Механизм привлечения государств к международной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и анализ механизма при-влечения государств к международной ответственности в соответствии с современным законодательством данной области.
В соответствии с целью данной работы выделены следующие задачи:
1) Изучение и теоретическое обоснование актуальности и важности аспектов, связанных с институтом международной правовой ответственности на современном этапе развития общества и государства;
2) Выявление наиболее принципиальных и спорных моментов связанных с механизмом привлечения государств к международной ответственности, опираясь на практику и современные тенденции развития международного права;
3) Рассмотрение основополагающих документов, на которых базируется институт международной ответственности в целом и механизм ее реализации в частности;
4) Освещение вопросов связанных с основными преступлениями попадающих под юрисдикцию международного уголовного суда, а также вопросов затрагивающих международное судебное и арбитражное разбирательство;
5) Подведение итогов исследования, на основе полученных результатов.

Содержание работы

Введение 3
1 Ответственность государств за международные правонарушения 4
2 Международный Суд ООН 9
3.1 Статут международного уголовного суда 12
3.2 Преступления, подпадающие под юрисдикцию международного уголовного суда 13
3.3 Международное судебное и арбитражное разбирательство 16
3.4 Порядок возбуждения дел 21
3.5 Расследование и уголовное преследование 22
3 Особенности реализации международной ответственности государств за правонарушение 23
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Международное право_(Механизм привлечения государств к международной ответственности).docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

МУС обладает также юрисдикцией  в отношении преступлений против человечности. Согласно статье 7 Статута, эти преступления включают в себя любое из следующих деяний, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любое гражданское население:

  1. убийство;
  2. истребление;
  3. порабощение;
  4. депортация или насильственное перемещение населения;
  5. заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;
  6. пытки;
  7. изнасилование
  8. обращение в сексуальное рабство
  9. принуждение к проституции
  10. принудительная беременность
  11. принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;
  12. преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;
  13. насильственное исчезновение людей;
  14. преступление апартеида;
  15. другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.
  16. Агрессия;

Как указывается в статье 5(2) Статута, МУС будет обладать юрисдикцией в отношении преступления агрессии, как только будет принято положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно этого преступления.

Как только какое–либо государство становится участником Статута, оно принимает юрисдикцию МУС в отношении вышеуказанных преступлений. Согласно стать 25 Статута, Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц, а не государств.

МУС может осуществлять свою юрисдикцию по инициативе Прокурора или государства–участника при условии, что одно из следующих государств связано Статутом:

  1. государство, на территории которого было совершено преступление;
  2. государство, гражданином которого является лицо, обвиняемое в совершении преступления.

Государство, не являющееся участником Статута, может сделать заявление  о том, что оно принимает юрисдикцию Суда.

В рамках системы коллективной безопасности Главы VII Устава ООН Совет Безопасности может обратиться в связи с какой–либо ситуацией к Прокурору, чтобы последний возбудил расследование. Он может также обратиться с просьбой о том, чтобы расследование или преследование не начиналось в течение возобновляемого периода продолжительностью 12 месяцев.

Осуществление МУС юрисдикции в  отношении военных преступлений может быть ограничено согласно статье 124 Статута.

Это положение позволяет государству, ставшему участником Статута, заявить, что оно в течение семи лет  не признает юрисдикции Суда в отношении  военных преступлений, которые, как  предполагается, были совершены его  гражданами или на его территории.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительному протоколу I 1977 г., государства должны либо преследовать в судебном порядке лиц, обвиняемых в совершении военных преступлений, в своих внутригосударственных судах, либо экстрагировать их для суда в других органах. Ничто в Статуте МУС не освобождает государства от их обязательств согласно существующим документам международного гуманитарного права или обычному международному праву. В действительности, эти обязательства усиливаются принципом дополнительности МУС по отношению к  внутригосударственным судебным органам.

В силу принципа дополнительности, юрисдикция МУС должна вступать в действие только, когда государство реально не может или не желает преследовать военных преступников, на которых распространяется его юрисдикция. Чтобы воспользоваться преимуществами, предоставляемыми данным принципом, государству нужно иметь законодательство, позволяющее ему преследовать таких преступников.

3.3 Международное судебное и арбитражное разбирательство

В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены  мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.[15,ст.33]

Этот институт международного права  приобрел особое значение в связи с запрещением агрессивной войны, ставшим после Второй мировой войны обязательной нормой международного права. Использование международного правосудия совместно с другими методами мирного призвано служить делу мирного сосуществования и развитию международного сотрудничества.

Поскольку международное  правосудие представляет собой рассмотрение споров между субъектами международного права, можно проследить связь проблем организации и деятельности Международного Суда с принципиальными проблемами международного права и его институтов – государственным суверенитетом, основными правами и обязанностями участников международного общения, равноправием государств на международной арене, взаимным невмешательством во внутренние дела и целым рядом других.

Эта связь проявляется  в практической деятельности Международного Суда ООН. В своей практике Международный Суд  сталкивается со всеми  этими вопросами  при решении конкретных дел. Эта же связь  существует и при  разработке теоретических  проблем международного правосудия.[12, с. 229]

Соотношение принципов  международного правосудия и основных начал  международного права, соответствие ему норм, регулирующих деятельность и организацию Международного Суда – все это занимает одно из центральных мест в разработке проблем международного правосудия. Причем большое значение для решения этих проблем имеет вопрос о компетенции Международного Суда.

Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный  Суд является главным  судебным органом  ООН. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела  в качестве одного из мирных средств  разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства. [7, ст.92]

Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать  любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной  Ассамблеей и Советом  Безопасности, Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами. Участие государств в судебных разбирательствах носит добровольный характер, однако если государство соглашается на это, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Все члены ООН  являются одновременно участниками Статута  Суда, а не члены  ООН могут стать  такими участниками  на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств – не являющихся участниками Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности. [15, ст. 35]

Компетенция Международного Суда определена в главе II , а также в главе IV Статута Суда. Эти главы Статута устанавливают границы компетенции Международного Суда. [15, ст. 34-38, 65-68]

 Компетенция  Суда распространяется  лишь на споры  между государствами.  Суд не может  рассматривать споры  между частными  лицами и государством  и тем более  споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной.

Факультативный  характер передачи государствами  споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами...". Государства – участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

Общепринятым  является положение, в соответствие с  которым государство – истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.

Имеется большое  количество договоров  и конвенций, в  соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства – участники Статута могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

  1. толкования договоров;
  2. любого вопроса международного права;
  3. наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
  4. характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение международного обязательства.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд  с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много.

Важная роль в  урегулировании международных  споров принадлежит  Суду Европейского Союза. Он компетентен, регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства–члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства. Суд ЕС может также дать толкование норм права ЕС.

Принципиальная  особенность Суда ЕС состоит в том, что истцами в  нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы ЕС, государства–члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.

В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных  адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела обсуждаются  на закрытых заседаниях. Решения оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.

Европейский суд  по правам человека является главным  судебным органом  Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.

Однако отдельные  лица и неправительственные  организации не имеют  непосредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматриваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Европейском суде или нет.

Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства  или государств, против которых эти решения направлены.

Нечетко оформленный  механизм мирного  разрешения споров внутри СНГ содержится в  Уставе СНГ, принятом в Минске 22 января 1993 г. В нем есть специальный  раздел, озаглавленный “Предотвращение конфликтов и разрешение споров”, а также ст.32 “Экономический суд”. Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

    1. конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека;
    2. споры между государствами – членами;
    3. споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве.

Информация о работе Механизм привлечения государств к международной ответственности