Международная межправительственная организация как субъект МЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории
одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права –
физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях
участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном
правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и
подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.

Содержание работы

|Введение |3 |
|Виды субъектов международного частного права |4 |
|Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП |6 |
|Дееспособность и правоспособность иностранных граждан |6 |
|Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования |9 |
|Взаимность и реторсии |10 |
|Правовое положение российских граждан за рубежом |13 |
|Правовое положение юридических лиц |14 |
|Правовое положение иностранных юридических лиц |17 |
|Государство как субъект МЧП |20 |
|Международная межправительственная организация как субъект МЧП |24 |
|Заключение |26 |
|Список используемой литературы |27 |

Файлы: 1 файл

1.docx

— 64.66 Кб (Скачать файл)

России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может

впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что  в момент

заключения сделки он не достиг установленного законодательством

государства, гражданином  которого он является, соответствующего возраста

или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия  в сделке.

Во-вторых, по российскому  праву будет определяться гражданская

дееспособность иностранцев (лиц без гражданства) в отношении  обязательств,

возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации.

И, наконец, в-третьих, российский законодатель подчинил российскому

праву решение вопросов о  признании в РФ иностранцев или  лиц без гражданства

ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их

умершими.

2.2 Национальный режим  и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные физические и  юридические лица на территории принимающего

государства обладают соответствующими правами и несут определенные

обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима,

распространенных в мировой практике. Такими режимами являются:

национальный режим - наделение  иностранных физических и юридических  лиц

такими же правами и  обязанностями, какие имеют собственные  граждане и

юридические лица;

режим наибольшего благоприятствования—предоставление физическим и

юридическим липам одного иностранного государства такого же объема прав и

полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица, любого другого

иностранного государства.

Как уже упоминалось выше, национальный режим чаше всего применяется  в

отношениях с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении

национального режима включается во многие международные договоры об

оказании правовой помощи. Она закреплена в Конституции РФ, в Законе о

правовом положении иностранных граждан в СССР 1981г. и во многих других

законодательных актах: данная норма реализуется в положении о том, что

иностранные граждане в РФ пользуются такими же правами, что и  российские

граждане.

Принцип национального режима действует в отношении права  собственности

иностранцев. На них распространяются все общие правила нашего

законодательства в отношении  собственности граждан. Это касается круга

предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и  пределов

осуществления иностранцами их права собственности. Например, если

иностранец везет в  РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за

рубежем, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не

являются основанием для  владения оружием в РФ. Иностранец может владеть

оружием в РФ лишь при  выполнении условий, установленных  нашим

законодательством.

Предоставление национального  режима иностранцам означает не только

уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и

возложение на иностранцев  как участников гражданских правоотношений

обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства.

Например, согласно ст. 444 ГК РСФСР, из факта причинения вреда  жизни,

здоровью и имуществу  гражданина или организации возникает  обязательство по

возмещению вреда. Такое  обязательство возникает и в  случае причинения вреда

иностранцам (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ

иностранным гражданам в  соответствии с нашим законодательством, неотделимо

от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении  обязанностей

иностранцев, находящихся  на территории РФ, сформулировано в  ст. 37

Конституции РФ.

Из предоставления иностранцам  национального режима в то же время

следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие либо иные

гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону

гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий

или установления изъятий  из нашего закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении

гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный  характер, т.е.

он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования

взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные  акты,

регулирующие права иностранцев  в различных областях (ст.25 ГПК  и др.).

В силу территориального характера  авторских прав национальный режим  в

отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к

произведениям, обнародованным на территории РФ, либо не обнародованным, но

находящимся на территории РФ в какой либо объективной форме.

В отношении других произведений иностранцев авторские права  признаются

в соответствии с международными договорами.

Режим наибольшего благоприятствования  или другое, часто встречаемое в

юридической литературе понятие  «режим наиболее благоприятствуемой нации»,

используется в отношениях с иностранными юридическими лицами, про которых я

укажу ниже.

3. Взаимность и её виды. Реторсии.

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества

государств, служит специальная  категория МЧП, именуемая «взаимностью».

Юридический смысл, вложенный  в это понятие, имеет много  общего с

одноименным понятием, употребляемым  в быту: идет ли речь о предоставлении

прав или о выполнении каких-либо работ - все это обеспечивается при условии

совершения другой стороной таких же действий.

Взаимность в МЧП означает:

1) предоставление иностранцам  в РФ таких же прав, свобод  и

возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем

иностранном государстве;

2) признание и исполнение  иностранных судебных решении при условии

признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем

иностранном государстве;

3) исполнение судебных  поручений иностранных судов  при аналогичном

исполнении поручений судов РФ;

4) в определенных случаях  применение иностранного права  при условии,

если в соответствующем  иностранном государстве к аналогичным

отношениям применяется  российское право и др.

Всех ситуаций, при которых  будет применяться взаимность, указать

невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, могут быть

решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимности

предусматривается в международном  договоре. В том случае, когда  такое

положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления

требования взаимности. Другими  словами, если в международном договоре или в

национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей

совершение определенных действии на условиях взаимности, то эти действия

должны быть выполнены  в отношении иностранцев без соответствующей

«проверки» аналогичной  ситуации в иностранном государстве  в отношении

российских граждан.

В проекте третьей части  ГК РФ предлагается новелла, формулирующая

отношение Российской Федерации  к категории взаимности. Российский

законодатель определил, что суд РФ должен применять иностранное  право

независимо от того, применяется  ли в соответствующем иностранном

государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное

положение дополнено традиционными  «исключениями», позволяющими в законах  РФ

устанавливать нормы, регулирующие применение иностранною права на условиях

взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма

о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права

зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между

государствами, постольку  не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы,

включенные в различные  законы РФ, содержащие положения о  взаимности. Так,

например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания

н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в

РФ наименований мест происхождения  товаров предоставляется физическим лицам

тех государств, которые  предоставляют аналогичное право  гражданам РФ.

В международном частном  праве обычно различают два вида взаимности:

«формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют

отечественные граждане и  юридические лица, в том числе  и теми правами

какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут

требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем

государстве, если эти права  не закреплены в законодательстве Российской

Федерации. На принципе формальной взаимности основаны практически все

договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам  те

же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем

иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности

оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах

просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и

распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в

условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В

Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается

формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и

материальной взаимности (в области налогообложения, авторского права).

Предоставляя иностранцам  национальный режим, по существу безусловный,

т.е., не связанный с наличием взаимности в соответствующем иностранном

государстве, - Российская Федерация  может устанавливать определенные

ограничения правоспособности в отношении иностранцев (реторсии).

Возможность установления таких  ограничений определяется ст. 162 Основ

ГЗ и может иметь  место лишь при определенных условиях: 1) ограничения

должны быть ответными - устанавливаться  в отношении граждан и юридических

лиц тех государств, в  которых имеются специальные  ограничения

правоспособности российских граждан и юридических лиц; 2) только

Правительству РФ, предоставлено  право устанавливать ограничения (например,

суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права  собственности

на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве

российские граждане не могут  иметь в личной собственности  дома).

Следовательно, Реторсии —  это установленные Правительством Российской

Федерации ограничения в  правоспособности иностранных физических и

юридических лиц в ответ  на аналогичные действия иностранного государства.

4. Правовое положение  российских граждан за рубежом.

Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан  в

иностранном государстве, является право страны места нахождения.

Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей

российских граждан (и, соответственно, иностранных граждан в России),

закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах  об

оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании

двойного налогообложения  и других.

Учитывая, что некоторые  государства имеют более развитые

экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с  РФ, российским

гражданам в иностранном  государстве предоставляется возможность

пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому

законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и

в России, могут быть установлены  изъятия из принципа национального  режима,

ограничивающие граждан  РФ в отдельных правах. Это может  касаться каких-либо

льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении

некоторых имущественных  прав.

Защиту российских граждан  в иностранном государстве обеспечивают

представители дипломатических  представительств и консульских  учреждений

Российской Федерации  в соответствии с международными конвенциями о

дипломатических сношениях 1961г. и консульских сношениях 1963г., а также

Консульским Уставом СССР 1976г. Согласно ст.23 Устава, обязанность  в

обеспечении мер защиты российских граждан и гарантированности  в

осуществлении ими полного объема прав, предоставленных законодательством

государства пребывания, возлагается  на консула. В случае нарушения прав

консул незамедлительно  обязан принять меры к их восстановлению.

На практике встречаются  случаи ущемления иностранными государствами

прав российских граждан, большинство из которых носит  политический

характер. Как правило, эти  случаи связаны с ограничением административных

прав (невозможность безвизового  въезда), трудовых прав (отказ в приеме на

отдельные виды работы), реже - имущественных (ограничения в праве

собственности). В подобных случаях российское государство  устанавливает

реторсии. Так, например, в 1989 году советским руководством была ограничена

численность британских служащих в дипломатических учреждениях  Москвы. Это

Информация о работе Международная межправительственная организация как субъект МЧП