Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории
одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права –
физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях
участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном
правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и
подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.
|Введение |3 |
|Виды субъектов международного частного права |4 |
|Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП |6 |
|Дееспособность и правоспособность иностранных граждан |6 |
|Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования |9 |
|Взаимность и реторсии |10 |
|Правовое положение российских граждан за рубежом |13 |
|Правовое положение юридических лиц |14 |
|Правовое положение иностранных юридических лиц |17 |
|Государство как субъект МЧП |20 |
|Международная межправительственная организация как субъект МЧП |24 |
|Заключение |26 |
|Список используемой литературы |27 |
Cубъекты международного частного права
Оглавление
|Введение |3 |
|Виды субъектов международного частного права |4 |
|Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП |6 |
|Дееспособность и правоспособность иностранных граждан |6 |
|Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования |9 |
|Взаимность и реторсии |10 |
|Правовое положение российских граждан за рубежом |13 |
|Правовое положение юридических лиц |14 |
|Правовое положение иностранных юридических лиц |17 |
|Государство как субъект МЧП |20 |
|Международная межправительственная организация как субъект МЧП |24 |
|Заключение |26 |
|Список используемой литературы |27 |
Введение.
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории
одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права –
физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях
участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном
правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и
подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.
В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений
является право, а право – это система юридических норм, которая фиксирует
определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а
также закрепляет права и обязанности лиц.
Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения
между субъектами МЧП. Особенность
положения субъектов МЧП
что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют
главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.
В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП,
которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда –
государства, их основные особенности. На основе изученного материала,
постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном
частном праве.
Виды субъектов международного частного права.
Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники
гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом»[1].
Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где
субъектом выступает сторона,
имеющая иностранное
принадлежат одному государству, а объект находится за границей;
возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим
фактом, имеющим место за границей.
К числу субъектов международного частного права относятся:
1) физические лица (граждане;
лица без гражданства –
иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство -
бипатриды);
2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы,
предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
3) государства;
4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание
собственной государственности в лице своих руководящих органов (к
их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
5) международные
6) государственно-подобные
образования, являющиеся
международного публичного права (к ним относятся вольные города и
Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви)[2].
Физические и юридические лица, как субъекты международного частного
права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто
является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения
как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и
между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или
другим субъектом
Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание
собственной государственности;
международные
организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только
тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП,
когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой
стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо.
Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две
межправительственные
организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в
сфере действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект
международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы
правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое
либо юридическое лицо.
В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют
свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные
юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут
дееспособность и
«национальность»; при характеристике субъектов международного публичного
права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-
правовых отношениях международного характера, являются государственный
суверенитет, суверенитет народов и наций[3].
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов
МЧП.
1. Дееспособность и
В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособности возникает
либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории
Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам,
пребывающим за рубежом. Укачанные юридические категории также подходят для
характеристики апатридов и бипатридов. В законодательстве РФ имеются нормы,
одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц
без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов, то этот «вид»
физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в
законодательстве РФ, в МЧП РФ он ещё не получил закрепления. Учитывая это,
ниже речь преимущественно будет идти о правовом положении иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор
права при определении право- и дееспособности, нужно четко определить, что
включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В
соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в
СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным
гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие
доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без
гражданства предъявляются два требования: 1) чтобы они не были гражданами
РФ и 2) не принадлежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное
содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г.
(в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).
Понятие «иностранные лица» содержится также в Федеральном Законе
России «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от
13.10.95г. Для целей
понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие
постоянного или преимущественного места жительства на территории
Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и
временно находящихся на территории России. Учитывая это обстоятельство, к
определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить
дифференцированно. Вместе с тем, ни в Основах, ни в проекте ГК Российской
Федерации нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории России, не содержат какой-либо
дифференциации. Следовательно,
особенности правового
проживающих и временно находящихся в РФ иностранцев будут закреплены в
специальных двусторонних, соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как
трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и медицинское
обеспечение, образование, иностранцы,
постоянно проживающие в
пользуются в полном объеме теми же правами, что граждане РФ.
Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской
правоспособностью наравне с российскими гражданами.
Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст.160 Основ
ГЗ) и выражает принцип национального режима. В силу этого режима
иностранным гражданам и
юридическим лицам
какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам.
Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те
права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные
физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Однако
закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа[4].
Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются
возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь
определенные (в том числе, имущественные) права. Так, например, иностранцы
не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в
органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных
судов.
В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для
осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так,
например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам
предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право
заниматься
зарегистрированы для
ведения хозяйственной
гражданства[5].
В Федеральном Законе «Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации» 1995г. иностранным гражданам (а также лицам без гражданства и
иностранным юридическим
лицам) предоставляется право
архитектурной деятельностью на территории РФ только в случае, если это
предусмотрено в соответствующем международном договоре; в противном случае
они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с
архитектором - гражданином РФ (или российским юридическим лицом).
В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»
1993г., за иностранцем признается
авторское право на
выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при
наличии соответствующего международного договора.
Не все ограничения, установленные для иностранцев в российском
законодательстве, можно считать обоснованными. Так, например, в
соответствии с Федеральным Законом от 15.11.95г. «О сельскохозяйственной
кооперации», иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного
кооператива; в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации» от 11.03.92г., иностранный гражданин
не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть также
аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение
о патентных поверенных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от
12.02.93г.); они не наделены правом охоты с охотничьим огнестрельным
оружием (Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 23.06.93г.).
В отличие от гражданской правоспособности иностранцев, которая
определяется российским законодательством, гражданская дееспособность
определяется их личным законом. Это значит, что вопросы, определяющие
способность человека вступать в брак, приобретать собственность,
осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки,
регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец
(или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская
дееспособность
В российском законодательстве определены ситуации, при которых
гражданская дееспособность
иностранцев и лиц без
определяться только по российскому праву.
Из указанного классического принципа определения дееспособности
иностранцев по личному закону существуют исключения.
Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без
гражданства) на территории РФ. Это означает, что иностранец, заключая в
Информация о работе Международная межправительственная организация как субъект МЧП