Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе изучения и обобщения учебной и специальной литературы, действующего законодательства, практики его применения и толкования, посвященных освещению и регулированию судебных расходов и судебных штрафов в гражданском процессе, выявить проблемные вопросы, изложить собственное отношение к существующим научным позициям, а также сложившейся практике и попытаться сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выявить основные функции судебных расходов;
Рассмотреть виды судебных расходов;
Определить основные правила распределения судебных расходов в гражданском процессе;
ВВЕДЕНИЕ 3
1Правовое регулирование судебных расходов в гражданском судопроизводстве 5
1.1 Понятие и основные функции судебных расходов 5
1.2 Виды судебных расходов 8
1.3 Основные правила распределения судебных расходов 16
2Правовое регулирование судебных штрафов в гражданском судопроизводстве 20
2.1 Понятие судебных штрафов и порядок их наложения 20
2.2 Порядок сложения или уменьшения судебного штрафа 25
Заключение 28
Список использованных источников И литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1Правовое регулирование судебных расходов в гражданском судопроизводстве 5
1.1 Понятие и основные функции судебных расходов 5
1.2 Виды судебных расходов 8
1.3 Основные правила распределения судебных расходов 16
2Правовое регулирование судебных штрафов в гражданском судопроизводстве 20
2.1 Понятие судебных штрафов и порядок их наложения 20
2.2 Порядок сложения или уменьшения судебного штрафа 25
Заключение 28
Список использованных источников И литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность данной темы заключается в том, что отправление правосудия, как и любая другая государственная деятельность, требует значительных бюджетных затрат. Часть их перекладывается на физических и юридических лиц, обращающихся за защитой своих прав в суды общей юрисдикции.
Правовое регулирование института судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в суды с явно необоснованными требованиями, а также может стимулировать должников в гражданском обороте к исполнению своих обязательств под угрозой возмещения в случае удовлетворения иска всех судебных расходов.
Следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной пошлины и порядка ее уплаты. Размер и порядок уплаты государственной пошлины - достаточно важный и тонкий вопрос, разрешение которого только с фискальной точки зрения недопустимо. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов, и всегда существует соблазн увеличить ее размер для повышения доходов федерального бюджета. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить доступ к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поэтому при всем внешне "техническом" характере норм о государственной пошлине они имеют достаточно серьезное содержательное значение, выполняя роль одного из регуляторов обращения к суду, определяя в совокупности с другими условиями доступ к правосудию в арбитражном процессе.
Целью данной курсовой работы является на основе изучения и обобщения учебной и специальной литературы, действующего законодательства, практики его применения и толкования, посвященных освещению и регулированию судебных расходов и судебных штрафов в гражданском процессе, выявить проблемные вопросы, изложить собственное отношение к существующим научным позициям, а также сложившейся практике и попытаться сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу уплаты, распределения судебных расходов, наложения, сложения, уменьшения и уплаты судебных штрафов.
Предметом исследования
являются нормы российского
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания (материалистическая диалектика), включающие принципы объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: формально-юридический, описательный, лингвистический, формально-логический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.
ГПК РФ не дает определения судебных расходов, констатируя лишь их состав. Так в ГПК РФ сказано: "Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела"1. Судебные расходы можно определить как денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия.
Судебные расходы
Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в гражданском процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает как из принципа диспозитивности, так и из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.
Судебные расходы можно так же понимать в узком и широком смысле. В широком смысле они представляют материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Эти средства могут быть получены только из двух источников: 1) государственного финансирования судебной системы; 2) денежных средств, вносимых на расчетный счет суда лицами, заинтересованными в рассмотрении и разрешении их правового спора. Последние являются судебными расходами в узком смысле. Таким образом, судебные расходы в узком смысле можно охарактеризовать как денежные затраты, связанные с разрешением и рассмотрением гражданского дела, а также с исполнением судебного решения.
Судебные расходы
Размер судебных расходов
диктуется уровнем
Оплата судебных расходов
возложена законом ни лиц, имеющих
прямой материально-правовой интерес
в исходе дела, – истца и ответчика.
При соучастии обязанность
Судебные расходы выполняют не только компенсационные функции. Обязанность их несения выступает как фактор предупреждения необоснованных обращений в суд.
Возложение судебных
расходов на заинтересованных лиц преследует
цель возместить затраты, которые несет
государство в связи с
Цели взыскания судебных
расходов - компенсационная и
Судебные расходы имеют широкое назначение, которое сводится к трем основным положениям:
- необходимость уплаты
судебных расходов при подаче
заявлений в суд служит
- судебные расходы представляют
собой дополнительную
- судебные расходы возмещают затраты государства, а также экономические потери в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам.
Распределение судебных расходов подчинено следующим правилам (ст. 98-103 ГПК РФ):
- уплата расходов возлагается
на ту сторону, которая
- при частичном удовлетворении
иска судебные расходы
- если истец освобожден
от уплаты судебных расходов
и его требование
- если обе стороны были
освобождены от уплаты
Чтобы не лишиться шанса возместить судебные расходы, в договоре на оказание юридических услуг необходимо четко разграничить суммы, затраченные на досудебное урегулирование спора, и непосредственно издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.
В состав судебных расходов входит (ст. 88 ГПК РФ):
- государственная пошлина;
- издержки,
связанные с рассмотрением
Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.
Также определение Конституционного суда от 1 марта 2007 г. N 326-О-П уточняет, что государственная пошлина - это единственный и достаточный платеж за совершение судом (а также любым государственным органом) юридически значимых действий7.
Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.
Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.
Согласно ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица.
В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам. Размер и порядок уплаты государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты установлены законодательством о налогах и сборах. По ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах8.
Размер государственной пошлины установлен п. 1 ст. 333.19 НК РФ. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового
заявления имущественного
2) при подаче заявления
о вынесении судебного приказа
- 50% размера государственной
3) при подаче искового
заявления имущественного
4) при подаче надзорной
жалобы - в размере государственной
пошлины, уплачиваемой при
5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;
6) при подаче заявления
об оспаривании (полностью или
частично) нормативных правовых
актов органов государственной
власти, органов местного
7) при подаче заявления
об оспаривании решения или
действия (бездействия) органов
8) при подаче заявления по делам особого производства - 200 рублей;
9) при подаче апелляционной
жалобы и (или) кассационной
жалобы - 50% размера государственной
пошлины, подлежащей уплате