Российская модель разделения власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Содержание принципа разделения властей
Глава 2. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о видах властей
2.1 Генезис идеи
2.2 Правовая мысль России о разделении властей
Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей
Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
4.1 Разделение власти в России по горизонтали
4.2 Разделение власти в России по вертикали
4.3 Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

2. 2 Правовая мысль России о разделении властей.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

 

Хотелось бы отметить, что  данное утверждение автора обогатило  и творчески развило идею разделения властей. Н.М. Коркунов отошел от формально-догматического понимания данного принципа, от сведения его к простой необходимости  абсолютного разграничения функций  и строгого определения пределов предметной компетенции, и четко  акцентировал на главном сущностном содержании принципа — механизме  сдерживания и взаимовлияния  всех ветвей власти.

 

Более того, анализируя опыт государственного строительства с  древнейших времен, Н.М. Коркунов выделил  три способа сдерживания воль, участвующих в распоряжении государственной  властью:

 

— "разделение отдельных  функций между различными органами;

 

— совместное осуществление  одной и той же функции несколькими  органами;

 

— осуществление различных  функций одним органом, но различным  порядком".

 

Эволюция принципа разделения властей и отражение ее в практике государственного строительства современных  государств, в том числе Российской Федерации, неоднократно продемонстрируют впоследствии актуальность и аргументированность  взглядов Н.М. Коркунова на существо и содержание данного принципа.

 

Хотя идеи конституционных  преобразований того времени остались нереализованными, однако следует сказать, что в Основных положениях судопроизводства 1862 г. в России впервые законодательно закреплена идея именно разделения властей: "власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной".

 

Продолжительное время подавляющее большинство советских ученых вслед за русскими юристами отрицали необходимость разделения властей, сводили ее лишь к разделению функций государственных органов.

 

Между тем нельзя как в  теоретическом, так и в практическом плане рассматривать в качестве тождественных самостоятельные  проблемы разделения функций и власти государственных органов. Такой  вывод подтверждается даже с позиции  языкового толкования. Действительно, "функция" — это обязанность, круг деятельности, назначение, роль, тогда  как "власть" — это право  и возможность распоряжаться  кем-, чем-нибудь, подчинять своей воле.

 

В современной специальной  литературе выделяют две основные модели разделения властей: "гибкую" и "жесткую". Первая из них основывается на идеях  Локка о тесном сотрудничестве и  взаимодействии властей при верховенстве законодательных органов власти.

 

"Гибкая" модель характерна  для стран с парламентарной  формой правления (яркий пример  — Великобритания). Вторая модель  опирается главным образом на  теоретические и практические  выводы Д. Лильберна, И.Джефферсона и их последователей о равновесии, независимости и взаимном сдерживании (контроле) органов государственной власти.

 

Практика реализации "гибкой"модели разделения властей во многих государствах и во все времена доказывает: сосредоточение "всей власти" в каком-то одном органе в конечном итоге приводит к установлению тоталитарных режимов.

 

Как представляется, применение категорий системного анализа вызывает необходимость исследования органов  государственной власти в их системе как элементов, ее составляющих, так и их взаимоотношения, взаимосвязи и взаимовлияния. При таком подходе к исследованию разделения государственной власти в Российской Федерации уже нельзя ограничиваться только проблемами собственно разделения функций органов государственной власти и даже разделения самой власти, а с необходимостью, как в теоретическом, так и в практическом плане, следует акцентировать внимание на анализе системы законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, изучении проблем взаимного сдерживания и контроля.

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что вопросу разделения властей уделяли внимание многие исследователи как в России, так и за рубежом.

 

 

Глава 3. Основные направления  реализации принципа разделения властей

 

 

Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей  проявляются в разных моделях  взаимоотношений органов государственной  власти, и исследование этих моделей  важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов  государственной власти.

 

С установлением советской  власти надежды сторонников теории разделения властей на ее воплощение в России оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата" и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали у нас вплоть до начала 90-х гг. С принятием летом 1990 г. Декларации о государственном суверенитете концепция разделения властей стала рассматриваться в них в качестве официальной доктрины.

 

Даже на начальном этапе  политических реформ демократическое  движение разворачивалось под лозунгом "вся власть Советам". Первым реальным шагом к введению в СССР системы  разделения властей стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР.

 

Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически  полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать  эффективную систему разделения властей так и не удалось. Сначала (1991-1993 гг.) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией  системы Советов и принятием  новой конституции в 1993 г., наоборот, исполнительная власть (особенно на федеральном  уровне) получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ 1993г. принцип разделения властей получил окончательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 10), согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

 

Говоря о реализации теории разделения властей в современной  России, необходимо исходить из существования  трех относительно самостоятельных  периодов становления развития данного  процесса.

 

Первый период хронологически очерчен рамками: апрель 1985 г-сентябрь 1993 г. Характерным для него является не только формально-юридическое закрепление (в Конституции и других нормативных  правовых актах) принципа разделения властей, но и начало его реального воплощения в жизнь.

 

Данный период отличался  тем, как справедливо отмечалось в литературе, что шло "постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в  целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков  государственности, функционирующей  на основе принципа разделения властей". В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности "разделению" подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем нередко вопрос о разделении функций переносился с государственной сферы жизни на партийную и общественную.

 

Огромное внимание в отечественной  литературе традиционно уделялось  четкому разделению функций четкому  разделению функций государственных  и партийных органов, недопустимости дублирования и подмены их друг другом. В конце 80-х — начале 90-х гг. в отношении к принципу разделения властей наметился резкий поворот. И это заметно проявилось не только в теории, но и на практике. Так, в частности, учреждение в 1991 г. института президентства в России и образование Конституционного Суда свидетельствовало, помимо всего прочего, о реальном выделении и укреплении механизма государственной власти России наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. Закрепление же в Конституции России в 1992 г. положения о том, что "система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей" (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории. Таким образом, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой России в данный период принцип разделения властей признавался не только формально, теоретически, но и шаг за шагом стал воплощаться в реальную жизнь практически.

 

Второй период адаптации  теории разделения властей применительно  к российской действительности охватывает промежуток времени с сентября 1993г. (с момента издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и до декабря этого  же году (включая день проведения референдума  по проекту новой Конституции  и выборов 12 декабря 1993 г.). Характерной  особенностью этого периода была ликвидация системы Советов. Этим же Указом было "предложено" Конституционному Суду РФ "не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания".

 

Другим Указом Президента этого периода "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 09.10.1993 была формально-юридически и фактически разрушена система местных органов государственной власти, а "исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов", были возложены на "администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации". Наконец, Указом от 07.10.1993 "О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. Главы администраций, согласно данному Указу, назначаются и освобождаются Президентом РФ по представлению председателя Совета Министров — Правительства Российской Федераций.

 

В Российской Федерации разделение властей представляет собой двуединый  принцип политико-государственного устройства, сочетающий в себе разделение властей между федерацией и ее субъектами по вертикали политико-государственного устройства России с разделением  властей внутри федеральной системы  государственной власти и системами  государственной власти субъектов  Российской Федерации на законодательную (представительную), исполнительную и  судебную ветви при общем приоритете единства государственной власти в  стране.

 

Приоритет единства системы  государственной власти в условиях ее разделения по вертикали и горизонтали  главным образом обеспечивается:

 

– взаимозависимостью ветвей и уровней государственной власти, их тесными взаимодействиями по определенному  правом кругу вопросов;

 

– системой сдержек и противовесов;

 

– конституционной ответственностью;

 

– наличием органов, не входящих в систему разделения властей, но прямо ориентированных на решение  общих для нее задач и конфликтных  ситуаций;

 

– институтом федерального воздействия.

 

Под институтом федерального воздействия следует понимать основанный на Конституции Российской Федерации  и федеральном законодательстве особый механизм неординарного воздействия  федеральных органов государственной  власти на ситуацию в субъекте или  субъектах федерации в случае ее отклонения от конституционного правопорядка, который направлен на его восстановление.

 

Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне имеет  выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей  по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации. Такое положение создает  предпосылки для выстраивания эффективной  системы единой системы исполнительной власти в сфере ведения федерации  и совместного ведения федерации  и субъектов федерации, позволяет  тесно координировать законодательную  деятельность на всех уровнях государственной  власти, обеспечивать единую систему  законности и правосудия в стране.

 

Государственные органы, которые  формально или в силу специфики  их полномочий нельзя отнести ни к  одной из ветвей государственной  власти, имеют самое непосредственное отношение к механизму реализации принципа разделения властей, поскольку  их основные полномочия, выходящие  за рамки разделения властей, обеспечивают его основу – единство государственной  власти в Российской Федерации.

 

Конституционно-правовое регулирование  взаимодействия федеральных органов  законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти обеспечивается стабильность политико-правового устройства Российской Федерации и служит реальной моделью  разделения властей в субъектах  Российской Федерации.

 

Наиболее общими вопросами  для всех субъектов РФ при реализации принципа разделения властей являются следующие: социально-экономические  возможности субъектов Федерации  по реализации собственной компетенции, определение формы парламента субъекта Федерации, выработка и четкое определение  элементов системы сдержек и  противовесов, определение приоритетности законодательной ветви власти, повышение  роли судебной власти в системе разделения властей.

 

В системе местного самоуправления возможно использование лишь отдельных  элементов разделения властей, способствующих усилению участия населения в  решении вопросов местного значения, а также эффективности управления, осуществляемыми местными администрациями. Связывать государственную систему  разделения властей с теми элементами, которые могут усмотрены в системе местного самоуправления не следует. Противоположный подход приведет к нарушению конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления от органов государственной власти.

Информация о работе Российская модель разделения власти