектом федерации и
федеральными государственными органами,
принимая за основу взаимоотношений
органов различных уровней