Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:50, курсовая работа
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности в международном праве, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа. Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия" Информационного агентства США
Введение. 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом государстве. 17
Глава 3. Конституционный статус личности как воплощение взаимодействия внутригосударственного и международно-правового регулирования 26
Заключение. 39
Использованная литература.
Международное право и конституционный статус личности
Содержание
Введение.
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом
государстве.
Глава 3. Конституционный
статус личности как воплощение взаимодействия
внутригосударственного и международно-правового
регулирования
Заключение.
Использованная литература.
Введение
Закрепление и защита прав и свобод личности в международном праве представляется самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого человека. На мой взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности в международном праве, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа. Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия" Информационного агентства США. Общей теоретической базой для меня явились такие источники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики" Также я цитирую А.П. Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ"
"Российская Федерация
- демократическое правовое
3
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.
4
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.
Правовой статус личности - это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства. Иначе говоря, понятие правового статуса личности отражает юридический аспект ее социального положения. Правовой статус личности как регулятивный феномен отличается определенным концептуальным, т.е. идеологическим, содержанием, нормативной стабильностью, изменяется или дополняется, как правило, в особом конституционном порядке.
Человек, личность - главный, центральный субъект правовых отношений. Нормативно-правовая система правового государства призвана обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, оптимизировать ее созидательные потенции, гуманизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости, закономерностями социального бытия.
Как постулировалось уже в античной древности, "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Естественное стремление человеческой личности к приобретению нормального жизненного благосостояния нуждается в надежной нормативной обеспеченности. Это является главной целью правового регулирования в сфере социальных отношений, залогом общего блага членов общества, институциональной прочности и стабильности правового государства. Фундаментальный принцип всех нормативно-правовых измерений в правовом государстве: человеческая личность должна жить благополучно и благопристойно. Как писал великий русский классик
5
Л.Н. Толстой, благо - "закон жизни человека". Права личности на определенные социальные блага, обладающие ценностным значением, - главенствующий компонент ее правового статуса <*>.
Права личности, т.е. что может и вправе делать человек таким образом, чтобы его поведение не противоречило интересам других граждан, общества в целом, - основная составляющая всякого подлинно демократического общества, они органически присущи правовой государственности, являются неотъемлемым элементом ее сущностной характеристики. Как писал тот же Милль, народ не может быть свободным, какова бы ни была форма правления, если права личности не уважаются. Личность - это не орудие государства, что присуще для тоталитарных общественных систем, поглощающих человеческую личность, игнорирующих ее природную и социальную индивидуальность.
Правовое государство - это государство, которое устанавливает и гарантирует реальные, а не номинальные (т.е. существующие лишь на бумаге, в действительности отсутствующие) права личности, их всеобщность, социальное равенство, надежную правовую охрану и защиту. Все права человека, зафиксировано в Венской декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., являются правами, данными ему с рождения, "проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности" как таковой. Права личности наиболее ярко отражают реальное отношение к правам человека со стороны государства, призванного функционально обеспечить верховенство права во имя социального блага.
Исторически первым провозвестником прав человеческой личности как высшей социальной ценности явилась Конституция американского штата Виргиния (1776), которая явилась образцом для конституций других американских штатов, а также общей Декларации независимости США (1776), составленной гражданином Виргинии Т. Джефферсоном (1743 –
6
1826), в будущем третьим Президентом США, поклявшемся, как он сам писал, "на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека!".
"От природы все
люди одинаково свободны и
независимы и обладают
Декларация независимости США 1776
г. закрепляла в качестве "самоочевидных
истин" положения, "что все люди
созданы равными и наделены Творцом
определенными неотъемлемыми
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., заимствуя "принципы 1776 года" <*>, также зафиксировала, что люди равны в своих
7
правах, которые являются
естественными, неотчуждаемыми и священными.
Констатировалось, что "незнание, забвение
или презрение прав человека являются
единственными причинами
Теоретические основы концепции прав личности как человеческого существа получили широкое развитие в трудах выдающихся ученых (философов, правоведов, политологов и др.) целого ряда стран, что во многом определило нормативное содержание современных международных правовых документов, посвященных правовому статусу личности <*>. Само понятие личности имеет международно-правовое закрепление (например, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Венской декларации и др.).
Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), Конвенция о политических правах женщин (1952), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Африканская Хартия прав человека и народов (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Хартия Европейского Союза (2000) и др.
На уровне отдельных государств правовой статус личности закрепляется конституционно, как правило, в первоочередном порядке при содержательном структурировании конституции как Основного закона государства. Например, в конституциях Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии нормативные положения о правах человека, гражданина, личности следуют сразу же за конституционным определением основных принципов государственного устройства. Аналогичным образом сконструирована
8
Конституция Российской Федерации 1993 г. Спецификой конституционной системы Чешской Республики является то, что права человека в этом государстве получили свое правовое закрепление в особом нормативно-правовом документе - в Хартии основных прав и свобод (1991), ставшей составной частью Конституции Чешской Республики (1992).
Первой в мире конституцией,
детально закрепившей
В конституциях целого ряда государств, в том числе в Конституции Российской Федерации, специально оговаривается, что права человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В некоторых мусульманских государствах (например, в Саудовской Аравии) права человеческой личности (в частности, в сфере гражданско-правовых отношений) прописаны в нормативных положениях ислама (шариат), выступающего в качестве государственной религии.
Главным критерием при определении системы прав личности является их классификация с учетом потребностей и интересов личности, тех социальных благ, в которых она объективно нуждается и предоставление которых дает возможность ей активно, достойно, инициативно, творчески проявить себя в конкретных общественных отношениях. Соответственно (и на международно-правовом уровне, и на уровне отдельных государств), обычно выделяются такие виды прав личности, как социально-экономические, политические, культурные, личные права.
В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. "Каждый человек, - констатируется во Всеобщей декларации прав человека, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и
9
благосостояния его
самого и его семьи..." (ст. 25 (1)).
Положение это преемственно закреплено
в последующих международно-
Политические права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест).
Информация о работе Международное право и конституционный статус личности