Основы конституционного права США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические права гражданина были включены в Конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа КПЗС №1.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Функции председателя в  целом аналогичны функциям спикера. Но есть определенные отличия. Так, например, председатель сената не вправе осуществлять “право признания” произвольно.

        О партийной организации конгресса  законодательство и регламенты  палат, как правило, молчат. Лишь  в отдельных их нормах есть  замечания относительно роли тех или иных партийных структур. А между тем партиям на Капитолии принадлежит заметная роль.

        Партийная организация каждой  из палат конгресса структурно  представлена следующим образом:  лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции (кокусы) партий.

 Палата представителей. В палате представителей лидер большинства избирается тайным голосованием (по бюллетеням) на конференции (кокусе) партии, имеющей большинство депутатских мест. В иерархии палаты он — второе лицо после спикера, хотя и не является ее должностным лицом. Функции лидера большинства ни в одном из актов не определены. Но роль его довольно весома. Он отвечает за планирование партийной стратегии, единство фракции в законодательной деятельности, за связи с общественностью и прессой. Через него в основном осуществляются контакты исполнительной власти с руководством палаты.

Лидер большинства имеет  большие возможности воздействия на депутатов. От его позиции во многом зависит назначения в престижные комитеты, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка инициатив депутата. Особое положение лидера большинства подчеркивается также тем обстоятельством, что в дебатах ему первому предоставляется слово. Помимо этого, он имеет, в сравнении с рядовыми членами палаты, более высокое жалованье, дополнительные   служебные   помещения,   больший   штат подчиненного ему аппарата.

        Те же функции и тот же  статус имеет лидер меньшинства  палаты, с одной лишь разницей, что в иерархии своей партии он — первое лицо.

        В выполнении задач, поставленных  перед лидерами большинства и меньшинства, особая роль принадлежит “кнутам” — выборным партийным функционерам. Они осуществляют функции связующего звена между руководством и рядовыми членами фракций. “Кнуты”, их помощники и заместители стремятся добиться единства депутатов, соответственно, от демократической и республиканской партии главным образом организационными мерами. В их арсенале такие формы воздействия, как посулы, угрозы и обещания. Они следят за присутствием и голосованием своих “подопечных” в палате. Готовят для них “шпаргалки”, напоминая о том, какие заседания им следует посетить и какую позицию занять по тому или иному вопросу. Нередко “кнуты” встречают конгрессменов в дверях палаты и жестами подсказывают, как им голосовать. Поднятый кверху большой палец руки означает “да”, опущенный вниз — “нет”.

        Высшими партийными органами  палаты являются общее собрание (кокус) демократической и конференция  республиканской партии. В их задачи входит формирование общей позиции фракции, избрание лидеров и политических комитетов партии, одобрение кандидатур в состав постоянных комитетов палаты.

  Сенат. Организация партийных органов верхней палаты во многом совпадает с той, которая существует в палате представителей. Она также включает такие структурные элементы, как лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции. Во многом аналогичны их функции. Отличия же касаются в основном роли лидеров большинства и организации политических комитетов партий.

Лидер большинства сената — первое лицо в иерархии палаты, хотя он, как и лидер большинства палаты представителей, является только должностным лицом партии. Особое его положение объясняется не только относительной слабостью временного председателя, но и совмещением ряда ключевых партийных постов. Лидер большинства является одновременно председателем двух комитетов — рулевого и политического, и председателем конференции демократической партии.

И демократическая, и республиканская партии имеют в сенате по три комитета.

Комитеты демократической  партии включают:

- политический комитет — разрабатывает позиции фракции по тем или иным вопросам и рекомендует порядок прохождения актов в сенате;

- рулевой комитет — определяет персональный состав постоянных комитетов сената;

- комитет по проведению избирательных кампаний — оказывает поддержку сенаторам, которые баллотируются на следующий срок.

Республиканская партия имеет следующие комитеты:

- политический комитет - разрабатывает альтернативы политической платформе и проектам демократической партии, определяет позицию фракции по тем или иным вопросам повестки законодательной работы сената;

- комитет комитетов  — определяет персональный состав постоянных комитетов от оппозиции;

- комитет по проведению избирательных кампаний  имеет те же задачи, что и одноименный комитет демократической партии.

Исходя из структуры и функций партийных органов конгресса, необходимо выделить ряд существенных обстоятельств. Первое — партийные органы лишены каких-либо юридически закрепленных механизмов воздействия на депутатов от партии. Второе — сами фракции далеки от единства. Они раскалываются как по региональному представительству, так и по политической ориентации членов конгресса. Третье — фракции палат слабо связаны между собой и с центральными органами партии. Указанные факторы дополняют и во многом определяют истинную картину функционирования партий на Капитолии.

В систему комитетов  конгресса входят постоянные комитеты палат, объединенные, расследовательские, специальные и согласительные комитеты.

Постоянные комитеты палат. Постоянным комитетам палат, созданным по соответствующим направлениям законодательной деятельности, принадлежит необычайно важная роль в функционировании конгресса. Не случайно многие специалисты называют их волевыми центрами политики на Капитолии. Более 100 лет назад В.Вильсон следующим образом определил роль комитетов: “Конгресс на сессии — это выставочный конгресс; конгресс в комитетах — это рабочий конгресс”. Эта оценка не утратила своей актуальности и в наши дни.

Палата представителей имеет 22, сенат — 16 постоянных комитетов.

В палате представителей образованы следующие комитеты: сельского хозяйства; по ассигнованиям; вооруженных сил; по банкам, финансам и городскому развитию; бюджетный; по делам Федерального округа Колумбия; образования и труда; энергетики и торговли; иностранных дел; по правительственной деятельности; администрации палаты; внутренних дел; юридический; торгового флота и рыболовства; почтового ведомства и гражданской службы; общественных работ и транспорта; правил; науки, астронавтики и технологического прогресса; малого бизнеса; стандартов должного поведения; по делам ветеранов  и путей и средств.

Сенат имеет следующие постоянные комитеты: сельского хозяйства, продовольствия и лесных ресурсов; ассигнований; вооруженных сил; банков, жилищного строительства и городского развития; бюджетный; торговли, науки и транспорта; энергетики и природных ресурсов; окружающей среды и общественных работ; по финансам; внешних отношений; правительственной деятельности; юридический; труда и людских ресурсов; правил и администрации; “малого бизнеса”; по делам ветеранов.

  Регламенты палат  достаточно чётко фиксируют предметную компетенцию каждого из комитетов, выделяя те вопросы, которые попадают под их юрисдикцию.

Так, например, предметная компетенция юридического комитета сената очерчена следующим образом: “Все проекты законодательных актов, послания, петиции, прошения и иные материалы, имеющие отношение к следующим вопросам:

1. Формирование избирательных  округов по выборам в палату  представителей;

2. Банкротство, мятежи, шпионаж и подделка ценных  бумаг;

3. Гражданские права  и свободы;

4. Поправки к Конституции;

5. Федеральные суды и судьи;

6. Правительственная  информация;

7. Праздничные дни  и празднества;

8. Иммиграция и натурализация;

9. Общие аспекты между  штатных соглашений;

10. Общие аспекты судебного  процесса, гражданского и уголовного;

11. Местные суды на  территориях и во владениях Соединенных Штатов;

12. Меры в отношении  исков, предъявленных к Соединенным Штатам;

13. Федеральные исправительные  учреждения;

14. Патентная служба;

15. Патенты, авторское  право и торговые знаки;

16. Защита торговли  и торговых отношений от незаконных ограничений и монополизма;

17. Пересмотр и кодификация  законодательства Соединенных Штатов;

18. Границы штатов и  территории. (Правило XXV Постоянных правил сената).

Общий перечень таким  же образом оформленных предметов ведения комитетов охватывает в каждой из палат более 200 вопросов.

 По этим вопросам  комитеты не только дают заключения и представляют доклады по проектам палатам, но и проводят анализ практики применения действующего законодательства. Правила сената так формулируют эту задачу:

“Для оказания помощи сенату: 1) в анализе, оценке, обобщении практики действия, применения и исполнения законов конгресса; 2) в разработке, обсуждении и принятии тех изменений законов и дополнений к законодательству, которые представятся должными и необходимыми, — каждый постоянный комитет, кроме комитетов по ассигнованиям и по бюджету, проводят анализ и изучение на долговременной основе практики действия, применения и исполнения этих законов, либо отдельных их положений по вопросам, которые входят в предметную компетенцию каждого из комитетов. Комитеты могут проводить необходимые работы по анализу, оценке и обобщению практики самостоятельно либо поручать их выполнение по договорам другим организациям, либо требовать проведения этих работ правительственными органами, направляющими в подобном случае по их результатам свои доклады сенату”. (Правило XXVI Постоянных правил сената).

Постоянные комитеты палат наделены широкими правами. Они “имеют право проводить такие слушания, заседать и осуществлять свою деятельность в такое время и в тех местах в период сессии, между сессиями и заседаниями... по повестке или иным образом вызывать тех свидетелей или требовать предоставления той корреспонденции, документов, книг и бумаг, а также принимать под присягой такие показания и производить такие расходы (по сумме, не превышающие 10 000 долл. на каждый комитет, на период работы конгресса), как это будет сочтено необходимым самим комитетом. Каждый подобный комитет может проводить расследования по любому вопросу, попадающему под его юрисдикцию, и докладывать о слушаниях, проводившихся по их результатам” (Правило XXVI Постоянных правил сената).

Особое значение имеют  проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение. Например, комитет по ассигнованиям палаты представителей 98-го конгресса провел за два года 720 слушаний в комитете и в подкомитетах, заслушал 10215 свидетелей, опубликовал 225 томов материалов общим объемом 202 767 печатных страниц.

Численный состав комитетов  в сенате и палате представителей определяется различным образом. В сенате он установлен Постоянными правилами (регламентом). В палате представителей он определяется заново каждым новым составом палаты. Но непременным остается требование сохранения за партией большего числа мест в каждом из комитетов. Конкретное же соотношение (квота представительства) партий определяется по соглашению между лидерами фракций.

 В сенате численный состав комитетов колеблется от 10 (комитет правил и администрации) до 28 (комитет по ассигнованиям) членов. Сенатор и конгрессмен, по общему правилу, не может быть членом более чем двух постоянных комитетов палаты.

Определение персонального состава постоянных комитетов осуществляется следующим образом. После выборов сенаторы и конгрессмены представляют в соответствующие  политические комитеты свои пожелания в письменном виде с указанием стажа пребывания и характера работы в конгрессе. На этой основе (“система старшинства”) политические комитеты отбирают кандидатов на пост председателя (лидера меньшинства) и членов комитета от партии. Отобранные кандидатуры передаются на одобрение конференции партии и утверждаются в пределах установленных квот на одном из первых после выборов заседаний палаты.

Наиболее влиятельными и по этой причине наиболее заманчивыми  для депутатов являются финансовые комитеты и комитеты правил палат. Первые — дают возможность влиять на федеральную администрацию и органы власти штатов. Вторые — координировать законодательную деятельность палаты. Так, например, комитет правил палаты представителей определяет порядок прохождения законопроектов, условия проведения дебатов, предоставление конгрессменам более или менее значимых льгот (распределение служебных помещений и т.п.).

Председатели постоянных комитетов избираются, как и прежде, с учетом главным образом их послужного списка (длительности пребывания в  стенах Капитолия). В последние годы их роль несколько снизилась. Но и сейчас в делах комитетов решающее слово во многом принадлежит именно им. Они созывают и ведут заседания, определяют повестку, осуществляют контроль за распределением фондов, докладывают палате по результатам обсуждения в комитете проектов.

Информация о работе Основы конституционного права США