Шпаргалка по "Международному частнму праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Понятие, предмет и система МЧП.
6. Международный договор как источник МЧП. Имплементация.
44. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
45. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.
46. Правовой режим свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

шпоры мчп.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Как правило, международные  организации обладают статусом национального  юридического лица страны своего местопребывания  без каких-либо изъятий, ограничений  в ту или иную сторону (скажем, привилегий и льгот). Вместе с тем, когда имеется в виду предоставить тому или иному юридическому лицу подобного рода исключительный режим, между государством пребывания и международной организацией может быть заключен соответствующий международный договор.

В Соглашении, в частности, указывается, что Банк пользуется правами юридического лица на территории России, правомочен заключать международные и другие соглашения, приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, совершать другие действия, направленные на выполнение задач, возложенных на Банк его уставом. Наряду с этим договором и принятыми в его исполнение внутригосударственными актами РФ предусматривалось, что Банк освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории России, за исключением тех, которые представляют собой плату за пользование конкретными видами обслуживания. Должностные лица Банка (согласно списку, утверждаемому Советом Банка) приравнены по объему привилегий и иммунитетов к дипломатическим представителям иностранных государств на территории РФ. Налогообложение окладов и других вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам Банка, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными договорами. Привилегии и иммунитеты, предоставленные Соглашением, не распространяются на должностных лиц Банка, являющихся гражданами РФ.

В то же время Банк обязан производить обязательные отчисления в фонды занятости государств, гражданами которых являются сотрудники Банка, а также в пенсионные фонды государств, на территории которых эти сотрудники постоянно проживают. Взносы по обязательному медицинскому страхованию уплачиваются Банком в соответствии с порядком, действующим в Российской Федерации.

Хозяйственная деятельность международных организаций в современных условиях носит достаточно широкий характер.

Безусловно, что подобные инструменты сотрудничества были бы невозможны, если бы международная  организация не имела статуса  юридического лица — полноправного  субъекта гражданско-правовых отношений в национально-правовой сфере конкретного государства. Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее прежде всего как субъект международного публичного права. Правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) организации.

Что касается правового  положения неправительственных  международных организаций, то оно  подчиняется общему принципу регулирования, установленному в коллизионных и материальных нормах действующего права соответствующего государства.

31. Транснациональные корпорации

Транснациональная компания в теории МЧП подразумевает транснациональность капитала данного субъекта частноправовой деятельности. То есть капитал не принадлежит лицам одной страны.

Среди источников МЧП можно назвать  Хартию экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), Конвенцию  о транснациональных корпорациях (Москва, 6 марта 1998 г.).

Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно с полным учетом своих суверенных прав сотрудничать с другими государствами в деле осуществления данного права.

Так, стороны Конвенции о транснациональных  корпорациях признают под понятием «транснациональная корпорация» юридическое  лицо (совокупность юридических лиц):

- имеющее в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон;

- образованное юридическими лицами  двух и более сторон;

- зарегистрированное в качестве  корпорации в соответствии с  Конвенцией.

В Конвенции о транснациональных  корпорациях Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п.

Корпорация вправе осуществлять на территориях сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством сторон.

Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих  стран.

Государственные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Корпорация  создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством  способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

32. Правовой режим «оффшорных»  зон. Характеристика правового  регулирования в конкретных оффшорных  территориях (2-3 примера).

"Оффшорная зона" - небольшое  государство, предлагающая зарегистрированному в ее юрисдикции зарубежному бизнесу налоговые льготы. Оффшорная зона может быть небольшой страной-островом, континетальным государством или его частью. К оффшорным зонам относятся: Великобритания, Бермудские и Каймановы острова, Мадагаскар и Новая Зеландия, штат Делавэр (США) и др. Есть такие зоны и в Российской Федерации, например, оффшорная зона Калмыкия, Калининград, Алтай.

Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность "убежать" от юрисдикции государства. В действительности это понятие связано со свободой выбора места ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях рыночной экономики. Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует именно такому пониманию современных условий осуществления предпринимательской деятельности.

ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассматривая оффшорные  зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства  в лице антимонопольного органа, чтобы  не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя.

Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной  практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения  конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные  условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических  зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В КНР был  принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон, целью образования  которых было обеспечение более  благоприятных условий для привлечения  и использования иностранных  капиталовложений, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении  об особых экономических зонах провинции  Гуандун предусматривалось, что "в  особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам  из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью" (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы "зона свободной торговли": вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и "соотечественников из Гонконга и Макао"; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой  зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны "Сахалин", о статусе зоны "Янтарь" в Калининградской области, о Технополисе "Заречном" (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, о создании научно-технологического парка "Новосибирск". Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в "пилотный" российский регион в сотрудничестве России и ЕС.

Законы о  свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1960, 1990, 1996), Украине (1992), Киргизии (1992), Белоруссии (1992), Молдавии (1992), Туркменистане (1993).

В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ, хотя и  было разработано несколько его проектов. В ст. 2 Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г., говорится о том, что на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Однако товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне этой таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также законов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых этим Кодексом и иными федеральными законами.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

- упрощенный  порядок регистрации предприятий  с иностранными инвестициями: предприятия  с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;

- льготный налоговый  режим: иностранные инвесторы  и предприятия с иностранными  инвестициями облагаются налогами  по пониженным ставкам, включая  налог на переводимую за границу прибыль;

- пониженные  ставки платы за пользование  землей и иными природными  ресурсами;

- особый таможенный  режим, включающий пониженные  таможенные пошлины на ввоз  и вывоз товаров, упрощенный  порядок пересечения границы;

- упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый

 

 

 

33. Правовой статус оффшорных  компаний.

"Оффшорные компании" - компании, помогающие бизнесу минимизировать  налоги. Оффшорные компании создаются  на оффшорных территориях, предлагающих фирмам - нерезидентам льготное налогообложение. Оффшорные компании обычно входят в бизнес схему коммерсантов. Оффшорные компании приобретают не только небольшие фирмы, но и компании с мировой известностью - Sony, Philips, Coca Cola и другие.

Появление понятия "оффшорная зона" связано с существованием собственно юридического лица как правовой конструкции или правового института и свойственного этой конструкции признака ограниченной (в пределах суммы уставного капитала) юридической ответственности.

Правовая форма организации бизнеса - частная компания по английскому праву или компания с ограниченной ответственностью (акционерное общество) по праву континентальной Европы - предоставляет участникам компании преимущество ограниченной ответственности (например, акционера) в случае несостоятельности компании: банкротство юридического лица не связано с банкротством физического лица, участвующего в нем. Оффшоры извлекают из этого преимущества материальную выгоду, позволяя физическим лицам оставаться в тени, т.е. сохранять анонимность. Анонимные владельцы оффшорных компаний приобретают имущество, совершают сделки, заявляют иски в устрашение контрагента и способны "исчезать", когда возникает угроза банкротства. Проблема оффшоров осложняется тем, что ни Мировой Банк, ни Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не являются сторонниками борьбы против корпоративного способа организации бизнеса. Поэтому на оффшорные компании следует распространить такой режим деятельности, который обеспечивал бы прозрачность их операций и ответственность лиц, их совершающих.

В настоящее время установление правовой связи между юридическим  лицом и национальным правопорядком, в рамках которого создается юридическое  лицо, осуществляется через критерий национальности юридического лица, под которым понимают привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку. В одних странах национальность юр. лица определяется по критерию места учреждения компании, в других - по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Соответственно, контроль за должным поведением иностранного юр. лица устанавливается в государстве, где юр. лицо либо учреждено, либо осуществляет свою деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частнму праву"