Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, контрольная работа
Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.
Понятие и становление международного уголовного права.
Источники международного уголовного права.
Борьба с посягательствами на лиц, пользующихся международной защитой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Международные преступления, их характеристика.
Классификация преступлений международного характера.
Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.
Международный терроризм как преступление международного характера.
Международно-правовое регулирование ответственности за международный терроризм.
Государства и другие субъекты
международного права, согласуя свою волю
относительно международного правила
поведения, принимают решение и
о форме воплощения этого правила,
т.е. о том источнике, в котором
норма будет зафиксирована. При
этом государства свободны в выборе
формы закрепления
В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.
Статут Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.
Согласно учредительным
документам (уставам) большинства
Согласно общей теории
права под правовым актом понимается
оформленное соответствующим
Правовые акты характеризуются следующими чертами:
а) словесно-документальной формой;
б) волевым характером (фиксируют волю субъекта права);
в) могут выступать в качестве источников норм права, актов толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.
Что касается правовой природы
и юридической силы регламентов
международных организаций, то этот
вопрос остается дискуссионным и
открытым. И договоры, и обычаи основаны
на согласовании воль создавших их
участников международных отношений,
а регламент представляет собой
односторонний акт
Международный договор как источник международного права.
Венская конвенция о праве
международных договоров 1969 г. определяет
договор как международное
В настоящее время нормы
международных договоров
1) создание обычных норм
является длительным процессом.
2) процедура заключения
и исполнения договоров
3) договорная форма
Эти и другие причины обусловливают
все более широкое
Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:
1) поддержание международного
мира и безопасности и
2) развитие дружественных
отношений между нациями на
основе уважения принципа
3) осуществление международного
сотрудничества в разрешении
международных проблем
Международным договорам также принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
В настоящее время Российская
Федерация является участницей примерно
двадцати тысяч действующих
В теории международного права называют три стадии принятия международных обязательств:
1) принятие текста;
2) установление аутентичности, т.е. подлинности текста;
3) согласие на обязательность договора.
Федеральным законодательством России установлены следующие способы выражения согласия на обязательность договора:
1) ратификация;
2) утверждение;
3) принятие;
4) присоединение.
Подписание как стадия заключения договора или форма выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора имеет место в том случае, если договор предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств.
Подписание может быть, как это отмечается в теории, окончательным и предварительным. За окончательным подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех представителей, которые его непосредственно разрабатывали. После парафирования в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное подписание. Парафирование может быть превращено в окончательное подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.
Под "заключением" международного
договора обычно понимают процесс принятия
договора, т.е. окончательную стадию
его заключения. "Полномочия" на
заключение международного договора представляют
собой официальный документ, которым
государственный орган или
1) ведение переговоров;
2) принятие текста договора
или установление его
3) выражение согласия
Российской Федерации на
4) совершение любого другого акта, относящегося к договору.
Иногда государство может не устраивать отдельное положение договора, хотя в целом договор является приемлемым. Для исправления данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.
В соответствии с п. "к"
ст. 71 Конституции РФ в ведении
Федерации находятся
Международные договоры заключаются на разных уровнях, в связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:
1) межгосударственные (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);
2) межправительственные (заключаемые от имени Правительства);
3) межведомственные (договоры,
заключаемые на уровне
В теории выделяют также
следующие виды международных договоров.
По кругу участников договоры подразделяются
на двусторонние и многосторонние.
Двусторонними являются договоры, в
которых участвуют два
Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.
Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с международным правом обладают равной юридической силой.
Обычай как источник международного права.
Международный обычай в ст.
38 Статута Международного суда ООН
определен как "доказательство всеобщей
практики, признанной в качестве правовой
нормы". Венская конвенция 1969 г. подтверждает,
что нормы международного обычного
права по-прежнему регулируют важнейшие
вопросы международных
Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.
Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют "законами и обычаями войны".
Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:
1) согласование правила поведения и
2) придание согласованному
правилу поведения юридической
силы международно-правовой
Как уже отмечалось, обычай
складывается в течение длительного
отрезка времени, хотя это требование
не нашло закрепления в судебной
практике Международного суда ООН. Само
по себе длительное повторение одних
и тех же действий не создает еще
международного обычая, поэтому такой
признак, как продолжительность
существования правила