Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Это право является международным, поскольку им регулируются отношения, выходящие за рамки юрисдикции одного государства.
Это право является частным, поскольку им регулируются лишь гражданские, семейные и трудовые отношения международного характера.
Другим названием данной дисциплины является «коллизионное (конфликтное) право», поскольку основной вопрос данной дисциплины состоит в разрешении коллизий (конфликтов), существующих между разнонациональными законами.

Файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Если применимое право к договору не избрано сторонами, а установлено в силу коллизионной нормы, то к возникновению и прекращению права собственности на предмет сделки применяются общие правила ст.1206 ГК РФ.

Если к сделке применяется право РФ, то суд должен руководствоваться ст.223, 224 ГК РФ, в соответствии с которыми право собственности у приобретателя вещи по договору возникает в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Такое же правило действует в странах германской правовой системы (Австрия, Германия и др.)

В странах романской правовой системы (Франция, Италия, Швейцария) право собственности переходит к приобретателю вещи по договору с момента заключения договора.

 

  
23. Понятие и способы осуществление инвестиций.

 

В самом общем плане понятие "инвестиция" означает долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия или долгосрочные проекты с целью извлечения прибыли. Очень часто понятие "инвестиция" отождествляется с понятием "капиталовложение". Однако, понятие "инвестиция" гораздо шире, т.к. капиталовложение представляет собой реальную инвестицию, т.е. вложение в основной и оборотный капитал. Вместе с тем, существует понятие финансовых инвестиций, которые реализуются через займы и приобретение ценных бумаг. Действующее российское зак-во определяет понятие иностранной инвестиции через процесс. Согласно ст.2 ФЗ "Об иностранных инвестициях" под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объект ПД на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, при условии, что такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в соотв-вии с зак-вом РФ. Помимо российского зак-ва определение понятия "инвестиция" можно встретить в международных док-тах и законодательных актах различных стран. Вместе с тем, все существующие определения обычно не явл-ся исчерпывающими, поскольку построены на принципе перечисления видов имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны. В целом в основной перечень объектов иностранных инвестиций входят следующие: движимое и недвижимое имущество, имущественные права, денежные средства и вклады, любые виды ЦБ, права на интеллектуальную собственность, права на осуществление хозяйственной деятельности. Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным категориям:

1) по отношению к отдельным  странам выделяются иностранные  и зарубежные инвестиции, иностранные  инвестиции - вложение иностранных  капиталов в экономику данной  страны, зарубежные инвестиции - вложение  капиталов местных экономических  субъектов за рубежом.

2) по источникам происхождения:

- частные инвестиции;

- государственные инвестиции;

3) по характеру использования:

- предпринимательские: вкладываются  в производство с целью получения  прибыли;

- ссудные инвестиции: предоставляются  в форме займа и кредитов с целью получения процентного дохода.

4) по способу учета:

- текущие потоки инвестиций (инвестиции, осуществляемые в течение календарного  года);

- накопленные инвестиции (объем  инвестиций за весь период  их существования);

5) по степени контроля:

- прямые;

- портфельные инвестиции.

Прямая инвестиция предоставляет инвестору право осуществления контроля за реализацией проекта. В соотв-вии с действующим зак-вом к прямым инвестициям относятся, во-первых, приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или создаваемой на территории РФ. Во-вторых, это вложение капитала в основные фонды филиала иностранного ЮЛ, создаваемого на территории России. В-третьих, к прямы инвестициям относится осуществление на территории РФ иностранным инвестором деятельности по лизингу оборудования в качестве арендодателя, при условии, что такое оборудование указано в разделах 16,17 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, при этом таможенная стоимость такого оборудования дб не менее 1 млн рублей.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или долей в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять не коммерческую деятельность организаций. Кроме того, к портфельным инвестициям относится приобретение государственных ЦБ. Российское зак-во предоставляет особый статус и особые средства правовой защиты только инвесторам, осуществляющим прямые инвестиции. В качестве основных способов осуществления прямых инвестиций действующее зак-о называет следующие:

- инвестирование с нуля, т.е. создание  иностранным инвестором собственного  филиала или предприятия, находящегося  в полной собственности инвестора;

-  приобретение или поглощение российских предприятий;

- финансирование деятельности  зарубежных филиалов, созданных  на территории России, в т.ч. за  счет внутрикорпорационных займов  и кредитов, предоставляемых материнской  компанией своему зарубежному  филиалу;

- приобретение прав  пользования землей и иными природными ресурсами;

- предоставление прав на использование  определенных технологий;

- реинвестирование прибыли, полученной  инвестором.

 

24. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями в РФ.

 

Иностранный инвестор может создать организацию по российскому праву (как правило, в форме общества с ограниченной ответственностью либо закрытого акционерного общества – т.к. ими легче управлять).

Такие организации являются российскими юридическими лицами со стопроцентным участием иностранного капитала.

Кроме того, инвестор может создать организацию вместе с российским лицом (часть уставного капитала должна быть уплачена российским лицом), а также может приобрести долю участия в уже созданном российском предприятии.

Т.е. во всех случаях речь идёт о российских юридических лицах.

Ранее действующим законодательством использовалась такая категория как «совместное предприятие». Совместное предприятие признавалось самостоятельным видом юридического лица (т.е. организационно-правовой формой). Институт совместного предприятия прекратил своё существование с момента принятия части первой ГК РФ.

С момента, когда иностранный инвестор становится участником российской организации, такая организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Данная организация утрачивает статус с момента выхода иностранных инвесторов из состава участников. 

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» не устанавливает каких-либо формальных требований к размеру той доли, которую инвестор вкладывает в уставный капитал.

Однако гарантиями и льготами по закону пользуются лишь те коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля инвестора составляет не менее 10% (т.к. это рассматривается как прямая инвестиция).

 

  • коммерческие организации

с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов

  • коммерческие организации

с иностранными инвестициями, в которых доля инвестора составляет не менее 25%

  

 

 

пользуются «дедушкиной оговоркой»

 

 

Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо предоставить следующие документы:

1) устав организации

2) документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его зарубежным банком 

3) квитанция об уплате регистрационного сбора.

Регистрация осуществляется в налоговых органах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

 

 

25. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

 

Согласно данной конвенции иностранный инвестор вправе застраховать свои инвестиции в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ).

Страхование производится от следующих некоммерческих рисков:

1) утрата инвестиций в результате войны или гражданских беспорядков

2) утрата инвестиций в результате национализации

3) утрата инвестиций в результате нарушения договора со стороны принимающего государства (речь идёт о концессионных соглашениях)

4) невозможность конвертации валюты (когда государство запрещает конвертировать местную валюту в иную свободно конвертируемую валюту).

Конвенция устанавливает условия для страхования:

1) по отношению к принимающему государству инвестор должен быть иностранным лицом

2) принимающие государства и государство, из которого происходит инвестор, должны участвовать в конвенции

3) принимающим государством может быть только развивающаяся страна

Список этих стран является приложением к конвенции. Россия в этом списке не значится, хотя РФ участвует в конвенции.

При наступлении страхового случая агентство выплачивает иностранному инвестору компенсацию, а к агентству переходит право требования инвестора к принимающему государству.

Т.о., частно-правовой спор между инвестором и принимающим государством трансформируется в публично-правовой спор между агентством и принимающим государством.

Размер страхового возмещения зависит от условий договора государства с МАГИ.

 

2. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения споров между государствами и иностранными лицами 1965 года

 

Россия подписала эту конвенцию в 1995 году, но не ратифицировала.

Согласно данной конвенции все инвестиционные споры между государством и инвестором должны разрешаться не государственными судами, а в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, который создан при Международном банке реконструкции и развития (МБРР).

Для рассмотрения спора в данном Центре необходимо 2 условия:

1) государство, из которого происходит инвестор, и принимающее государство должны быть участниками конвенции

2) между инвестором и принимающим государством должно быть заключено соглашение о рассмотрении спора в Центре.

Спор рассматривается в 2 этапа. На первом этапе создаётся примирительная комиссия, которая принимает меры к дружественному урегулированию споров. Если эти меры не увенчались успехом, то на втором этапе при Центре образуется арбитраж, который разрешает спор.

Если стороны не договорились о порядке формирования арбитража, то первого арбитра назначает государство, второго – инвестор, после чего оба эти арбитра выбирают третьего арбитра – председательствующего.

Стороны вправе избирать применимое право к спору. Если они не изберут применимое право, то применяется право государства–участника спора.

Арбитраж вправе с согласия сторон рассмотреть спор на основе справедливости.

Решение арбитража окончательно и обжалованию не подлежит.

В случае необходимости в исполнении решения арбитража могут участвовать также другие государства–участники конвенции.

 

3. Механизм защиты прав иностранных  инвесторов, предусмотренный соглашениями  о поощрении и взаимной защите  капиталовложений 

 

Россия заключила более 50 таких соглашений.

Данные соглашения устанавливают следующие положения:

1) принудительное изъятие имущества у инвестора допускается лишь в общих интересах – с выплатой быстрой, эффективной и адекватной компенсации

2) принимающее инвестиции государство признаёт переход прав от иностранного инвестора к его государству в связи с заключённым между ними договором о страховании иностранных инвестиций

3) споры между инвестором и принимающим государством рассматриваются либо государственными судами либо арбитражами (у сторон есть право выбора, в какой суд обращаться – в государственный суд либо арбитраж).

 

  
26. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.

 

Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между гос-вами и ФЛ и ЮЛ других гос-в была подписана 18.03.1965г. Россия подписала Конвенцию в 1993г., но до сих пор не ратифицировала. Конвенция был заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере инвестиций. С целью создания такого механизма под эгидой МБРиР был учрежден международный центр по урегулированию международных споров (ИКСИД). В конвенции участвуют 143 гос-ва, кроме того, дополнительный протокол к конвенции 1979г. позволяет передавать на рассмотрение ИКСИД споры даже в том случае, если одна из сторон не явл-ся участником конвенции.

Информация о работе Предмет МЧП и его соотношение с международным публичным правом и внутригосударственным правом