Международному уголовному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Содержание работы

Понятие и становление международного уголовного права.
Источники международного уголовного права.
Борьба с посягательствами на лиц, пользующихся международной защитой. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.
Международные преступления, их характеристика.
Классификация преступлений международного характера.
Отличие международных преступлений от преступлений международного характера.
Международный терроризм как преступление международного характера.
Международно-правовое регулирование ответственности за международный терроризм.

Файлы: 1 файл

Копия Южный федеральный Университет.docx

— 160.09 Кб (Скачать файл)

 

В отличие от преступлений против мира и безопасности человечества преступления международного характера (также являющиеся разновидностью международных  преступлений) не находятся в непосредственной связи с действиями государств. К ним относятся преступления, предусмотренные, например, ст.ст. 205, 206, 227, 228, 231, 252 УК РФ. В этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Для такого (совместного) способа охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства (переходят национальные границы), однако не только потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, но и в связи с тем, что они (эти преступления) посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам. Типичными (характерными) преступлениями такого вида можно назвать такие преступления, как фальшивомонетничество, угон воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами.

Совершение этих преступлений приобретает все более организованный характер, и они во многом становятся проявлением международной организованной преступности.

 

Существует немало и других преступлений международного характера.

 

 

 

К ним относятся торговля рабами и обращение в рабство; торговля людьми и эксплуатация проституции  третьими лицами; изготовление и сбыт порнографических изданий; подделка денежных знаков; незаконная торговля наркотиками; незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности.

 

Принятым Комиссией международного права ООН проектом устава международного уголовного суда предусмотрен еще один, смешанный вид международных  преступлений. В нем говорится, что  к юрисдикции суда относятся также  «преступления, установленные договорными  постановлениями или в соответствии с договорными постановлениями, перечисленными в

Приложении, которые с  учетом вменяемого лицам поведения  представляют исключительно серьезное  преступление международного характера» (ст. 20).

 

Таким образом, ссылка идет не на конвенции, а на их конкретные постановления. В Приложении числятся постановления о незаконном обороте  наркотиков, о пытках, об апартеиде. Но основную массу составляют постановления  конвенций, которые можно охарактеризовать как антитеррористические. Это постановления  о незаконном захвате самолетов, о противоправных действиях в  отношении безопасности гражданской  авиации, о преступлениях против лиц, находящихся под международной  защитой, о захвате заложников.

 

В Европейской конвенции  по борьбе с терроризмом, принятой Советом

Европы в 1977г. эти положения  подтверждаются тем, что на первое место  поставлены именно перечисленные конвенции. Перечень дополнен правонарушениями, связанными с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического оружия, посылок с опасными вложениями.

 

Это связано с тем, что  в последнее время терроризм  становится все более опасным  и распространенным явлением. Зачастую он опирается на зарубежные силы. Поэтому  сотрудничество государств в борьбе с ним приобрело большую актуальность. Европейская конвенция дает представление  о квалификации данного преступления. Она квалифицирует как преступление и попытку совершения террористического  акта или участие в качестве сообщника  лица, которое совершает или пытается совершить подобное преступление.

 

В большинстве случаев  терроризм служит политическим целям. Поэтому в

Европейской конвенции специально оговорено, что для обеспечения  выдачи преступника никакое преступление такого рода не будет рассматриваться  как политическое. Терроризм в политических целях не менее преступен, чем в любых других случаях.

 

Международный трибунал по Югославии: его создание, формирование и деятельность. Прежде чем говорить о международном трибунале по Югославии, необходимо сказать несколько слов о событиях, приведших к его созданию.

Итак, 1991 год- символ войны - стертый сербской армией с лица земли  хорватский город Вуковар. 1992-й - сербские концлагеря для боснийских мусульман, возрождение памяти второй мировой войны. Прицельный расстрел Сараево и неприцельный - мусульманского анклава Сребреница. 1999-й - сербская армия очищает Косово от этнических албанцев - изгнано 740 тысяч человек. 22 мая 99-го года

Международный трибунал по расследованию военных преступлений, совершенных в ходе войны на территории бывшей Югославии, предъявил Милошевичу обвинение в преступлениях против человечности, совершенных в Косово. Президент Югославии Слободан Милошевич стал первым действующим руководителем государства, на арест которого международная судебная инстанция выписала ордер - за преступления против человечности.

 

Прошло полвека после  учреждения послевоенных трибуналов, прежде чем государства решили вновь  создать уголовные трибуналы. И  опять-таки ограничили их юрисдикцию во времени и в пространстве. Решением Совета Безопасности ООН 22 февраля 1993 г. учрежден «международный трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с

1991г.».

 

Следовательно, четко обозначена юрисдикция личная, территориальная, временная.

 

Совет обосновал решение  ссылкой на главу VII Устава ООН, в  которой идет речь о его полномочиях  в случае угрозы миру и актов агрессии. Однако все его полномочия относятся  к государствам, а не к индивидам. Поскольку никто не может передать прав больше, чем сам имеет, то учреждение трибуналов основано на широком толковании Устава. Наиболее убедительное обоснование  из числа выдвинутых Генеральным  Секретарем ООН состоит, пожалуй, в  том, что иного пути не было. Нормальный путь, путь заключения договора потребовал бы значительного времени для  его разработки и ратификации. В  результате трибуналы утратили бы смысл. В юридическом плане существенное значение имела легитимизация действий Совета в результате их молчаливого  признания членами ООН.

 

Устав трибунала для Югославии  установил юрисдикцию в отношении

«серьезных нарушений  международного гуманитарного права». К ним отнесены нарушения общепризнанных норм о защите жертв войны, как  они отражены в

Женевских конвенциях 1949г. («право Женевы»), а также правил ведения  войны, как они отражены в Гаагских конвенциях 1907г. и приложениях к  ним («право

Гааги»), а также геноцид  и преступления против человечности.

 

Официальное положение обвиняемого, будь то глава государства или  правительства, не освобождает его  от уголовной ответственности. Они  несут ответственность и за то, что не предотвратили совершение преступлений своими подчиненными.

 

Учреждение международных  трибуналов не должно препятствовать деятельности национальных судов в  отношении соответствующих преступлений.

Трибуналы не в состоянии  справиться со всей массой преступников. Поэтому деятельность национальных судов в этой области должно поощряться. Однако в случае возбуждения преследования  по одному и тому же делу, приоритет  принадлежит международному трибуналу.

 

Трибунал состоит из камер  – две судебные и одна апелляционная; из прокурора и секретаря. Каждая судебная камера состоит из трех судей, а апелляционная из пяти (всего 11). В целях экономии средств апелляционная  камера трибунала для Югославии  служит также камерой трибунала  для Руанды.

 

Кандидаты в судьи предлагаются государствами и по представлению  Совета

Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет; они могут быть переизбраны  на новый срок. Кандидаты в судьи  должны обладать необходимым опытом и знаниями в области уголовного права, международного права, включая  гуманитарное право и права человека, не говоря уже о знании одного из рабочих языков, которыми являются английский и французский. Судьи  сами принимают правила процедуры, то есть по существу – процессуальный кодекс.

 

Прокурор действует независимо, как самостоятельный орган трибунала. По представлению Генерального секретаря  ООН он назначается Советом

Безопасности на четыре года. Прокурор для Югославии является также прокурором для Руанды. Он вправе начинать расследование по собственной  инициативе или на основании информации, полученной от правительств, органов

ООН, межправительственных и даже неправительственных организаций. При проведении расследования государства  обязаны оказывать прокурору  необходимое содействие. Обвинительное  заключение утверждается судебной камерой. После этого издается ордер на арест или приказ о заключении под стражу.

 

Обвиняемому обеспечиваются права в соответствии с Международным  пактом о гражданских и политических правах. Трибунал предпринимает меры для защиты пострадавших и свидетелей. Единственной мерой наказания является тюремное заключение. Может быть также  принято решение о конфискации  имущества и возвращении законным владельцам собственности, добытой  преступным путем.

Тюремное заключение отбывается в государстве, определяемом трибуналом на основании списка государств, давших на это согласие.

 

Функционирование международных  трибуналов невозможно без активного  содействия государств. Уставы трибуналов обязывают государства оказывать  помощь, включая розыск и опознание, снятие показаний и выявление  доказательств, арест и задержание, передачу обвиняемого трибуналу. Все  это требует внесения соответствующих  положений в уголовное и уголовно- процессуальное право государств.

 

 

  1. Международный терроризм как преступление международного характера.

 

ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ  — самое тяжкое преступление международного характера, которое представляет собой  совокупность общественно опасных  деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем…

 

Понятие терроризма с позиций  сегодняшней мировой обстановки представляется достаточно сложным  ввиду разноплановости этого  явления. Современный терроризм, не будучи новым явлением, тем не менее  лишь сравнительно недавно приобрел черты глобальной проблемы, требующей  серьезнейшего внимания всего международного сообщества.

 

 

 Это определяется целым  спектром факторов, среди которых:

 

· политические устремления  некоторых экстремистских кругов;

 

· распространение среди  широких слоев населения ряда стран всевозможных ультрарадикальных, экстремистских и террористических идей, замешанных на национализме и  религии;

 

· углубление социально-экономической  дифференциации в мире, выталкивающей  ряд стран и регионов на обочину  исторического процесса;

 

· активизация организованной преступности.

 

Все это усугубляется охватившим планету процессом глобализации, который, имея многочисленные плюсы, в  то же время, способствуя транспарентности границ, усилению миграционных потоков  и развитию информационных связей, создает дополнительные возможности  для осуществления террористических актов, возрастанию угрозы терроризма.

 

Осознанием актуальности проблемы терроризма пронизаны многочисленные дискуссии как на национальном, так  и на международном уровне, в том  числе в рамках ООН, где на протяжении ряда лет данная тематика прочно закрепилась  в повестке дня сессий Генеральной  Ассамблеи, различных конференций, симпозиумов, семинаров. Однако, несмотря на неуклонно растущее число международных  документов о борьбе с терроризмом, включая известные 13 международных  конвенций и протоколов, которые  будут рассмотрены в следующем  параграфе, в этой области существует признаваемый всеми концептуальный пробел - отсутствие универсального общепризнанного  определения терроризма, без чего крайне затруднительно эффективно и, самое  важное, на подлинно коллективной основе противостоять этому злу. Не секрет, что различные страны придерживаются во многом несовпадающих взглядов на данное явление, зачастую подстраивая  свои представления о нем под  собственные интересы и амбиции[1].

 

Необходимо также соотносить терроризм и право народов  на борьбу за независимость - общепризнанное право, которое необходимо уважать  и содействовать его реализации. Однако, как представляется в свете  современных событий такое право  ни в коем случае не может служить  оправданием террористических методов  борьбы, которые являются преступными.

 

Сейчас, например, как борьба за независимость некоторыми политиками представляется террористическая деятельность некоторых палестинских организаций.

 

При дефинитивном определении  терроризма необходимо учитывать особенности  современного терроризма. Характеризуя их, многие исследователи акцентируют  внимание на том, что международный  терроризм в значительной степени  представляет обратную сторону политики глобализации США и ряда других стран. Современная глобализация - это по существу подавление слабых стран более  сильными. Глобализация по-американски - это еще и навязывание всему  миру своей массовой культуры, способов жизни и мировоззрения. В таком  случае терроризм может рассматриваться  как уродливый ответ на этот процесс.

Информация о работе Международному уголовному праву