Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории
одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права –
физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях
участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном
правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и
подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.
|Введение |3 |
|Виды субъектов международного частного права |4 |
|Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП |6 |
|Дееспособность и правоспособность иностранных граждан |6 |
|Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования |9 |
|Взаимность и реторсии |10 |
|Правовое положение российских граждан за рубежом |13 |
|Правовое положение юридических лиц |14 |
|Правовое положение иностранных юридических лиц |17 |
|Государство как субъект МЧП |20 |
|Международная межправительственная организация как субъект МЧП |24 |
|Заключение |26 |
|Список используемой литературы |27 |
России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может
впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент
заключения сделки он не достиг установленного законодательством
государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста
или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.
Во-вторых, по российскому праву будет определяться гражданская
дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении обязательств,
возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.
И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российскому
праву решение вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства
ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их
умершими.
2.2 Национальный режим
и режим наибольшего
Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего
государства обладают соответствующими правами и несут определенные
обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима,
распространенных в мировой практике. Такими режимами являются:
национальный режим - наделение иностранных физических и юридических лиц
такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и
юридические лица;
режим наибольшего благоприятствования—
юридическим липам одного иностранного государства такого же объема прав и
полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица, любого другого
иностранного государства.
Как уже упоминалось выше, национальный режим чаше всего применяется в
отношениях с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении
национального режима включается во многие международные договоры об
оказании правовой помощи. Она закреплена в Конституции РФ, в Законе о
правовом положении иностранных граждан в СССР 1981г. и во многих других
законодательных актах: данная норма реализуется в положении о том, что
иностранные граждане в РФ пользуются такими же правами, что и российские
граждане.
Принцип национального режима действует в отношении права собственности
иностранцев. На них распространяются все общие правила нашего
законодательства в отношении собственности граждан. Это касается круга
предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов
осуществления иностранцами их права собственности. Например, если
иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за
рубежем, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не
являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть
оружием в РФ лишь при выполнении условий, установленных нашим
законодательством.
Предоставление национального режима иностранцам означает не только
уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и
возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений
обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства.
Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда жизни,
здоровью и имуществу гражданина или организации возникает обязательство по
возмещению вреда. Такое обязательство возникает и в случае причинения вреда
иностранцам (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ
иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательством, неотделимо
от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей
иностранцев, находящихся на территории РФ, сформулировано в ст. 37
Конституции РФ.
Из предоставления иностранцам национального режима в то же время
следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие либо иные
гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону
гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий
или установления изъятий из нашего закона.
Закрепленный в
гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е.
он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования
взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты,
регулирующие права
В силу территориального характера авторских прав национальный режим в
отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к
произведениям, обнародованным на территории РФ, либо не обнародованным, но
находящимся на территории РФ в какой либо объективной форме.
В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются
в соответствии с международными договорами.
Режим наибольшего
юридической литературе понятие «режим наиболее благоприятствуемой нации»,
используется в отношениях с иностранными юридическими лицами, про которых я
укажу ниже.
3. Взаимность и её виды. Реторсии.
Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества
государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью».
Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет много общего с
одноименным понятием, употребляемым в быту: идет ли речь о предоставлении
прав или о выполнении каких-либо работ - все это обеспечивается при условии
совершения другой стороной таких же действий.
Взаимность в МЧП означает:
1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и
возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем
иностранном государстве;
2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии
признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем
иностранном государстве;
3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном
исполнении поручений судов РФ;
4) в определенных случаях применение иностранного права при условии,
если в соответствующем
иностранном государстве к
отношениям применяется российское право и др.
Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать
невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть
решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности
предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое
положение отсутствует, считается,
что нет оснований для
требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в
национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей
совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия
должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей
«проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении
российских граждан.
В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулирующая
отношение Российской Федерации к категории взаимности. Российский
законодатель определил, что суд РФ должен применять иностранное право
независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном
государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное
положение дополнено традиционными «исключениями», позволяющими в законах РФ
устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях
взаимности.
Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма
о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права
зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между
государствами, постольку не доказано иное.
Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы,
включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так,
например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания
н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в
РФ наименований мест происхождения
товаров предоставляется
тех государств, которые
предоставляют аналогичное
В международном частном праве обычно различают два вида взаимности:
«формальную» и «материальную».
При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют
отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами
какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут
требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем
государстве, если эти права не закреплены в законодательстве Российской
Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все
договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.
При материальной взаимности
государство предоставляет
же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем
иностранном государстве.
В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности
оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах
просто отсутствуют гражданско-
распространенные в других.
Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в
условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В
Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается
формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и
материальной взаимности (в области налогообложения, авторского права).
Предоставляя иностранцам национальный режим, по существу безусловный,
т.е., не связанный с наличием взаимности в соответствующем иностранном
государстве, - Российская Федерация
может устанавливать
ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).
Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ
ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения
должны быть ответными - устанавливаться
в отношении граждан и
лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения
правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только
Правительству РФ, предоставлено
право устанавливать
суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности
на домовладение, ссылаясь
на то, что в соответствующем
российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).
Следовательно, Реторсии —
это установленные
Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и
юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.
4. Правовое положение российских граждан за рубежом.
Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в
иностранном государстве, является право страны места нахождения.
Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей
российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России),
закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об
оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании
двойного налогообложения и других.
Учитывая, что некоторые
государства имеют более
экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским
гражданам в иностранном
государстве предоставляется
пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому
законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и
в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима,
ограничивающие граждан РФ в отдельных правах. Это может касаться каких-либо
льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении
некоторых имущественных прав.
Защиту российских граждан
в иностранном государстве
представители дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации в соответствии с международными конвенциями о
дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также
Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность в
обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности в
осуществлении ими полного объема прав, предоставленных законодательством
государства пребывания, возлагается на консула. В случае нарушения прав
консул незамедлительно обязан принять меры к их восстановлению.
На практике встречаются случаи ущемления иностранными государствами
прав российских граждан, большинство из которых носит политический
характер. Как правило, эти случаи связаны с ограничением административных
прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на
отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве
собственности). В подобных случаях российское государство устанавливает
реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена
численность британских служащих в дипломатических учреждениях Москвы. Это
Информация о работе Международная межправительственная организация как субъект МЧП