Международному уголовному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Содержание работы

Понятие и становление международного уголовного права.
Источники международного уголовного права.
Борьба с посягательствами на лиц, пользующихся международной защитой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Международные преступления, их характеристика.
Классификация преступлений международного характера.
Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.
Международный терроризм как преступление международного характера.
Международно-правовое регулирование ответственности за международный терроризм.

Файлы: 1 файл

Копия Южный федеральный Университет.docx

— 160.09 Кб (Скачать файл)

Государства и другие субъекты международного права, согласуя свою волю относительно международного правила  поведения, принимают решение и  о форме воплощения этого правила, т.е. о том источнике, в котором  норма будет зафиксирована. При  этом государства свободны в выборе формы закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время, как  это отмечается в литературе, в  практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций  и совещаний, резолюции международных  организаций. Два последних источника  некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается  отсутствие свойства юридической обязательности.

Статут Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций  в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного  института - Международного суда ООН  и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Согласно учредительным  документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют  право заключать международные  договоры, а также регламентировать международные отношения посредством  своих резолюций.

Согласно общей теории права под правовым актом понимается оформленное соответствующим образом  внешнее выражение воли субъектов  права. Правовые акты разнообразны и  играют различную роль в международно-правовом регулировании.

Правовые акты характеризуются  следующими чертами:

а) словесно-документальной формой;

б) волевым характером (фиксируют  волю субъекта права);

в) могут выступать в  качестве источников норм права, актов  толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.

Что касается правовой природы  и юридической силы регламентов  международных организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и  открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников международных отношений, а регламент представляет собой  односторонний акт международной  организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы.

 

 Международный договор как источник международного права.

 

Венская конвенция о праве  международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами  в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или  нескольких связанных между собой  документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время нормы  международных договоров занимают основное место в международном  праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать  следующие:

1) создание обычных норм  является длительным процессом.  Иногда возникают затруднения  в установлении точного содержания  обычной нормы. Процесс создания  договорной нормы не такой  длительный, а воли субъектов  международного права имеют более  выраженный характер;

2) процедура заключения  и исполнения договоров детально  разработана и определена (Конвенции  о праве международных договоров  1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет  больше возможностей для согласования  воль субъектов, нежели какая-либо  другая.

Эти и другие причины обусловливают  все более широкое использование  договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права  учитывают важнейшую роль договоров  в международных отношениях и  признают возрастающее значение договоров  как источника международного права  и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации  Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:

1) поддержание международного  мира и безопасности и принятия  с этой целью эффективных коллективных  мер для предотвращения и устранения  угрозы миру и подавления актов  агрессии или других нарушений  мира и проведение мирными  средствами, в согласии с принципами  справедливости и международного  права, улаживания или разрешения  международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению  мира;

2) развитие дружественных  отношений между нациями на  основе уважения принципа равноправия  и самоопределения народов, а  также принятие других соответствующих  мер для укрепления всеобщего  мира;

3) осуществление международного  сотрудничества в разрешении  международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера и в поощрении и  развитии уважения к правам  человека и основным свободам  для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Международным договорам  также принадлежит важная роль в  защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов  государств.

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных  договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования  внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных  договоров. Одним из важнейших актов  российского законодательства в  этой области является Федеральный  закон "О международных договорах  Российской Федерации". Он основан  на положениях Конституции РФ 1993 г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между  государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В теории международного права  называют три стадии принятия международных  обязательств:

1) принятие текста;

2) установление аутентичности,  т.е. подлинности текста;

3) согласие на обязательность  договора.

Федеральным законодательством  России установлены следующие способы  выражения согласия на обязательность договора:

1) ратификация;

2) утверждение;

3) принятие;

4) присоединение.

Подписание как стадия заключения договора или форма выражения  согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора имеет место в том случае, если договор предусматривает его. Также  подписание может быть оговорено  в договоренности Российской Федерации  и других участвующих в переговорах  государств.

Подписание может быть, как это отмечается в теории, окончательным  и предварительным. За окончательным  подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения  договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех  представителей, которые его непосредственно  разрабатывали. После парафирования  в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное  подписание. Парафирование может  быть превращено в окончательное  подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.

Под "заключением" международного договора обычно понимают процесс принятия договора, т.е. окончательную стадию его заключения. "Полномочия" на заключение международного договора представляют собой официальный документ, которым  государственный орган или должностное  лицо, имеющее на это право, уполномочивает определенное лицо или лиц совершить  те или иные действия по заключению договора:

1) ведение переговоров;

2) принятие текста договора  или установление его аутентичности;

3) выражение согласия  Российской Федерации на обязательность  для нее договора;

4) совершение любого другого  акта, относящегося к договору.

Иногда государство может  не устраивать отдельное положение  договора, хотя в целом договор  является приемлемым. Для исправления  данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное  при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении  к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

В соответствии с п. "к" ст. 71 Конституции РФ в ведении  Федерации находятся международные  договоры. Российская Федерация как  суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать  международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать  в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в универсальных и региональных государственных и межгосударственных организациях. Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать  мир.

Международные договоры заключаются  на разных уровнях, в связи с чем  выделяют следующие виды международных  договоров:

1) межгосударственные (договоры  высшего уровня, заключаемые от  имени Российской Федерации);

2) межправительственные (заключаемые  от имени Правительства);

3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

В теории выделяют также  следующие виды международных договоров. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в  которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие  договоры, когда с одной стороны  выступает одно государство, а с  другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие  всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми  и закрытыми. К открытым относятся  такие договоры, участниками которых  могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение  к которым ставится в зависимость  от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические  и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в  целом, и именно оно несет ответственность  за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с  международным правом обладают равной юридической силой.

 

 Обычай как источник международного права.

 

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН  определен как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие  вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных  договорах Российской Федерации" подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных  норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в  однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую  обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в  течение достаточно длительного  времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных  правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право  беспрепятственного пролета космических  кораблей при взлете и посадке  через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число  обычных норм содержат институты  признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое  право, а гуманитарное право в  период вооруженных конфликтов часто  именуют "законами и обычаями войны".

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила  поведения и

2) придание согласованному  правилу поведения юридической  силы международно-правовой нормы.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного  отрезка времени, хотя это требование не нашло закрепления в судебной практике Международного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних  и тех же действий не создает еще  международного обычая, поэтому такой  признак, как продолжительность  существования правила поведения, не может служить главным доказательством  существования обычая.

Информация о работе Международному уголовному праву