Российская модель разделения власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
Глава 2. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о видах властей
2.1 Генезис идеи
2.2 Правовая мысль России о разделении властей
Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей
Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
4.1 Разделение власти в России по горизонтали
4.2 Разделение власти в России по вертикали
4.3 Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

2. 2 Правовая мысль России о разделении властей.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Глава 1. Содержание принципа разделения властей

 

Глава 2. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о  видах властей

 

2.1 Генезис идеи

 

2.2 Правовая мысль России  о разделении властей

 

Глава 3. Основные направления  реализации принципа разделения властей

 

Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали  и вертикали

 

4.1 Разделение власти в  России по горизонтали

 

4.2 Разделение власти в  России по вертикали

 

4.3 Основы разделения и  взаимодействия органов субъектов  Российской Федерации. Элементы  разделения властей в структуре  органов местного самоуправления

 

Заключение

 

Использованная литература

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Проблемы организации  и осуществления государственной  власти вызывали теоретический и  практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно  подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной  власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования  механизмов реализации государственной  власти в современной России на всем государственном пространстве, как  федеральном, так и региональном. Государственная власть всегда материализуется  в определенной структуре государственных  органов, способы связей между которыми обусловлены соотношением различных  политических сил в государстве. В условиях демократического политического  режима решающее значение на взаимоотношения  органов государственной власти оказывает принцип разделения властей, который является базовым принципом  государственного строительства, одним  из правовых устоев гражданского общества, а также служит той функциональной основой, которая обеспечивает эффективную  деятельность государственного механизма. Как показывает весь ход исторического  развития, принцип разделения властей  неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились  демократические преобразования системы  государственной власти. В настоящее  время принцип разделения властей  закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы  его реализации существенно отличаются друг от друга.

 

Разделение властей - конституционный  принцип правового государства  в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции  РФ правовое государство, права и  свободы человека и гражданина, принцип  разделения властей содержательно  и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

 

Коренные изменения в  жизни нашего общества, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, обострили внимание к вопросам государственного управления. Государство в состоянии  эффективно выполнять свои функции  лишь при условии целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления. Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение  взаимодействия органов государственной  власти, эффективная реализация ими  своих полномочий. Роль государственного управления существенно возрастает в переходные и кризисные периоды  общественного развития. Это объясняется  тем, что в это время идут бурные процессы перестройки существующих моделей общественных отношений, процессы поиска и создания их новых форм. В Российской Федерации конституционные  реформы получили новые ориентиры  после принятия Конституции 1993 г., провозгласившей  принцип разделения властей. За годы, прошедшие с момента ее принятия, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современном этапе  характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных  с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей. Актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, актуальность связана и с потребностью теоретического осмысления правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Исследование современной системы органов государственной власти Российской Федерации показывает, что ее реформирование осуществляется на базе неразвитого федерального законодательства. В ходе продолжающейся правовой реформы уже приняты различные законодательные акты, однако эта деятельность недостаточно эффективна без внесения изменений в Конституцию.

 

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие  задачи:

 

1) определить содержание  принципа разделения властей;

 

2) изучить дискуссию о  содержании принципа разделения  властей и о видах властей;

 

3) определить основные  направления реализации принципа  разделения властей;

 

4) выявить проблемы реализации  принципа разделения властей  по горизонтали и вертикали.

 

Объект данного исследования — организация и осуществление  государственной власти в Российской Федерации.

 

Предмет исследования – реализация принципа разделения властей в организации  и функционировании системы органов  государственной власти Российской Федерации.

 

В процессе написания представленной курсовой работы были использованы современные  источники: учебники и учебные пособия, статьи периодической печати, материалы  правовой системы "Гарант".

 

 

Глава 1. Содержание принципа разделения властей

 

 

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов  политической и неполитической власти.

 

Разделение власти возникает  из свойства власти быть отношениями  между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который  воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура  разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном  политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).

 

Таким образом, понятие "разделение власти" достаточно широкое и  не отделимо от понятия "власти" и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

 

Демократический республиканский  правовой строй предполагает разделение властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Соответственно этому, система государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает, по мнению Ш. Монтескье ("О духе законов", 1748 г.), свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления и приводить в исполнение публичные решения соединялась в одном лице. Править по закону — заповедь государственной власти. Посему, Парламент прежде всего, принимает федеральные законы; Президент и Правительство на их основании осуществляют внутреннюю и внешнюю политику, а судебная власть и правоохранительные органы обеспечивают законность и правопорядок.

 

Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной  власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и  направлений деятельности всех государственных органов. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

 

Равновесие властей сохраняется  благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек  и противовесов. Эта система основана на том, что у каждой ветви государственной  власти есть средства воздействия на другие ветви.

 

В современной конституционно-правовой науке существуют разные подходы  к исследованию принципа "разделения властей" и разные его оценки.

 

Соответственно, можно говорить о нескольких значениях понятия "разделение властей" либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в  теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). "Все погибло, - писал Ш. Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". В  рамках теории "разделения властей" был сформулирован и обоснован  одноименный правовой принцип, который  получил законодательное закрепление  в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции  США 1787 г.) и был претворен на практике.

 

Различают два аспекта  разделения властей: юридический и  политический. Первый предполагает его  формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном  законодательстве многих государств.

 

Правда, следует оговориться, что формально - юридическое закрепление  этот принцип в основном получает в Конституциях слабо и средне - развитых стран, недавно ставших  на путь демократического развития. Конституции  большинства развитых стран исходят  из аксиоматичности этого принципа и закрепляют только полномочия соответствующих  органов государственной власти.

 

Разделение властей - явление  многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Приведенное  выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти "в одном  и том же лице или учреждении". В таком понимании принцип  разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола  королевской власти.

 

Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное "дозирование" полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление  о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого  должна обладать большими властными  полномочиями. Ни одна из них не может  существовать без двух других. В  этом смысле бесплодны попытки сосредоточить  исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.

 

Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной  власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл  принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении  функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается  в средствах обеспечения в  виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек  и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий  путь к превышению власти, произволу  и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический  принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и  нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

 

Разделение властей преследует и другую цель - определение функций  каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение  полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать  проведение разделения властей как только организационно - техническую операцию.

 

Хотя органы власти действуют  самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной  их самостоятельности и одновременном  тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

 

Термин "разделение" употребляется  также относительно разделения власти между субъектом федерации и  федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений  органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей — наделение ветвей (здесь  — органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такое разделение властей называется "вертикальным".

Информация о работе Российская модель разделения власти