Судебные расходы и штрафы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является на основе изучения и обобщения учебной и специальной литературы, действующего законодательства, практики его применения и толкования, посвященных освещению и регулированию судебных расходов и судебных штрафов в гражданском процессе, выявить проблемные вопросы, изложить собственное отношение к существующим научным позициям, а также сложившейся практике и попытаться сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выявить основные функции судебных расходов;
Рассмотреть виды судебных расходов;
Определить основные правила распределения судебных расходов в гражданском процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1Правовое регулирование судебных расходов в гражданском судопроизводстве 5
1.1 Понятие и основные функции судебных расходов 5
1.2 Виды судебных расходов 8
1.3 Основные правила распределения судебных расходов 16
2Правовое регулирование судебных штрафов в гражданском судопроизводстве 20
2.1 Понятие судебных штрафов и порядок их наложения 20
2.2 Порядок сложения или уменьшения судебного штрафа 25
Заключение 28
Список использованных источников И литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И ШТРАФЫ.docx

— 99.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1Правовое регулирование судебных расходов в гражданском судопроизводстве 5

1.1 Понятие и основные функции судебных расходов 5

1.2 Виды судебных расходов 8

1.3 Основные правила распределения судебных расходов 16

2Правовое регулирование судебных штрафов в гражданском судопроизводстве 20

2.1 Понятие судебных штрафов и порядок их наложения 20

2.2 Порядок сложения или уменьшения судебного штрафа 25

Заключение 28

Список использованных источников И литературы 30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной темы заключается в том, что отправление правосудия, как и любая другая государственная деятельность, требует значительных бюджетных затрат. Часть их перекладывается на физических и юридических лиц, обращающихся за защитой своих прав в суды общей юрисдикции.

Правовое регулирование института судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в суды с явно необоснованными требованиями, а также может стимулировать должников в гражданском обороте к исполнению своих обязательств под угрозой возмещения в случае удовлетворения иска всех судебных расходов.

Следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной пошлины и порядка ее уплаты. Размер и порядок уплаты государственной пошлины - достаточно важный и тонкий вопрос, разрешение которого только с фискальной точки зрения недопустимо. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов, и всегда существует соблазн увеличить ее размер для повышения доходов федерального бюджета. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить доступ к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому при всем внешне "техническом" характере норм о государственной  пошлине они имеют достаточно серьезное содержательное значение, выполняя роль одного из регуляторов обращения к суду, определяя в совокупности с другими условиями доступ к правосудию в арбитражном процессе.

Целью данной курсовой работы является на основе изучения и обобщения учебной и специальной литературы, действующего законодательства, практики его применения и толкования, посвященных освещению и регулированию судебных расходов и судебных штрафов в гражданском процессе, выявить проблемные вопросы, изложить собственное отношение к существующим научным позициям, а также сложившейся практике и попытаться сформулировать собственные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие и выявить основные функции судебных расходов;
  2. Рассмотреть виды судебных расходов;
  3. Определить основные правила распределения судебных расходов в гражданском процессе;
  4. Дать понятие судебным штрафам и рассмотреть порядок их наложения;
  5. Изучить порядок сложения и уменьшения судебных штрафов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  по поводу уплаты, распределения судебных расходов, наложения, сложения, уменьшения и уплаты судебных штрафов.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие судебные расходы и  судебные штрафы, а также правоприменительная  практика.

Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания (материалистическая диалектика), включающие принципы объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: формально-юридический, описательный, лингвистический, формально-логический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.

 

  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ В  ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

    1. Понятие и основные функции судебных расходов

 

 

ГПК РФ не дает определения судебных расходов, констатируя лишь их состав. Так в ГПК РФ сказано: "Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела"1. Судебные расходы можно определить как денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия.

Судебные расходы регламентируются целым рядом источников: главой 7 ГПК РФ, гл. 25.3 НК РФ2, информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2005 № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"3, другими актами.

Уплата судебных расходов является обязательным условием для  заинтересованных лиц для возбуждения  и ведения дела в гражданском процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает как из принципа диспозитивности, так и из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.

Судебные расходы можно  так же понимать в узком и широком  смысле. В широком смысле они представляют материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Эти средства могут быть получены только из двух источников: 1) государственного финансирования судебной системы; 2) денежных средств, вносимых на расчетный счет суда лицами, заинтересованными в рассмотрении и разрешении их правового спора. Последние являются судебными расходами в узком смысле. Таким образом, судебные расходы в узком смысле можно охарактеризовать как денежные затраты, связанные с разрешением и рассмотрением гражданского дела, а также с исполнением судебного решения.

Судебные расходы распределяются судом согласно ст. 98, 99, 100 ГПК. Общее  правило: расходы распределяются пропорционально  удовлетворенным суммам иска, возмещаются  той стороне, которая необоснованно  была привлечена к суду и понесла  из-за этого издержки, а расходы  несет проигравшая сторона. По ходу доказывания расходы оплачивает та сторона, которая просит провести оплачиваемое действие; потом, возможно, ей будет выплачена компенсация.

Размер судебных расходов диктуется уровнем благосостояния граждан, общей социально-экономической  ситуацией в стране. Судебные расходы  должны быть такими, чтобы, с одной  стороны, обеспечивать возможность  обращения большинства граждан  в суд за судебной защитой, а с  другой - препятствовать возникновению  неосновательных споров. Для малоимущих граждан доступ к судебной защите обеспечивается за счет механизма освобождения их от судебных расходов полностью  или в определенной части4.

Оплата судебных расходов возложена законом ни лиц, имеющих  прямой материально-правовой интерес  в исходе дела, – истца и ответчика. При соучастии обязанность оплаты судебных расходов возлагается на каждого  соучастника при совершении им процессуальных действий. Третьи лица, заявляющие самостоятельные  требования на предмет спора, а по делам особого производства –  заявители, также должны оплачивать судебные расходы, так как несут обязанности истца.

Судебные расходы  выполняют не только компенсационные  функции. Обязанность их несения  выступает как фактор предупреждения необоснованных обращений в суд.

Возложение судебных расходов на заинтересованных лиц преследует цель возместить затраты, которые несет  государство в связи с осуществлением правосудия. Судебные расходы призваны также дисциплинировать участников материальных правоотношений, предупреждать необоснованное обращение в суд, а также уклонение от выполнения обязанностей5.

Цели взыскания судебных расходов - компенсационная и превентивная. Компенсационная обеспечивает возмещение части бюджетных средств, выделяемых на содержание судов. Превентивная заключается в предупреждении неосновательных обращений в суд, в побуждении должников или иных обязанных лиц к добровольному исполнению обязанностей перед управомоченными субъектами6.

Судебные расходы имеют  широкое назначение, которое сводится к трем основным положениям:

- необходимость уплаты  судебных расходов при подаче  заявлений в суд служит процессуальным  средством, сдерживающим неосновательное  обращение к судебной власти, а также различные злоупотребления  процессуальными правами сторон  и других лиц, участвующих в  деле, что является эффективной  правовой мерой борьбы с сутяжничеством (ст. 98, 99 ГПК РФ);

- судебные расходы представляют  собой дополнительную юридическую  санкцию для должника, ненадлежащим  образом исполнявшего либо вообще  не исполнявшего свои обязанности.  Суд, установив вину ответчика,  решением взыскивает с него  как основную задолженность, так  и судебные расходы по делу (ст. 98 ГПК РФ);

- судебные расходы возмещают  затраты государства, а также  экономические потери в связи  с осуществлением правосудия  по гражданским делам.

Распределение судебных расходов подчинено следующим правилам (ст. 98-103 ГПК РФ):

- уплата расходов возлагается  на ту сторону, которая проиграла  процесс: на истца, если суд  отказал ему в удовлетворении  заявленного иска, на ответчика  - при удовлетворении иска;

- при частичном удовлетворении  иска судебные расходы присуждаются  истцу пропорционально размеру  удовлетворенных судом исковых  требований, а ответчику - пропорционально  той части исковых требований, в которой истцу отказано;

- если истец освобожден  от уплаты судебных расходов  и его требование удовлетворено  полностью, ответчик выплачивает  все расходы в федеральный  бюджет;

- если обе стороны были  освобождены от уплаты судебных  расходов, издержки, понесенные судом  в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств  федерального бюджета.

Чтобы не лишиться шанса возместить судебные расходы, в договоре на оказание юридических услуг необходимо четко разграничить суммы, затраченные на досудебное урегулирование спора, и непосредственно издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.

 

    1. Виды  судебных расходов

 

 

В состав судебных расходов входит (ст. 88 ГПК РФ):

- государственная  пошлина;

- издержки, связанные с рассмотрением дела.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Также определение Конституционного суда от 1 марта 2007 г. N 326-О-П уточняет, что государственная пошлина - это единственный и достаточный платеж за совершение судом (а также любым государственным органом) юридически значимых действий7.

Госпошлиной оплачиваются исковые  заявления, заявления по делам особого  производства и по делам, возникающим  из публичных правоотношений, апелляционные  и кассационные жалобы на решения  судов, надзорные жалобы по делам, которые  не были обжалованы в апелляционном  или кассационном порядках, а также  заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений  суда, других документов из дела.

Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.

Согласно ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица.

В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам. Размер и порядок уплаты государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты установлены законодательством о налогах и сборах. По ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах8.

Размер государственной  пошлины установлен п. 1 ст. 333.19 НК РФ. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового  заявления имущественного характера,  подлежащего оценке, при цене  иска: до 20000 рублей - 4% цены иска, но не менее 400 рублей; от 20001 рубля до 100000 рублей - 800 рублей плюс 3% суммы, превышающей 20000 рублей; от 100001 рубля до 200000 рублей - 3200 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей; от 200001 рубля до 1000000 рублей - 5200 рублей плюс 1% суммы, превышающей 200000 рублей; свыше 1000000 рублей - 13200 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 60000 рублей;

2) при подаче заявления  о вынесении судебного приказа  - 50% размера государственной пошлины,  взимаемой при подаче искового  заявления имущественного характера;

3) при подаче искового  заявления имущественного характера,  не подлежащего оценке, а также  искового заявления неимущественного  характера: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4000 рублей;

4) при подаче надзорной  жалобы - в размере государственной  пошлины, уплачиваемой при подаче  искового заявления неимущественного  характера;

5) при подаче искового  заявления о расторжении брака  - 400 рублей;

6) при подаче заявления  об оспаривании (полностью или  частично) нормативных правовых  актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления  или должностных лиц: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 3000 рублей;

7) при подаче заявления  об оспаривании решения или  действия (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  или муниципальных служащих, нарушивших  права и свободы граждан или  организаций, - 200 рублей;

8) при подаче заявления  по делам особого производства - 200 рублей;

9) при подаче апелляционной  жалобы и (или) кассационной  жалобы - 50% размера государственной  пошлины, подлежащей уплате при  подаче искового заявления неимущественного характера и т.д.

Информация о работе Судебные расходы и штрафы