Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:50, курсовая работа
В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности в международном праве, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа. Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия" Информационного агентства США
Введение. 3
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и
антидемократическом государстве. 17
Глава 3. Конституционный статус личности как воплощение взаимодействия внутригосударственного и международно-правового регулирования 26
Заключение. 39
Использованная литература.
К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром политических прав в правовом государстве является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (ст. 21 (1) Всеобщей декларации прав человека).
Культурные права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.
Личные права направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь, на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека), т.е. на охрану чести и достоинства (ст. 1 (1) Основного закона ФРГ: "Достоинство человека неприкосновенно"), право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных
10
переговоров и телеграфных сообщений, свобода передвижения и др.).
"Право на жизнь,
- определено в Международном
пакте о гражданских и
Без личных правовых свобод, подчеркивал видный российский философ, правовед В.С. Соловьев, невозможны достоинство человека, его "высшее нравственное развитие", подлинно социальное равенство. Правового равенства не бывает без правовой свободы, и наоборот. Только "в своем соединении" свобода и равенство "образуют человеческое общество как правомерный порядок"
Определяя меру того или иного социального блага в соответствии с объективными потребностями, объективной необходимостью, право руководствуется при этом единственным измерительным критерием - критерием справедливости, цементирующей правовую свободу личности, равенство ее прав.
Уже в глубокой древности
ученые видели в справедливости идеальный
источник права. Само понятие справедливости
возникло в общественном сознании вместе
с возникновением идеи социальных прав
личности. С развитием и совершенствовани
Последовательное проведение в жизнь принципа справедливости способствует достижению в обществе общего блага, которое выступает как генеральная цель правового государства, гуманизирующая всю систему общественных отношений, не позволяя человеческой личности
11
деградировать в эгоистическом индивидуализме, лишающем жизнь реального смысла, превращающем ее в абсурд. Всякое противопоставление личных интересов общественным или общественных интересов личным в корне является антисоциальным. Правовое государство не признает как крайний личностный индивидуализм, нравственно деформирующий основы общественного бытия, так и стадный псевдоколлективизм, попирающий и уничтожающий индивидуальность человеческой личности.
Нормальное развитие общественных отношений требует разумного, оптимального баланса между личными и общественными интересами, между индивидуальным и общим благом. Так же как всякое общее неправомерно тотально навязывать отдельной личности, несправедливо абсолютизировать те или иные интересы отдельной личности. Правовое государство действует не только во благо отдельного человека, но и во благо всего общества. Общественные интересы не должны поглощаться личными интересами, и наоборот.
Единичное не существует без общего, а общее - без единичного. Так, из того, что частная собственность неприкосновенна, не вытекает, что ею можно пользоваться произвольно, по сугубо личному усмотрению, без учета общественного фактора. "Собственность обязывает, - закреплено, например, в Основном законе ФРГ. - Пользование ею должно одновременно служить общему благу" (ст. 14 (2)). При реализации политических прав также особую значимость имеет прежде всего общественный интерес (в частности, при пользовании правом избирать и быть избранным). В ущерб общественным интересам недопустимо пользование культурными правами. "Все права человека, - гласит Венская декларация 1993 г., - универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны".
Независимость личности от государства, общества, ее абсолютная автономизация не могут служить критерием, гарантом личной свободы. Само понятие человеческой свободы как таковой неоднозначное, весьма широкое:
12
это и возможность осуществления своих целей и стремлений на основе познания законов развития природы и общества; и отсутствие политического и экономического гнета, состояние, при котором человек не является рабом или крепостным; и возможность действовать в какой-либо сфере общественного бытия без каких-либо ограничений, запретов, беспрепятственно, по "полному, необузданному произволу или самовольству" (В.И. Даль) и т.д. Поэтому такую ценностную значимость приобрело понятие правовой свободы, которое под термином "право на свободу" впервые было закреплено в Конституции того же американского штата Виргиния, общую дефиницию получило в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (возможность "делать все, что не вредит другому") и видовым образом конкретизировано в современных международно-правовых документах, основополагающих конституционных актах отдельных государств ("право на свободу мысли", "право на свободу убеждений", "право на свободный выбор работы", "право свободно участвовать в культурной жизни общества", "право свободно передвигаться" и т.д.).
В правовом государстве всякую личную свободу в ее правовом измерении может гарантировать лишь прочная, стабильная связь личности с государством, обществом. Именно проблема гарантии человеческих прав "обусловливает необходимость государственной силы", которая "учреждается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена" (ст. 12 Декларации прав человека и гражданина). Как подчеркивал в свое время Ж.-Ж. Руссо, необходимо "различать естественную свободу, которая ограничена только силами индивида, от свободы гражданской, которая ограничена общей волей" во имя общего блага
Цель права в правовом государстве - благополучие каждой отдельной личности и общества в целом, что обусловливает систему определенных ограничений тех или иных прав. Человек не вправе злоупотреблять предоставленными ему правами, предоставленной ему той или иной
13
правовой свободой, тем самым нарушать права других, вредить другим. Человеческая воля не может быть абсолютно независимой, она всегда социально обусловлена. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства обеспечить право на забастовку как одну из форм общественного протеста, связанную с разрешением трудовых и иных общественных конфликтов, при условии, что осуществление этого права будет находиться в соответствии с действующим внутригосударственным законодательством. Принимается во внимание, что безграничное осуществление этого права может иметь разрушительный характер, создавать определенную опасность для граждан, которые не имеют какого-либо отношения к конфликту, приведшему к забастовке.
Устанавливаются пределы допустимых ограничений прав человека со стороны государственных структур. "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, - закреплено во Всеобщей декларации прав человека, - какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29 (2)). Существует такой международно-правовой документ, как Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Согласно этому Кодексу должностные лица по поддержанию правопорядка, при выполнении своих функций, обязаны уважать и защищать человеческое достоинство и "могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей".
Концептуальные положения
14
возможности ограничения прав личности закрепляются в конституциях отдельных государств. В Конституции Российской Федерации определено, что права человека "могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 55 (3)). Некоторые ограничения прав, "с указанием пределов и сроков их действия", могут устанавливаться, согласно Конституции, в условиях введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Оговаривается, какие права личности при этом не могут подвергаться каким-либо ограничениям (ст. 56).
Демократия правового государства отвергает свободу, которая закрепощает и унижает человеческую личность, экономически порабощает ее, нравственно разлагает.
Правовая свобода неотделима от правовой ответственности, органически подчинена ей, поэтому такое большое значение в правовом статусе личности придается ее правовым обязанностям, в которых находят свое отражение определенные правовые требования к личности со стороны государства, общества. "Каждый человек, - зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека, - имеет обязанности перед обществом" (ст. 29 (1)). Нет прав без соответствующих правовых обязанностей (например, соблюдать действующее законодательство, общественный порядок, платить законно установленные налоги, беречь природу, заботиться о сохранности ценностных исторических памятников, нести воинскую службу и др.). Последовательное, справедливое распределение прав и обязанностей личности в правовом государстве - важнейший демократический принцип равенства граждан, членов общества.
Существенным моментом является то, что в правовом государстве не
15
только личность как
таковая имеет определенные правовые
обязанности перед
16
Глава 2. Правовой
статус личности в демократическом
и антидемократическом
Источники конституционных прав граждан.
Соединенные Штаты Америки (США).
Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого государства и является действующей до сих пор. Конституция США включает три компонента: преамбулу, семь статей и двадцать шесть поправок. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно найти и тексте конституции. Права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г.
Что касается характера закрепленных
прав и свобод, то они относятся
лишь к политическим и личным, и
среди них почти целиком
Нынешняя конституция Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция Франции 1958 г. - это всего лишь часть действующего основного закона. В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан.
Особенностью действующего основного закона Франции является его структура и
порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод граждан.
Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г. Демократизм
17
итальянского основного закона выразился в закреплении обширного круга демократических прав и свобод. Около третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и свободы. Но до сих пор некоторые положения конституции остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это касается статей, регулирующих права и свободы граждан.
Закрепление прав
граждан в основных законах.
Конституционные права можно
Информация о работе Международное право и конституционный статус личности