Международная межправительственная организация как субъект МЧП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории
одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного
существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых
устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных
отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права –
физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях
участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном
правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и
подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.

Содержание работы

|Введение |3 |
|Виды субъектов международного частного права |4 |
|Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП |6 |
|Дееспособность и правоспособность иностранных граждан |6 |
|Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования |9 |
|Взаимность и реторсии |10 |
|Правовое положение российских граждан за рубежом |13 |
|Правовое положение юридических лиц |14 |
|Правовое положение иностранных юридических лиц |17 |
|Государство как субъект МЧП |20 |
|Международная межправительственная организация как субъект МЧП |24 |
|Заключение |26 |
|Список используемой литературы |27 |

Файлы: 1 файл

1.docx

— 64.66 Кб (Скачать файл)

было реторсией СССР в  ответ на решение МИД Великобритании о выезде из

Великобритании одиннадцати  советских сотрудников.

В следующем пункте своей  работы, я опишу правовое положение

юридических лиц, которые  играют не маловажную роль в раскрытии  субъектов

МЧП.

5. Правовое положение  юридических лиц.

Правовое положение юридических  лиц в МЧП раскрывается через  категории

«личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем

правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В

содержание этого понятия  включаются вопросы образования, деятельности,

прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношении между

учредителями, порядка получения  и распределения прибыли, расчетов с

бюджетом и другие.

В каждой правовой системе  личный статут имеет своё содержание. В

Российской Федерации  личный статут, определяемый для российских юридических

лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение  о выборе

правопорядка для регламентации  личного статуса иностранных  юридических лиц:

согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических  лиц

определяется по праву  страны, где учреждено юридическое  лицо. Таким

образом, вопрос о том, чем  «заполнен» статус иностранного юридического

лица, решается по материальному  праву соответствующего иностранного

государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического

лица к определенному  государству. Этот термин используется для определения

правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов;

создания ее стороны государства  правового регулирования в отношении  тех

вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если,

например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет

определяться российским правом; для французского - применимо французское

право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным

и не показывает наличия  в данном юридическом лице иностранного капитала или

вхождения иностранцев в  состав учредителей. Подобные «осложнения»

юридического лица иностранным  элементом не изменяют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны  и

взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный

статут, а содержание личного  статуса зависит от того, какую  национальность

имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии

определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы,

определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения

национальности (или часто  именуемые в юридической литературе - доктрины

определения национальности):

. критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность

государства, в котором  оно зарегистрировано;

. критерий оседлости:  юридическое лицо имеет национальность

государства, где находятся  правление или главные органы

управления юридическою лица;

. критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность  того

государства, в котором  оно осуществляет свою деятельность

(извлекает прибыль, получает  доходы, делает налоговые

отчисления);

. критерий контроля: юридическое  лицо имеет национальность того

государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители

данного юридического лица.

На практике возможно сочетание  различных критериев для определения

вопросов, связанных с  деятельностью юридического лица. Как  правило,

подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых

соглашениях (в большинстве  своем, по вопросам избежания двойного

налогообложения).

В Российской Федерации применяется  принцип инкорпорации: любое

юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается

российским, то есть имеет  «российскую» национальность. При этом

встречающееся в настоящее  время в обиходе, а ранее в  нормативных актах

такое понятие, как «совместное  предприятие», означает лишь учреждение

данного предприятия российскими  и иностранными лицами и наличие  в уставном

фонде такого предприятия иностранного капитала. Национальность «совместного

предприятия», так же, как  и любого предприятия, учрежденного только

иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на

территории РФ, будет российской, поскольку данное юридическое лицо

зарегистрировано (внесено  в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в  ст.161

ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская

правоспособность иностранных  юридических лиц определяется по праву страны,

где учреждено юридическое  лицо. Следовательно, если юридическое  лицо

учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет

определяться по российскому  праву и юридическое лицо будет  иметь российскую

национальность..

Разные принципы определения  национальности юридического лица на

практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности

юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» —  это понятие, используемое в МЧП  для обозначения

ситуации, когда одни и  те же фактические обстоятельства в  разных правовых

системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии  коллизий» обусловлено наличием в

законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют

одинаковый объем и  разные коллизионные привязки. Так, например, практически

во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие

выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как

было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие  правила

выбора права) имеют различное  содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется  как в виде «положительной» коллизии

(когда одно правоотношение  может быть урегулировано несколькими  правовыми

системами), так и в  виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из

правовых систем не является «компетентной» для регулирования  конкретного

правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического

лица «претендуют» две  правовые системы. Например, в условиях, когда

юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип

«инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где

существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не

имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во

Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление «коллизии коллизий»  в большинстве случаев осуществляется

путем заключения международных  договоров, содержащих нормы о подчинении

деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам

налогообложения, регистрации  акций, порядка формирования уставного  фонда и

т.п.).

Иногда бывает недостаточным  указать только национальность

юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу

национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в

случае, когда стороны  указывают, что договор заключается  между российским и

французским (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы  впоследствии

у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является

российским или французским, необходимо дать дополнительные характеристики

относительно национальности (в частности, указать, какое правило  стороны

избрали для определения  национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридических  лиц,

участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто называют «международные

юридические лица». При этом к ним относят транснациональные  корпорации,

транснациональные организации, консорциумы и т.п.[6] В связи  с этим

необходимо заметить, что  само понятие «международные юридические  лица»

является условным и его  использование в МЧП не всегда считается

обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория,

показывающая наличие «иностранного элемента». В транснациональных

корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии,

имеющих общую целевую  направленность, на территории нескольких государств.

Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего  в

транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и

соответствии с вышеизложенными  правилами (согласно доктрине инкорпорации,

доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учитывая это,

терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к

транснациональным корпорациям  создает ложное представление об отсутствии

национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительственными

организациями. Созданные  на территории определенного государства, они

подчиняются правовому регулированию, установленному законодательством  этого

государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций  носит

международный характер, так  как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность

предпринимательства и личности»  включает организации и предприятия,

действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организационно-правовые формы юридических лиц и их личный

статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности,

личный статут российского  агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-

М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством

Российской Федерации.[7]

Большую роль в развитии международных экономических отношений  играют

иностранные юридические  лица, осуществляющие хозяйственную  деятельность на

территории России.

6. Правовое положение  иностранных юридических лиц.

Понятие «иностранные юридические  лица» закрепляется в Федеральном

Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13

октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами признаются

юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых

определяется по праву  иностранного государства, в котором  они учреждены.

Другими словами, иностранными юридическими лицами (применительно  к

российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные

за пределами территории России, правоспособность которых определяется по

иностранному праву.

Своего рода родственным  понятием, применимым к иностранным юридическим

лицам, является термин «нерезиденты», который используется при

регулировании валютных правоотношений. К нерезидентам относятся юридические

лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств с

местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием

иностранных инвестиций, либо полностью принадлежащие иностранным

инвесторам, которые учреждены  в соответствии с законодательством  Российской

Федерации, в том случае, если предприятие осуществляет свою деятельность за

пределами территории России не менее одного года, и другие образования,

перечень которых содержится в Приложении № 1 к письму ЦБ РФ «Порядок

определения резидентов и  нерезидентов в Российской Федерации» от

18.06.1996г.

Таким образом, анализ российского  законодательства показывает, что

квалификация юридического лица как иностранного подчиняется  различным

правилам в зависимости  от сферы деятельности и от характера  правоотношений,

в которых данное юридическое лицо участвует.

В российской правовой системе  не закрепляются такие категории, как

«допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических

лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где

предусмотрена специальная  процедура

признания иностранного юридического лица со стороны государства (в

частности, путем издания  соответствующего приказа во Франции).

Следовательно, в целом, все  иностранные юридические лица могут  осуществлять

на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать

различного рода договоры, открывать представительства или  учреждать

филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых  правоотношениях

подобно российским юридическим  лицам[8]. При этом никакого официального

разрешения для деятельности иностранных юридических лиц  со стороны

Российской Федерации  не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов

деятельности иностранных  юридических лиц предусмотрено  специальное

регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное

Информация о работе Международная межправительственная организация как субъект МЧП