Механизм привлечения государств к международной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и анализ механизма при-влечения государств к международной ответственности в соответствии с современным законодательством данной области.
В соответствии с целью данной работы выделены следующие задачи:
1) Изучение и теоретическое обоснование актуальности и важности аспектов, связанных с институтом международной правовой ответственности на современном этапе развития общества и государства;
2) Выявление наиболее принципиальных и спорных моментов связанных с механизмом привлечения государств к международной ответственности, опираясь на практику и современные тенденции развития международного права;
3) Рассмотрение основополагающих документов, на которых базируется институт международной ответственности в целом и механизм ее реализации в частности;
4) Освещение вопросов связанных с основными преступлениями попадающих под юрисдикцию международного уголовного суда, а также вопросов затрагивающих международное судебное и арбитражное разбирательство;
5) Подведение итогов исследования, на основе полученных результатов.

Содержание работы

Введение 3
1 Ответственность государств за международные правонарушения 4
2 Международный Суд ООН 9
3.1 Статут международного уголовного суда 12
3.2 Преступления, подпадающие под юрисдикцию международного уголовного суда 13
3.3 Международное судебное и арбитражное разбирательство 16
3.4 Порядок возбуждения дел 21
3.5 Расследование и уголовное преследование 22
3 Особенности реализации международной ответственности государств за правонарушение 23
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Международное право_(Механизм привлечения государств к международной ответственности).docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

При этом они  утверждают, что Устав  не столько закрепляет то положение, что  споры должны разрешаться  мирными средствами, сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась угроза миру и безопасности государств.

Однако положения  Устава говорят об обратном. Общее положение  п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. [7, ст.2]Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права». [7, ст.1] По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость лишь подчеркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Устав ООН предоставляет  сторонам, участвующим  в споре, свободу  выбора таких мирных средств, которые  они считают наиболее подходящими для  разрешения данного  спора. Практика обсуждения этого вопроса на международных конференциях показывает, что многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.[12, с. 227]

Основным видом  разрешения международных  политических споров являются переговоры. Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения, как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности. [13, 288]

Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. Они являются не только средством разрешения международных споров, но и способствуют укреплению связей между государствами. Если проведение консультаций предусмотрено международными договорами, то в этом случае они обязательны для стран участниц договора.

Добрые услуги оказывает третье, не участвующие в споре, государство. Задача добрых услуг состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги не должно предлагать условий решения спора.

Добрые услуги могут оказываться  несколькими государствами, а также международными организациями. Государства – участники спора вправе отклонить предложения третьих государств о добрых услугах.

В отличие от добрых услуг, посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя переговорах, может предлагать изменить требования спорящих сторон, чтобы сблизить их. Хотя советы посредника не являются обязательными для стран - участниц спора, т.к. он является именно примирителем, а не судьёй.

Второе существенное отличие посредничества от добрых услуг это  назначение посредника с согласием обоих сторон спора.

Выделяют также  испрашиваемое посредничество: осуществляется по просьбе  спорящих сторон; и предлагаемое посредничество: проводиться по просьбе третьей стороны. Посредничество, как и оказание добрых услуг, может быть коллективным, а также осуществляться международными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда добрые услуги перерастали в посредничество.

Существенную  роль в мирном урегулировании спор играют следственные и согласительные комиссии. Ст.33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий – установить факты, относящиеся к предмету спора, выявить фактические данные. Задача согласительных комиссий шире – подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств – участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.

Вместе с тем  развитие международных  отношений, особенно в последние годы, отмечено стремлением государств выйти за пределы переговоров и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам. Часто при этом поднимаются вопросы, связанные с ролью Международного Суда ООН. [14, c.326-330]

Важную роль в  урегулировании международных  споров играют международные  организации, прежде всего ООН, в рамках которой предусмотрен целый арсенал общего недопущения и мирного разрешения конфликтных и спорных международных ситуаций:

  1. миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить спорящих к соглашению с помощью мирных средств, предусмотренных в главе VI Устава ООН (остановить конфликт и обеспечить сохранение мира));
  2. поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного, полицейского или гражданского персонала ООН);
  3. постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора);
  4. превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов возникших конфликтов);
  5. использование в случае возникновение юридических споров Международного Суда ООН.

В рамках общеевропейского процесса система  мирного урегулирования споров явилась итогом двадцатилетней работы, которая велась на регулярных встречах представителей государств–участников СБСЕ и на четырех специальных совещаниях экспертов по мирному урегулированию споров (Монтре – 1978 г., Афины – 1984 г., Валлетта – 1991 г., Женева – 1992 г.).

Система складывается из четырех элементов:

  1. Механизм ОБСЕ по урегулированию споров, задача которого состоит в вынесении рекомендаций государствам относительно оптимальных процедур урегулирования споров, в том числе и в случае одностороннего обращения. По взаимному согласию Механизм ОБСЕ может осуществлять функции по установлению фактов, проводить экспертные действия в отношении предмета спора, составлять доклады.

Разбирательство или советы являются конфиденциальными. Стороны по взаимному согласию могут признавать любые замечания или советы Механизма имеющими обязательную силу. Механизм не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориальной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши и т.п.

  1. Конвенция по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ (принята в Стокгольме) предусматривает общую процедуру примирения на основе соглашений ad hoc или на основе предварительных взаимных заявлений. В ней предусмотрена двухступенчатая система урегулирования споров в Примирительных комиссиях и Арбитражных трибуналах. Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлению государства–участника Конвенции. Процедура примирения состоит в том, что если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то условия этого урегулирования фиксируются в резюме выводов, предписываемом представителям сторон и членам Комиссии.

В случае несогласия сторон Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения сторон. Если они в течение 30 дней не соглашаются с предложениями, доклад направляется Совету ОБСЕ.

Арбитражный трибунал может создаваться  по обоюдному обращению  спорящих сторон или по односторонней просьбе государства–участника Конвенции по истечении 30 дней после представления доклада Примирительной комиссии Совету ОБСЕ. Государства–участники располагают возможностью сделать заявления о признании обязательной юрисдикции Арбитражного трибунала путем уведомления депозитария Конвенции;

  1. Положение о Комиссии ОБСЕ по примирению (принято в Стокгольме) конкретизирует Конвенцию и развивает валлеттскую процедуру мирного урегулирования. Положением предусмотрено, что государство  участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Комиссии в отношении споров между ним и другими государствами – участниками, а также, что оно будет считать обязательным, на условиях взаимности, любые условия урегулирования, предложенные Комиссией;
  2. Положения о директивном примирении (приняты в Стокгольме) предусматривают, что Совет ОБСЕ или Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) “могут предписать двум любым государствам – участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказания им содействия в разрешении спора, который они не смогли урегулировать в течение разумного периода времени”. Эта процедура будет заключаться в передаче спора на рассмотрение Примирительной комиссии.

3.1 Статут международного  уголовного суда

Идея создания постоянного международного уголовного суда неоднократно рассматривалась в ООН с самого окончания Второй мировой войны. В 1993 г. и в 1994 г. ООН создала два специальных трибунала для наказания виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных, соответственно, в бывшей Югославии и в Руанде. Начиная с 1994 г. проводились переговоры по созданию постоянного уголовного суда, который обладал бы юрисдикцией в отношении серьезных международных преступлений. В результате, в 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда (МУС). Это достижение стало возможным благодаря многолетней работе и показывает решимость международного сообщества обеспечить наказание преступников, совершающих такие тяжкие злодеяния. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года после ратификации 60 государствами.[15]

3.2 Преступления, подпадающие под юрисдикцию международного 
уголовного суда

Важно отметить, что Международный уголовный  суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении какого-либо преступления, указанного в статье 5 Римского статуту Международного уголовного суда если:

  1. ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору государством - участником в соответствии со статьей 14;
  2. ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций; или
  3. Прокурор начал расследование в отношении такого преступления в соответствии со статьей 15.

Международный уголовный суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении следующих видов преступлений:

  1. Военные преступления;

Согласно статье 8 Статута МУС обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений. К ним относится большинство серьезных нарушений международного гуманитарного права, которые упоминаются в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г., совершенных в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов. [15, ст.8]

Ряд нарушений конкретно определяются Статутом как военные преступления. К их числу относятся:

  1. изнасилование;
  2. обращение в сексуальное рабство;
  3. принуждение к проституции;
  4. принудительная беременность и другие формы сексуального насилия;
  5. использование детей в возрасте до 15 лет для активного участия в боевых действиях.

Некоторые другие серьезные нарушения  международного гуманитарного права, например, неоправданная задержка репатриации пленных и неизбирательные нападения, в результате которых страдают гражданское население и гражданские объекты, определяемые в качестве серьезных нарушений Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г., в Статуте конкретно не оговариваются.

Есть только несколько положений  относительно определенных видов оружия, использование которых запрещается рядом существующих договоров, причем указанные положения не применимы к немеждународным вооруженным конфликтам.

  1. Геноцид;

МУС обладает юрисдикцией в отношении  преступления геноцида, согласно статье 6 Статута, воспроизводящей формулировки Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

Это преступление определено в Статуте  как любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую–либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  1. убийство членов такой группы;
  2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  3. предумышленное создание для какой–либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  5. насильственная передача детей из такой группы в другую группу.
  6. Преступления против человечности;

Информация о работе Механизм привлечения государств к международной ответственности