Права человека. Международные старндарты в этой области.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе.

Содержание работы

Введение
1. Регламентация вопросов защиты социально-экономических и культурных прав и свобод гражданина в деятельности международных организаций
1.1. Устав ООН
1.2. МОТ - специализированное учреждение
1.3. Система защиты прав человека в рамках СЕ
2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите социально-экономических и культурных прав и свобод человека
2.1. Право на труд в справедливых и благоприятных условиях
2.2. Право на отдых
2.3. Право на охрану здоровья
2.4. Право на социальное обеспечение
2.5. Право на достаточный уровень жизни
2.6. Право на охрану и помощь семье, матери и детям
2.7. Права, относящиеся к профсоюзам
3. Имплементация международных норм по защите социально-экономических и культурных прав и свобод человека во внутригосударственном законодательстве
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Имплементация международных  норм по защите социально-экономических  и культурных прав и свобод человека во внутригосударственном законодательстве

 

Исполнение или осуществление  международных норм и стандартов по защите социально-экономических  и культурных прав и свобод человека неразрывно связано с воздействием международного права на закрепление во внутригосударственном законодательстве этой группы прав. Будучи самостоятельными правовыми системами, международное и национальное право оказывают различное влияние друг на друга. Внутригосударственное право, закон или иной правовой акт любого государства никогда не может быть непосредственным источником международного права.

Специфика развития международного права состоит в том, что его  нормы создаются путём согласования позиций различных государств. Ни одно государство, независимо от его влияния в мире, не может самостоятельно создать нормы международного права или навязать своё законодательство международному сообществу.

Иное воздействие на законы различных государств оказывает  международное право. Это влияние  в процессе развития межгосударственных отношений не остаётся неизменным. Если на первых этапах развития международное право косвенно воздействовало на законодательство государств-участников международного сообщества, то в настоящее время международный договор и международный обычай стали непосредственными источниками внутригосударственного права.

Во многих странах  международные договоры провозглашаются  интегральной частью внутригосударственного права или её высшими законами. В судебной практике многих стран используются не только международные договоры но и обычные нормы в качестве источников права, на них делаются ссылки при решении конкретных споров.

 

Конституция РСФСР 1978 года с изменениями, принятыми в 1992 году, признала как уже отмечалось, в  качестве источника права только общепризнанные нормы международного права, относящиеся к правам человека, которые согласно этому документу, непосредственно порождают права и обязанности российских граждан. Конституция 1993 года идёт значительно дальше в этом отношении, провозгласив все общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России составной частью её правовой системы.

Отраслевое же законодательство России уже в течение многих лет  формально признаёт международное  право источником внутреннего права  и его приоритет над внутренними законами, хотя российские суды очень редко применяют его на практике.

Воздействие международного права на различные отрасли внутригосударственного права неоднократно. Оно не очень  значительно, например, в отношении  земельного или предпринимательского права, однако трудно переоценить влияние на законодательство государства международно-правовых принципов и норм относящихся к правам человека.

Особенно показательна в этом Всеобщая декларация прав человека. Принятая в 1948.

В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Шри-Ланка положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обосновании вынесенных решений.

Обновлённый в Конституции  статус личности порывает с прежними представлениями о том, что человека правами и свободами наделяет государство. Основной закон страны базируется на признании общественного характера прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения. Расширился перечень прав и свобод, изменилось их качественное содержание. Как уже отмечалось, впервые введено правило о приоритете международных норм перед законом Российской Федерации. При этом особенно принципиальное значение имеет положение о том, что они являются частью правовой системы Российской Федерации. Ряд статей Конституции в значительной степени воспроизводят положения Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека. Это в особенности касается положений, которые лишь недавно признаны в Основном законе страны (право на жизнь, право на свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания, право свободно выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться и др.).

Степень влияния международного права на законодательство государства  во многом зависит от его внутренней и внешней политики и в значительной степени определяется ратификацией основных международных соглашений. Чем больше международных договоров ратифицировано государством, тем значительнее воздействие международного права на внутреннее законодательство. Однако это не всегда непосредственная зависимость. В истории международных соглашений, как уже говорилось, нередко наблюдались случаи, когда то или иное государство формально ратифицировало международные соглашения, но не предпринимало мер для их реализации.

Влияние международного права на внутреннее право состоит  прежде всего в том, что в законодательстве государства появляются принципы и нормы, которых раньше в нём не было. Они закрепляются, конкретизируются, уточняются исходя из международных обязательств, взятых на себя тем или иным государством.

Влияние международного права на законодательство государств, как уже отмечалось, может происходить опосредованно. Зачастую государства не ратифицируют определённые международные соглашения, однако постепенно приводят своё законодательство в соответствие с их положениями. Только после этого они официально берут на себя международные обязательства. Здесь надо иметь ввиду и тот факт, что многие нормы, закреплённые в международном праве договорным или обычным путём, приобретают характер «jus cogens» и поэтому обязательны для всех государств независимо от ратификации тех или иных соглашений.

В ряде стран (США, Испания, Франция, Германия) международные договоры, получившие государственно-правовое признание, автоматически становятся составной  частью внутреннего права. В них  основные законы содержат положение  о том, сто международные договоры являются частью права страны. Статья 96 Конституции Испании, например, закрепила положение о том, что «законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть её внутреннего законодательства». Такие отсылочные нормы, содержащиеся в конституциях ряда других стран, не являются достаточными для исполнения положений многих международных договоров. Не случайно в большинстве стран мира трансформация норм международного договора во внутригосударственное право происходит путём принятия специальных законов и ряда иных нормативных актов.

Специфика ряда международных  соглашений, особенно в области прав человека, состоит в том, что для  их претворения в жизнь недостаточно объявить тот или иной договор  частью внутригосударственного права. Многие такие статьи международных соглашений сами по себе не обладают самоисполнимой силой. Единственный путь их выполнения - издание соответствующего законодательного акта. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации налагает, например, на государства-участников обязательство объявить караемым по закону преступлением распространение идей, основанных на расовом превосходстве, а также установить уголовную ответственность за участие в расистских организациях.

Простая отсылка к  конституции государства, которое  провозглашает международное право  частью внутреннего права или  верховенство международных договоров  над внутригосударственным законодательством, автоматически не повлечёт за собой  выполнения данного положения Конвенции. Этого можно достигнуть лишь путём принятия соответствующего закона. Он должен предусматривать объявление распространения расовых идей преступлением и устанавливать конкретную уголовную ответственность за участие в расистских организациях.

Среди российских учёных нет единого мнения по поводу необходимости  трансформации межгосударственных норм во внутригосударственное право. Одни учёные считают трансформацию  излишней, другие - необходимой во всех случаях. В действительности, этот процесс значительно сложнее и необходимость трансформации того или иного международного договора или только части его зависит от многих факторов.

Конституция РФ 1993 года, провозгласившая практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Пактах, имеет в этом отношении лишь одно исключение. В Основном законе страны не закреплено право каждого на достаточный жизненный, провозглашённое в Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Однако это право в значительной степени вытекает из положений Конституции, закрепивших такие права, как право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и право на защиту от безработицы, право на жилище и др. Более того, Конституция признаёт права и свободы в соответствии не только с Основным законом, но и с общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому Россия должна соблюдать все права и свободы, закреплённые во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека.

 

В условиях, когда Россия и другие страны бывшего СССР переходят  к рынку, который сопровождается приватизацией и деноминацией, предпринимаются  попытки переложить на частный сектор основное бремя по осуществлению  социальных и экономических прав. Зачастую даже ставится вопрос о том, должно ли государство брать на себя защиту социально-экономических и культурных прав и гарантировать их обеспечение. В связи с этим следует особо отметить, что ни одно государство не имеет права отказаться от взятых на себя обязательств по обеспечению основных социально-экономических и культурных прав своих граждан и переложить эти обязанности на частный сектор.

Если реализация гражданских  и политических прав требует конкретных действий в основном от каждого индивида в отдельности, то социально-экономические права могут быть осуществлены главным образом путём проведения государством определённой и целенаправленной политики. Однако это возможно, как правили, в демократических странах, где народ контролирует процесс управления и участвует в нём. Поэтому единственно приемлемым для России является такой общественный строй, который сочетает рыночную экономику и либеральную демократию с широкой гарантированностью основных социально-экономических и культурных прав.

Что касается соотношения международного и внутригосударственного права того или иного государства, то этот вопрос решается иначе. Здесь многое, но не всё зависит от позиции государства. Каждое государство, естественно, само принимает решение о ратификации определённых международных договоров и тем самым берет на себя конкретные международные обязательства, от выполнения которых оно не имеет права отказаться.

Несмотря на различие позиций государств в вопросе  о соотношении международного и  внутригосударственного права, международное право постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы – обязательными для всех государств-участников международного сообщества.

 

 

Список литературы:

1. Аметистов Э.М. Международное право и труд . М., 1982.

2. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М.,1996.

3. Блищенко И.П. Международное право в правовом государстве// Международная жизнь. 1988.№12.

4. Тункин Г.И. Теория международного права.

5. Чхиквадзе В. Пакты о правах человека и их историческое значение.//Международная жизнь. 1986. №12.

6. Грачев А. Последний мир и права человека // Новое время . Приложение. 1988. декабрь.

7. . Карташкин В.А. Международная защита прав и свобод человека. М.,1976.




Информация о работе Права человека. Международные старндарты в этой области.