Шпаргалки по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:20, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие,предмет и существо Международного права
МП формировалось в течении неск тысячелетий. Летописи – начало форм в 4 тысячелетии до н.э.
Сразу возникла проблема - как именовать эту правовую систему.Первые нормативные акты не назывались международными договорами. К наст времени имеется более 100 дефиниций.

Файлы: 1 файл

bileti_full.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие,предмет и существо  Международного права

МП формировалось  в течении неск тысячелетий. Летописи – начало форм в 4 тысячелетии до н.э.

Сразу возникла проблема - как именовать эту правовую систему.Первые нормативные акты не назывались международными договорами. К наст времени имеется более 100 дефиниций.

МП: Система юр принципов и норм которые создаются участниками междунар отношений посредством закрепления в соотв юридических док-тах их добровольного и ясно выраженного волеизъявления.

В основе лежит добровольное поведение,что однако не исключает принудительные меры в случаях крайней необходимости.Важным эл-том опр-я МП должно быть указание на его целевую направленность. Она состоит в достижении общих целей участников междунар правоотношений (эти цели прописаны в Уставе ООН)

Главная цель МП - на почве всестороннего  разв-я межуднар сотрудничества обеспечить благосостояние всех народов - сформулирована в начале 21 века.Она достигается только путем поддерж-я всеобщ мира и безопасности.

Международное право = Международное публичное право (первый используют для краткости)

МП - результат  сознательной деят-ти уч-ков междунар отношений,кот создают для регулирвоания  этих отношений соответствующие  правовые нормы.

Каждый Междунар догвор - средоточие дексятков и сотен юр норм.

МП - правовая система,отражающая жизнено важную заинтересованность участников международных правоотношений в их регулировании

Международные нормы со временем кодифицируются - происходит закрепление норм в единых источниках.Но кодификация  осущ-ся органами органами гос власти,а в международном праве никаких властных органов не существует,поэтому термин "кодификация" в МП мы применяем условно.

Междунар нормы  кодифицированы на сегодня в Венских  конвенциях (Конвенция "о праве  междунар договоров").Они осущ-ся без участия каких-то властных надгосударственных органов.Сами уч-ки междунар отношений по своей воле соглашаются заключить тот или иной междунар акт кот становится в последствии для них обязательным.

Утрехтский  мирный конгресс 1814г подвел итоги Крымской Войны

Венский Мирный Конгресс 1815г - после разгрома Франции

Короче кодификация  есть в МП,но протекает она иначе,нежели чем внутри государств.

 

 

2. Соотношение международного и  внутригосударственного права.

2 теории: монистическая  и дуалистическая.

Дуалистическая - международное и внутригосударственное право совершенно разные. В лучшем случае, они между собой только соприкасаются, но ваще существуют вне зависимости друг от друга.

В реальности они не только соприкасаются, но и взаимопроникают друг в друга. На примере односторонних актов, внутригосударственный акт, если всем понравился, то становится международным. Проникают друг в друга. Это прямо закрепляется в НПА(норм-прав акт). В Конституции в 4,17 прямо сказано следующее: общие принципы права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ, если закон РФ противоречит положениям международных договоров РФ, то применяются нормы международного договора.

Монистическая– типа от одного явления – она имеет 2 ветви. Первая отрицает существование международного права, а существует внешнее государственное право – право сильных военных государств, на основании этого права должны действовать и остальные государства. Вторая ветвь – не существует внутригосударственного права, а существует внешнее, международное право. Та же империалистическая концепция, но только в обратном исполнении.

В реальности проблема решается как в КРФ. Любой международный  договор устанавливает обязанность  участников договора подчиняться его  положениям. Приоритет международного договора.

Любой междунар договор устанавливает обязанность  уч-ка догвоора подчиняться его положениям => прямо устанавливается примат междунар права над внутригосударственным.

МП по сравнению с внутригос  правом имеет свою специфику:

- Предмет МП - отношения и объекты,подподающие под действие МП расположены за пределами юрисдикции государств.Предмет МП поэтому не тделен какой-то границей предмета внутригос права,они диалетический связаны

- Субъектный состав МП - участниками М-П отношений явл-ся не все субъекты а лишь некоторые. Все субъекты МП характеризуются особым кач-вом - публичностью. Публичность означает связь участников правоотношений с государством.Такой характер и является субъектной особенностью МП.

- Способы реализации норм права. В международной сфере нет органов власти,кот диктовали бы субъектам какую-то линию поведения.Все междунар организации уполномочены принимать лишь рекомендательные решения,а не обязательные. Обязательными решения могут быть только по внутриорганизационным вопросам.

Таким образом  формирование норм МП происходит путем  добровольного и ясновыраженного  волеизъявления участников межунар  правоотношений.

 

 

3,4. М/д договор и м/д обычай-источники.

В доктрине МП дается неоднозначное  определение источников. Говорится кое-где, что их всего 2: международные договоры и международные обычаи. Но по факту их значительно больше.

Неполный перечень этих источников закреплен в Статуте  Международного Суда ООН. Там они  подразделены на 2 большие категории: основные и вспомогательные.

Под основными источниками, ст.38, понимаются

1) международные договоры, конвенции. У нас в стране выходил сборник договоров и соглашений, заключенных СССР с иностранными государствами. Договор=соглашение. В контексте положения 408 Статута, основная группа источников включает конвенции, как общие, так и специальные. Международный договор. Между договорами МПП и МЧП есть существенные различия. Создателем (субъектом) норм мд соглашений в МПП и МЧП выступает государство. Оно создает нормы МПП, самому себе их адресует и на себя же возлагает ответственность за их нарушение. Независимо от предмета регулирования любое межгос согл. входит в сферу МПП. Однако большинство мд конвенций, посвященных регламентации частноправовых вопросов, адресовано не государству в целом, а его национальным правоприменительным органам, физическим и юридическим лицам. Такие международные договоры содержат в основном самоисполнимые нормы, т. е. конкретные и завершенные, уже полностью приспособленные для непосредственного действия в национальном праве. Международные договоры, регулирующие вопросы МЧП, составляют в МП целую систему. Большинство из них– двусторонние (о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульские конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судоходстве). Наибольшее значение для мд сотрудничества имеют универсальные мд соглашения, устанавливающие единообразное правовое регулирование на глобальном уровне. Сейчас разработана целая система универсальных конвенций, регулирующих отношения практически во всех областях МЧП. Основной недостаток– их недостаточно представительный характер (например, в Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. участвуют всего около 100 государств мира).

Сейчас существует единственная межгосударственная кодификация МЧП на региональном уровне – это Кодекс Бустаманте 1928 г. (участники – государства Центральной и Южной Америки). Кодекс Бустаманте – это полномасштабная кодификация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами всех государств-участников.

2) международно-правовой обычай (в ед. ч.) – это всеобщая практика, признанная в качестве правовой нормы. Для того чтобы практика приобрела характер обычной нормы права, необходимы длительность, регулярность, устойчивость и повторяемость ее применения. +такая практика официально должна быть признана в качестве нормы права. Обычай считается устной формой источников права. Однако все обычаи закрепляются в письменной форме. То, что этот источник права считается устным, означает, что запись обычаев производится в ненормативных актах (судебной практике, дипломатической переписке, частных неофициальных кодификациях). В международном частном праве наиболее важную роль играют международные торговые обычаи, обычаи делового оборота и торгового мореплавания.

3) общие принципы права (основной источник). Такие юридические нормы, которые совершенно одинаковые для всех правоотношений. Типа закон не имеет обратной силы. Этот принцип мб отменен, когда возникает новая норма такого же уровня.

 

 

5. Вспомогательные источники– ч.2 ст.37. (на всякий случай) 
1) решения международных судов. В ст. 59, говорится, что решения международного суда являются прецедентом. И только в случае, если участники будут добровольно следовать такому судебному решению, тогда и образуется общеобязательная юридическая норма.  
2) доктрины специалистов в области публичного права. Когда заинтересованные участники сочтут для себя полезным последовать положениям доктрины, тогда и будут. Примеров много. 
какое-то колво субъектов должны признать доктрину, выраженную каким-то ученым. И она превращается в юридическую норму международного масштаба.

Резолюции международных организаций (посде 1945 стали ист-ми), а именно все учредительные акты всех международных организаций имеют всего лишь рекомендательный статус. И как быть? Если на основании этой рекомендательной резолюции будут действовать участники международных отношений добровольно, то тогда и возникнет новая норма.

+ односторонние акты государств имели более широкое значение, чем только для данного государства.

Существовали международные военные трибуналы.  Действуют с уч. процессуальной практики др. гос-в. Нюрнбергский трибунал дб рассматривать фашистские действия.

 

№5.  Вспомогательные процессы создания норм международного права.

В сфере международных  отношений отсутствуют специальные  нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным. Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinio juris). 
Факт рождения договорной нормы (или иной документально закрепленной нормы) четко фиксируется. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, доктрина международного права. Не являясь, как правило, собственно источниками международного права, В.и.м.п. либо выступают определенными стадиями в процессе образования международно-правовых норм, либо оказывают влияние на ход этого процесса и его содержание, либо помогают установить существование или содержание нормы международного права. В ряде случаев резолюции используются как средство констатации или толкования действующих международно-правовых норм. Решения международных судов и арбитражей являются актами применения международно-правовых норм к конкретным случаям и не обладают правотворческим характером.

 

№6. Основные принципы современного международного права – понятие, система.

Принципы  международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

ПМП – основные (применяются  во всех сферах межгосударственных отноешний, урегулированных международным  правом) и отраслевые или специальные: принцип свободы открытого моря и принцип исключительного суверенитета гос-ва над своим воздушным пространством.

Основными источниками  принципов международного права  являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

№7. Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Впервые этот принцип  был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.

Информация о работе Шпаргалки по "Международному праву"