Государственная служба в Канаде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение канадского опыта организации государственной службы представляется весьма полезным, особенно с той точки зрения, что Канада шла в своем развитии эволюционным путем, вбирая самое лучшее от представителей разных народов и государств. Интересен, и вероятно применим, опыт Канады в обеспечении справедливости и равноправия по отношению к работникам – так для ряда профессиональных категорий вообще отсутствует требование о канадском гражданстве, а привлечение инвалидов к работе ставится в числе приоритетных.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Особенности госустройства и структура госслужбы Канады..............5
Из истории становления госслужбы Канады..........................................5
Особенности канадского государственного устройства........................6
Структура государственной службы Канады.......................................10

Глава 2. Организация государственной службы Канады..................................13
2.1 Система классификации как основа системы управления персоналом................................................................................................13
2.2 Система оплаты труда и мотивация персонала...................................14
2.3 Соблюдение принципов равенства и справедливости в системе государственной службы.......................................................17

Заключение............................................................................................................21

Приложение...........................................................................................................22

Список используемой литературы......................................................................29

Файлы: 1 файл

Госслужба в Канаде - курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной  службы 

при Президенте Российской Федерации»

Новокузнецкий филиал РАНХиГС


 

Специальность 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Специализация Финансовый менеджмент

Выпускающая кафедра Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Государственная служба в Канаде»

по дисциплине

Правовое обеспечение  государственной и муниципальной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы работы:

Студент 4-го курса

 

 

 

Руководитель работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк  2013 г

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

 

Глава 1. Особенности госустройства  и структура госслужбы Канады..............5

    1. Из истории становления госслужбы Канады..........................................5
    2. Особенности канадского государственного устройства........................6
    3. Структура государственной службы Канады.......................................10

 

Глава 2. Организация государственной  службы Канады..................................13

2.1 Система классификации как основа системы управления                  персоналом................................................................................................13

2.2  Система оплаты труда и мотивация персонала...................................14

2.3 Соблюдение принципов равенства и справедливости                            в системе государственной службы.......................................................17

 

Заключение............................................................................................................21

 

Приложение...........................................................................................................22

 

Список используемой литературы......................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Канада – федерация, в которой системы государственной службы субъектов федерации (провинций) и центра автономны. Вместе с тем, государственная служба двух уровней власти строится на единых принципах. Значительное влияние на все аспекты госустройства оказывают правовые традиции Великобритании (Канада являлась доминионом Соединенного королевства, а сегодня главой канадского государства является английский монарх).

Канада тщательно анализирует  ресурсы своей системы управления человеческим потенциалом. Канадская  федеральная государственная служба носит «ценностно-ориентированный» характер, что включает в себя:

- демократические ценности (лояльность и приверженность  общественному интересу);

- профессиональные ценности (нейтральность, принцип меритократии, командный дух и инновационность);

- этические ценности (честность, порядочность);

- универсальные ценности (уважение к людям, гуманность).

Федеральная государственная  служба в Канаде двуязычна и обеспечивает услуги на английском и французском  языках в зависимости от необходимости. 27% канадцев говорят на французском языке, поэтому почти третья часть государственных служащих в стране и 32% высших чиновников в стране также франкоязычны. Вообще же высшее чиновничество, в принципе, двуязычно. Канадская государственная служба обеспечивает работу сменяющихся правительств. Обеспечивая преемственность, государственная служба одновременно имеет возможность оценивать общественные интересы с внепартийной, профессиональной точки зрения. Она строится на нейтральной и основанной на меритократическом принципе (меритократия - выдвижение на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев) традиции.

В Канаде стране с системой открытого правительства сильно выражены моменты общественного  контроля над государственной службой. Госслужба находится под наблюдением парламента, генерального аудитора, граждан, средств массовой информации. 95% канадцев считают, что правительство должно обеспечивать такой же, как в частном секторе, или даже более высокий уровень услуг. Канадцы ожидают высокой эффективности и компетентности от своей государственной службы. Вообще в Канаде система государственной службы отражает разнообразие страны – этническое, языковое, профессиональное, возрастное. Государственная служба Канады многое сделала в этом направлении, увеличивая представительство женщин, меньшинств, коренных этносов и т.д. Закон о равенстве при приеме на работу требует от государственной службы устранить все барьеры, которые еще имелись в этой области, равно как и обеспечить позитивные стимулы к расширению представительства в органах государственной службы Канады.

Время от времени правительство  осуществляет «замеры» национальной государственной  службы, что стало возможным с  помощью широких социологических  исследований 1999 и 2012 годов. Последние результаты показывают, что характеристики государственной службы в стране систематически улучшаются в том, что касается продвижения людей по службе, профессиональной подготовки и переподготовки, устранения целого ряда барьеров для женщин, социальных меньшинств, этнических групп населения и т.п. Основная часть федеральной государственной службы в Канаде охвачена профсоюзами. Исключениями являются высшие чиновники, некоторые категории офисных работников, юристы и небольшая часть других категорий. Осуществляется регулярный отчёт через министерства по программам своей деятельности перед парламентом. При этом считается, что должна быть какая-то реальная шкала измерений и оценок в отношении деятельности служащих. В данный период эта система развивается и совершенствуется.

 

Глава 1

Особенности госустройства  и структура госслужбы Канады

 

    1. Из истории становления госслужбы Канады

 

Профессионализация государственной  службы в Канаде началась почти сто  лет тому назад – в 1918 году, когда  была создана Комиссия по государственной  службе со специфической задачей осуществление меритократического принципа в государственной службе и преодоление патронажа.

До Второй мировой  войны канадская государственная  служба была относительно небольшой. В 1970-х годах здесь имел место  бурный рост. Однако по мере того как государственная служба росла, появлялись различные проблемы, часть которых как раз и шла от роста масштабов и сложности.

Каждый орган государственной  службы отныне должен был отвечать за конкретные результаты. Это касалось и вертикального, и горизонтального направлений, т.е. работа за пределами своих рабочих мест, сотрудничество с другими органами, деятельность в командах, а не только в своих офисах.

В 1980-х годах было несколько попыток  реформировать государственную  службу, одновременно это были годы сокращения бюджетов госслужбы. После двух десятилетий роста приходилось привыкать к концепции «малого правительства», т.е. необходимости компенсировать эти сокращения поиском талантливых лидеров и исполнителей.

Как результат были учреждены принципиально новые структуры, например: альтернативные агентства обеспечения услугами. Отныне каждый орган должен был быть более гибким и способным взаимодействовать с другими органами и уровнями государственной службы. (Примером может служить канадская система таможенной службы и сбора налогов, которая сегодня действует от имени большинства провинций страны.)

На уровне высшей исполнительной власти сегодня в Канаде занято свыше 3200 человек. Из этого числа 250 человек  занимают высшие должности – не ниже помощников заместителей министра. Эта категория государственных служащих назначается не столько на конкретную должность, сколько на конкретный уровень государственной службы, большинство из них при этом проходят через сложный процесс подготовки, обеспечивающей преемственность.

Была учреждена Программа управления качеством работы в государственной  службе, нацеленная на то, чтобы конкретные задачи и программы госслужбы  своевременно доводились до всех ее органов  по принципу «сверху вниз» – от заместителей министров до рядовых чиновников. Программа усиливает персональную ответственность и подотчетность государственных служащих, что формально выражается в конкретных соглашениях с каждым государственным служащим. Программа также предоставляет новые возможности подготовки резерва, т.к. нацелена на выявление и удержание лучших исполнителей. И что особенно важно, она позволяет должным образом реагировать на проблему слабых исполнителей вплоть до самых высоких уровней государственной службы.

 

1.2 Особенности канадского государственного устройства

 

Несмотря на внешнюю  схожесть системы государственного устройства (и Россия, и Канада –  федеративные государства), между нашими странами существует большое количество различий. Глубинные причины этих различий во многом лежат в разном историко-культурном наследии, выбранном пути развития, системе законодательства, менталитете населения, и, как следствие, смысле, вкладываемом в те или иные понятия.

История Канады не столь давняя как  российская, однако, имеет одну очень  важную черту – преемственность истории государств, чьими гражданами были предки нынешних канадцев. Некоторые исторические «артефакты» можно наблюдать в канадской системе государственного устройства и по сей день, например, в структуре правительства (см. рис.1)1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Система государственного устройства Канады

 

Канадский федерализм гораздо  менее централизован, чем российский. Провинции Канады – конструктивные блоки канадской федерации с начала её образования в 1867 году. Они – автономные правительства, которые никоим образом не подотчётны национальному правительству или какому либо из его министерств. Они обладают эксклюзивными полномочиями, которые ясно определены в Конституции Канады, имеют больший объём выполняемых задач в большей степени «ориентированных на граждан», чем у национального правительства. Федеральное правительство не имеет права контролировать бюджет или вмешиваться в планы органов управления провинции, либо в любые из их управленческих функций или систем, например, в области управления кадрами. Даже в тех случаях, когда федеральное правительство переводит средства, предназначенные для поддержания на всей территории страны единого уровня предоставляемых услуг (в сфере здравоохранения, социального обеспечения и т. д.) в любую провинцию, последняя не обязана «отчитываться» за расходование полученных средств или «согласовывать» их использование. В провинциях существует собственная гражданская служба, действующая в соответствии с установленными для нее законами и правилами. Подобные системы (в различных вариантах) характерны для других крупных стран с федеративной структурой.

Существенны и различия в законодательстве – законодательная система Канады уникальна тем, что соединила в себе элементы Европейского гражданского права и Британского общего права. На большей части территории Канады действуют традиции общего права, кроме провинции Квебек, где применяются нормы гражданского права. Федеральные законы в Канаде, регулирующие деятельность государственных учреждений, разработаны на традициях общего права, которые значительно отличаются от европейских систем гражданского права. В России же, как во Франции и Германии, в основе законодательной системы лежит гражданское право. Различия в применении общего и гражданского права представлены ниже (см. Таблицу 1)2:

Таблица 1.

Основные различия общего и гражданского права

Общее право

 

Гражданское право

- Лежит в основе полномочий  правительства и по своей природе  носит разрешительный характер.

 

- Тексты законов коротки и  дают правительству возможность  разрабатывать необходимые нормативные документы, не требующие формального утверждения законодательным органом.

 

- Вводимые в действие исполнительной  властью нормативно-правовые акты  обретают силу закона и применяются  в судебной практике.

- Законы имеют тенденцию  к высокой степени конкретности и носят характер предписания.

 

- Они более объемны и изобилуют  деталями.

 

- Регулятивная сила закона требует  прямого одобрения со стороны  законодателя.

 

- Лишь введенные в силу законодательным  органом акты обретают силу  закона и применяются в судебной практике.


 

В результате использования  системы общего права:

-  законодательная база управления не является предписывающей и рассчитана на регулярное обновление с помощью новых нормативно-правовых документов;

-  отпадает необходимость в постоянном изменении законодательной базы;

-  правительству предоставляются широкие полномочия для принятия новых нормативно-правовых актов с учетом изменяющейся обстановки;

-  по сравнению с системой гражданского права требуется меньше законов;

-  многие вопросы, для решения которых в России может потребоваться принятие закона, решаются внутренними неюридическими средствами, например, формы планирования и отчетности министерств/ведомств устанавливаются в обязательных для исполнения политических директивах, не имеющих силы закона, но обязательных для выполнения всеми министерствами.

Уникальная особенность, присущая системам общего права – действенность и гибкость нормативно-правовых актов. Например, одна единственная статья в канадском законодательстве позволяет правительству «выпускать нормативно-правовые акты, определяющие условия приема на государственную службу». На основании этой единственной статьи выпускается целый пакет нормативно-правовых актов, утверждаемых федеральным Кабинетом министров Канады, и приобретающих всю полноту силы закона. Существует подробно прописанный механизм пересмотра и ввода в действие подобных нормативно-правовых актов.

Нормативно-законодательную  основу деятельности государственной  службы составляют:

Информация о работе Государственная служба в Канаде