Государственная служба в Канаде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение канадского опыта организации государственной службы представляется весьма полезным, особенно с той точки зрения, что Канада шла в своем развитии эволюционным путем, вбирая самое лучшее от представителей разных народов и государств. Интересен, и вероятно применим, опыт Канады в обеспечении справедливости и равноправия по отношению к работникам – так для ряда профессиональных категорий вообще отсутствует требование о канадском гражданстве, а привлечение инвалидов к работе ставится в числе приоритетных.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Особенности госустройства и структура госслужбы Канады..............5
Из истории становления госслужбы Канады..........................................5
Особенности канадского государственного устройства........................6
Структура государственной службы Канады.......................................10

Глава 2. Организация государственной службы Канады..................................13
2.1 Система классификации как основа системы управления персоналом................................................................................................13
2.2 Система оплаты труда и мотивация персонала...................................14
2.3 Соблюдение принципов равенства и справедливости в системе государственной службы.......................................................17

Заключение............................................................................................................21

Приложение...........................................................................................................22

Список используемой литературы......................................................................29

Файлы: 1 файл

Госслужба в Канаде - курсовик.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

1.  Федеральное законодательство (небольшое число законодательных актов по основным вопросам).

2.  Федеральные нормативно-правовые акты (более многочисленные, имеют силу закона).

3. Политические заявления (определяют направление политики в широком смысле (не являясь законодательными или нормативно-правовыми актами) и цели высокого уровня (долгосрочные задачи)).

4. Внутренние руководства и директивы

-  многочисленны и широко используется при определении направлений текущей деятельности;

-  оперативные инструкции придают повседневный смысл положениям нормативно-правовых актов;

-  носят обязательный характер, но не имеют силы закона.

В числе основных законов, регулирующих вопросы государственной  службы следующие:

-  закон об управлении финансами;

- закон о приеме на государственную службу и продвижении по службе (заслуживает отдельного внимания тот факт, что государственные служащие Канады благодаря этому закону являются политически нейтральными и этим достаточно хорошо защищены от изменений в составе правительства или парламента);

-  закон о трудовых отношениях на государственной службе;

Большое значение имеют следующие менее крупные, но не менее важные законодательные акты:

-  закон об официальных языках;

- закон о применении принципа справедливости при приеме на работу и продвижению по службе.

 

1.3 Структура государственной службы Канады

 

Государственная служба Канады – это неоднородный организм. Число служащих превышает 450 тысяч, из них 175 000 федеральных государственных  служащих (при общей численности  населения – около 30 млн. человек).

В систему государственной  службы входят различные категории  организаций:

-  военнослужащие и национальная полиция;

-  государственные корпорации, называемые также «корпорациями Короны»;

-  43 крупных государственных корпорации;

-  министерства (государственная служба – около 190 тыс. человек);

-  специальные организации (в основном, производные от ранее действовавших министерств – около 70 тыс. человек).

В структуру государственного управления входят:

Министерства - представляют собой центральное звено федеральной государственной службы в Канаде. Выделяют около 20 «ключевых» министерств: здравоохранения, транспорта, рыбного хозяйства, труда и т. д. В этих министерствах управление финансовыми и людскими ресурсами осуществляется на единой основе. Во главе этих министерств стоит министр, в некоторых случаях – по совместительству. Во главе остальных министерств стоят руководители высшего звена в ранге первого заместителя министра (в некоторых случаях эта должность может называться «президент» или «председатель»). Интересной особенностью является то, что в министерствах отсутствуют собственные юридические службы – их роль исполняют прикомандированные сотрудники министерства юстиции. Это позволяет существенно сократить время на межведомственные согласования нормативных актов.

Специализированные оперативные  агентства - относительно новая структура (существует около 20 лет). 19 агентств представляют собой «ответвления» министерств  или их основных подразделений – пограничные службы (относившиеся ранее к таможенной службе), канадское агентство по делам таможни и доходов, управление парков Канады (бывшее ранее частью Министерства по делам окружающей среды) и т. п. Раздельный статус позволяет применять гибкую систему управления (отдельные кадровые службы, гибкие финансовые системы), что невозможно в условиях обычного министерства.

Иные агентства –  включают в себя различные структуры, некоторые из них представляют собой  комиссии и коллегии (Комиссия по правам человека, Комиссия по законодательной  реформе, Избирательная комиссия), другие – специализированные агентства (Агентство по развитию космоса), третьи – выполняют функции, близкие правоохранительным органам (Национальная пенитенциарная служба, Комиссия по досрочному освобождению), у четвертых нет формально утвержденной структуры (Секретариат Кабинета министров), но все они действуют в рамках единой общей системы управления финансовыми и трудовыми ресурсами. Все перечисленные структуры возглавляются генеральным исполнительным директором/президентом, подотчетным непосредственно, а НЕ через руководителя одного из основных министерств, члену Кабинета министров.

«Центральные ведомства» - ряд министерств, которые предоставляют общие управленческие услуги всем министерствам и служат своеобразным «центром» правительства по вопросам государственной службы (при этом на федеральном уровне нет единого «министра по кадрам»):

- Офис тайного совета (аппарат кабинета (совета) министров);

- Секретариат Совета казначейства (Коллегия управления);

- Агентство по управлению людскими ресурсами государственной службы Канады;

- Комиссия по делам государственной службы (Совет по оценке заслуг);

- Управление по трудовым отношениям государственной службы (арбитраж по трудовым спорам);

- Министерство финансов.

Все они, кроме Минфина, играют важную роль в управлении людскими ресурсами государственной службы – министерств и ведомств.

 

 

 

 

Глава 2.

Организация государственной  службы Канады

 

2.1 Система классификации как основа системы управления персоналом

 

Система классификации  должностей государственной службы (далее - классификация) призвана обеспечить основу для определения должностных окладов служащих. Она включает в себя анализ/оценку функций и обязанностей должностной позиции в рамках организации. Ее цель – дать наиболее справедливое, точное, эффективное и действенное представление об относительной ценности выполняемых обязанностей.

Система классификации  состоит из руководящих принципов  и установок, должностного регламента, профессиональных категорий, классификационных  стандартов и оценки работы, контроля и порядка рассмотрения жалоб и является основой для эффективной работы по подбору кадров, трудовых отношений, системы переподготовки и повышения квалификации и эффективного управления работы с трудовыми ресурсами3.

Рассмотрим подробнее  основные составляющие:

1. Оценка работы проводится  по двум главным направлениям:

-  составление должностного регламента и его анализ;

-  оценка должностного регламента.

2. Распределение по  профессиональным категориям.

3. Определение уровня  на основе соответствующего стандарта классификации.

Должностной регламент  включает:

-  описание требований должности;

-  всю необходимую информацию для оценки работы на основе соответствующего классификационного стандарта;

-  идентификационную информацию;

-  ориентированные на запрос заказчика результаты;

-  основные направления деятельности;

-  характеристику работы.

Описание должности  – с учетом положений канадского Закона о правах человека, включает описание:

-  требований по квалификации;

-  необходимых для работы на данной должности усилий;

-  круг выполняемых обязанностей;

-  условий труда.

Распределение по профессиональным категориям - должностной регламент  необходим для определения профессиональной категории, к которой данный вид  работы имеет отношение и основан  на определениях, допусках и исключениях, определяемых классификационными стандартами.

В системе классификации  отсутствует понятие чина, вместо этого каждая профессиональная категория  подразделяется на 5 уровней с разницей в размере оплаты. Переход работника  с уровня на уровень осуществляется ежегодно при условии добросовестного выполнения обязанностей и отсутствия взысканий. По достижении 5 уровня работник может продолжить свой профессиональный рост только путем перехода в другую профессиональную категорию.

Отнесение работника к той или иной профессиональной категории или рассмотрение возможности его перехода из одной категории в другую производится на основании соответствующих классификационных стандартов, содержащих факторы оценки, инструкции для оценщиков, уровни и критерии оценки.

 

2.2 Система оплаты труда и мотивация персонала

 

Зарплата большинства  канадских государственных служащих не привязана к результатам их работы. Лишь 3-4% государственных служащих получают зарплату, зависящую от результатов их деятельности. В эту группу входят управленцы высшего звена и небольшая часть чиновников высшего ранга из числа научных работников и специалистов. Остальные (96%) получают зарплату, установленную в соответствии с фиксированной шкалой оплаты труда.

Существует порядка 50 профессиональных категорий – юристы, экономисты, секретари, клерки, библиотечные работники и т. д. У каждой категории дополнительно имеется своя шкала для определения уровня сложности работы4.

Например:

ES 01 – недавно нанятый экономист с ограниченным кругом обязанностей;

ES 05 – старший экономист, отвечающий за важные вопросы разработки политики и, возможно, руководящий подчиненными.

В рамках каждой шкалы  возможны ежегодные поэтапные продвижения (до пяти в каждой), которые выражаются в ежегодном 1%-ом росте зарплаты. Ежегодный рост зарплаты не связан с эффективностью работы. Помимо этого, для всех служащих имеются надбавки, учитывающие рост стоимости жизни. Размер надбавок определяется в ходе переговоров с профсоюзами.

Отдельно необходимо упомянуть  о проблеме мотивации специалистов в области информационных. В 90-х годах в Канаде произошел резкий всплеск развития ИТ, потребность в таких специалистах на рынке также резко возросла – результатом стало увольнение большого их количества из государственных органов. Были предприняты срочные меры по повышению уровня оплаты труда, для доведения его до уровня, близкого к рыночному. Кроме того, для них, усилиями профсоюзов, была введена (и действует до сих пор) отдельная надбавка за работу в госсекторе. В настоящее время разница в уровне оплаты труда относительно рыночной составляет всего лишь 10-15%, но даже в самый критический период разница не превышала 100%. В России же данный показатель существенно выше.

Таким образом, есть два способа  получить повышение зарплаты, не меняя места работы – подняться по шкале оплаты в рамках оплаты труда соответствующей профессиональной категории и получить ежегодную надбавку, связанную с ростом стоимости жизни.

Однако, зарплата высшего управленческого  звена канадской госслужбы, имеет  привязку к эффективности работы, но существует лишь для узкой категории лиц. Для каждого из пяти уровней в этой особой категории (Категория высшего управленческого звена ЕХ 01-05) правительство устанавливает сумму базовой зарплаты, а затем порядок повышения зарплаты в зависимости от эффективности работы за год. Эта категория служащих не имеет профсоюзов и не имеет права в них участвовать. Секретариат Казначейского Совета определяет размер надбавок с учетом роста стоимости жизни. Надбавка за эффективность работы делится пополам. Одна ее часть добавляется к постоянной надбавке, действующей в отношении величины ставки заработной платы. Другая часть не гарантирована – каждый год ее можно получить или потерять, в зависимости от эффективности работы.

Каждый год управленец высшего звена совместно со своим руководителем составляют контракт, касающийся эффективности работы, в котором определяются ожидаемые результаты на будущий год, однако, эти контракты редко выражены в цифрах, и носят «качественный» характер, например – повысить уровень подготовки персонала, добиться большего равновесия в его гендерном и языковом составе, разработать новую политику или регламент, и даже поставить личные цели, касающиеся индивидуального стиля руководства (в ряде случаев это может быть обязательным требованием). В конце года проводится беседа между управленцем и его/ее руководителем. Ставится простая оценка: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично (однако, ожидаемые индивидуальные результаты в цифровом выражении не оцениваются). Затем дается надбавка к зарплате, размер которой вычисляется на основе формулы. Чем выше оценка, тем выше процент надбавки (0-7 или 8%). Для каждого уровня категории «ЕХ» существует ограничение размера максимальных надбавок.

Необходимо, однако, отметить, что большинство служащих, руководящих подчиненными, не относятся к категории управленцев высшего звена. Это обычные служащие (управленцы среднего звена и администраторы). Оплата их труда осуществляется по фиксированной шкале, как и для всех остальных. При этом они не имеют права участвовать в забастовках. Ежегодная оценка работы происходит так же, как у высшего управленческого звена, но только более «открытым» способом. Все служащие (и даже руководящий состав) вправе отказаться от того, чтобы их работу оценивали по соответствующей шкале.

 

2.3 Соблюдение принципов равенства и справедливости в системе государственной службы

 

Канадская нация – это нация  иммигрантов. Канадское общество всегда отличалось своим многообразием (культурным, расовым, гендерным и лингвистическим), что является следствием не только его истории, но и ее политики. На ранних этапах иммиграции 80% иммигрантов были выходцами из Великобритании и материковой Европы, существовали ограничения на въезд для не европейцев. С 1967 года по настоящее время более 70% иммигрантов не принадлежат к белой расе. Наблюдается рост притока иммигрантов из стран Азии, Африки, Карибского бассейна, Южной и Центральной Америки.

С 1991 года по 2010 год в Канаду переселилось более 2 млн. новых иммигрантов. Каждый год в Канаду въезжает более 200 тысяч иммигрантов. Подавляющее большинство иммигрантов селятся в канадских мегаполисах – Торонто, Ванкувере и Монреале, – что приводит к изменению состава населения и культуры наших центральных городов. Канада является страной с самой высокой в мире долей населения, рожденного вне пределов этой страны. В 2010 году 18% населения Канады было рождено за ее пределами.

Информация о работе Государственная служба в Канаде