Шпаргалка по "Международному частнму праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Понятие, предмет и система МЧП.
6. Международный договор как источник МЧП. Имплементация.
44. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
45. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.
46. Правовой режим свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

шпоры мчп.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

В российском законодательстве национальность юр. лица определяется по месту его учреждения. Это позволяет предпринимателю выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью.

Следует отметить, что в современной  практике использование в различных  странах разных подходов к определению  национальности юр. лица приводит к  возникновению проблем правового  регулирования иностранных юр. лиц, связанных с их перемещением. Речь идет об установлении в отдельных государствах контроля за деятельностью иностранных юр. лиц, например путем введения требования регистрации филиалов юр. лиц. Требование минимального размера капитала в странах, где гос. принадлежность компании определяется по месту ее нахождения, стало рассматриваться как избыточное в странах, где гос. принадлежность юридического лица определяется по месту его регистрации.

Практика переноса места нахождения компании в Европе, получившая название "Синдром Делавера", заключается в поиске более благоприятной правовой среды для предпринимательской деятельности. оффшорные зоны - это не только территории, определяемые государственными органами для выполнения своих задач, но и явление, связанное с выбором юрисдикций с благоприятным правовым регулированием инвестиций, с созданием комфортных, а значит, привлекательных условий для начала предпринимательской деятельности.

Регламентировать деятельность иностранных  компаний, в том числе и тех, которые находятся в оффшорных  зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные.

Введение в законодательное  регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими  компаниями на территории РФ. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами.

Эффективными мерами в борьбе с  негативными последствиями существования  оффшоров следует признать распространение  норм национального законодательства на иностранную компанию, что дает возможность получить необходимую информацию о действиях иностранной, в том числе оффшорной, компании. Этой же цели служит требование регистрации филиала в случае перемещения компании.

Злоупотребления, совершаемые оффшорными компаниями, могут быть предотвращены путем совершенствования законодательства об инвестициях. Заинтересованность российского предпринимателя в оффшорной зоне вызвана в большинстве случаев тем, что он не получает надежную правовую защиту со стороны государства при осуществлении инвестиций. Россия до сих пор не является участником системы мер по защите частных инвестиций, созданной Мировым Банком. Подписанная Россией в 1992 г. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств до сих пор не ратифицирована, хотя к ней отсылают двусторонние соглашения о защите инвестиций, заключенные Россией, и законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений"). Участие России в международно-правовых средствах защиты прав инвестора уменьшило бы объем незаконных операций, осуществляемых через оффшорные зоны, позволило бы государству обращаться к процедурам международного инвестиционного арбитража (ИКСИД).

Билет 34. Организационно-правовые формы предпринимательской  деятельности иностранных юридических  лиц в зарубежных государствах. Статус индивидуального предпринимателя в МЧП.

Порядок образования юридических лиц  в зарубежных странах в целом  сходен с порядком их образования  России. К стандартным способам их возникновения обычно относят разрешительный, распорядительный, явочный и нормативно-явочный порядок. Для большинства юридических лиц частного права характерен нормативно-явочный, явочный или разрешительный порядок. При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основе распоряжения учредителя. Законодательство зарубежных стран исходит из того, что присущую юридическим лицам правоспособность реализуют органы юридического лица, которые совершают сделки в пределах их компетенции. Таким образом, они действуют как представители юридического лица и своими действиями создают для последнего права и обязанности. В зарубежных странах существуют различные классификации юридических лиц, что обусловлено особенностями их правовых систем и критериями классификации. В настоящее время в странах Европейского Союза (ЕС) принята единая классификация фирм по правовому положению, которая применяется в новом законодательстве всех стран ЕС. Согласно этой классификации выделяются два вида компаний: публичного и частного типа, причем оба вида — компании с ограниченной ответственностью. Критериями такого деления могут быть основания возникновения того или иного субъекта права. Так, если основанием для создания юридического лица публичного права является публично-правовой акт (закон, административный акт), то для юридического лица частного права таким основанием может стать только акт частно-правового характера. Особенностью некоторых юридических лиц публичного права является наличие у них властных полномочий. К ним относятся различного рода государственные учреждения и территориальные единицы. Например, юридическими лицами публичного права во Франции являются департаменты и общины, в ФРГ — земли, в Италии — провинции и коммуны. К этой категории относятся также организации культуры, просвещения, науки и здравоохранения, а также торговые и промышленные палаты. 
 
Среди юридических лиц частного права наиболее многочисленны торговые товарищества, подразделяемые иногда на уставные, персональные, договорные и коллективные. В некоторых странах они подразделяются на более мелкие группы.  
Все фирмы зарубежных стран можно разделить также на единоличные предприятия и объединения предпринимателей. Первые обычно являются собственностью одного лица или семейства, которое несет ответственность по его обязательствам всем имуществом предприятия и всем своим личным имуществом. Единоличное предприятие может быть зарегистрировано в торговом реестре либо как самостоятельное предприятие, либо как филиал предприятия. Фирменное наименование единоличного предприятия может совпадать, а может и не совпадать с фамилией и именем предпринимателя, которому оно принадлежит.  
Форму единоличных предприятий имеют за рубежом, как правило, мелкие и средние фирмы. Однако иногда встречаются и единоличные компании-гиганты семейного типа, к их числу относится, например, вторая по величине финансовая группа Юнсонов в Швеции.. В зарубежных промышленно развитых странах роль предприятий, деятельность и финансирование которых жестко определяются государством, очень невелика (оборонные заводы, почты, телеграфы и т.д.). Однако следует отметить развитие процесса перехода частных предприятий в собственность государства. Особенно это заметно в Германии, Англии, Франции, Италии. США менее подвержены этому процессу. 
Следует отметить, что самыми распространенными организационно-правовыми формами юридических лиц за рубежом являются все же объединения предпринимателей. Основными же правовыми формами деятельности компаний в зарубежных странах являются общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. 
Общество с ограниченной ответственностью — это форма объединения капиталов. Главные признаки данных обществ совпадают в основном в большинстве стран, где они образуются, за исключением Великобритании, в которой эти общества соответствуют акционерным обществам. Понятие английской компании не совпадает полностью с понятиями акционерного общества, однако их правовой статус все же ближе к акционерному обществу, нежели к обществам с ограниченной ответственностью. Участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не отвечают своим имуществом. Капитал общества с ограниченной ответственностью подразделяется на доли-паи, которые распространяются между учредителями без публичной подписки и являются обычно именными.  
Участником общества, как правило, является небольшая группа людей, знающих друг руга или состоящих в родственных отношениях, причем их число может быть ограничено и в законодательном порядке. Как правило, устанавливается граница на уровне от 30 до 50 участников. Управление делами и заключение сделок от имени общества осуществляют один или несколько распорядителей, которые могут быть членами общества, а могут и не быть ими. Обществу с ограниченной ответственностью в зарубежных странах не обязано публиковать отчеты о своей деятельности, данные о балансе, изменениях размера капитала и перемещения в составе управляющих им органов. Все это заинтересовывает предпринимателей, поскольку дает им возможность при ограничении ответственности по обязательствам общества только своим вкладом осуществлять различные операции, не предавая их гласности

В большинстве  зарубежных стран акционерное общество представляет собой объединение  капиталов, образуемое путем выпуска  акций, которые являются документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. 
Законодательство об акционерных обществах во многих зарубежных странах довольно подробно регламентирует порядок их образования, число учредителей, формы и методы управления. Как указывалось, форма акционерного общества наиболее распространена, поскольку она удобнее для предпринимателей, чем все остальные организационно-правовые формы юридических лиц. С одной стороны, акционерное общество дает возможность аккумулировать капитал в обществе, объединяя средства мелких собственников и передавать их в распоряжение крупного капитала. С другой — акционерное общество позволяет предпринимателю максимально снизить возможность риска, связанного с хозяйственной деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.  
 
В практике европейских стран существуют и иные типы объединений, отличающихся друг от друга по целям объединения, характеру экономических отношений между их участниками и степени самостоятельности входящих в них предприятий. Речь идет о классификации по организационным признакам. Это — союзы, картели, синдикаты, консорциумы, промышленные холдинги, финансовые группы, тресты и концерны. Картели, синдикаты, тресты и концерны обычно относят к монополистическим объединениям, в связи с чем законодательство многих стран деятельность этих объединений ограничивает. Тем не менее в некоторых странах эти объединения существуют в течение многих десятилетий.

методы  формирования национальных законодательств  совпадают во многих странах. Однако, несмотря на общее сходство видов и характеристик организационно-правовых форм предприятий за рубежом, в каждой стране имеются свои специфические особенности, обусловленные различиями в методах правового воздействия на деятельность зарубежных компаний, а также особенностями национальных законодательств. 
 
Общим же моментом практически для всех стран можно считать преимущественное использование разнообразных форм организации юридического лица. Во многих странах общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество — наиболее значимые и распространенные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Это объясняется тем, что акционерное общество — форма организации крупного капитала, позволяющая привлекать финансовые средства для ведения предпринимательской деятельности. К тому же эта форма способствует наиболее удобному и эффективному управлению предприятием. Общество же с ограниченной ответственностью служит преимущественно мелкому и среднему бизнесу, и доля таких предприятий в зарубежных странах достаточно велика.

 

Билет 35. Государство как субъект международных  частноправовых отношений.

Особым субъектом  международных частноправовых отношений  являются государства, что обусловлено  иммунитетом государства, порожденным  государственным суверенитетом. Суверенитет включает в себя следующие положения:

- государства  равны между сoбой;

- каждое государство  пользуется неотъемлемым правом  полного суверенитета;

- личность государства  пользуется уважением, правом  на территориальную целостность  и политическую независимость;

- каждое государство  должно честно исполнять свой  долг и свои обязанности.

Государство - основной, универсальный субъект международного публичного права. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единствeнный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правooтношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус. Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет прeдполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов.

Имущество иностранного суверена, даже находящееся в руках  третьих лиц, не подлежит виндикации. Без согласия государства-собственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территoрии иностранного государства. Государство места нахождения иностранной собственности обязано принимать все необходимые ….меры защиты против расхищения этого имущества третьими лицами.

Доктрина акта государства (связана с иммунитетом  собственности государства) - если государство  заявляет, что имущество принадлежит  ему, то суд иностранного государства  не вправе подвергать это заявление  сомнению.

Никакие иностранные  компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему.

В законодательстве РФ oтсутствует закон об иммунитетах государства.

Следует отметить, чтo суверенитет включает в себя следующие положения: государства равны между собой, каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета, личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; каждоe государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности.

Государство - основной, универсальный субъект международного публичного права. Однакo правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер.

 

 

36 и  37.  Иммунитет государства и его виды. Конвенции 1972 и 2004 г.

 

1. Термин "иммунитет"  происходит от латинских слов  «свободный от чего-либо, освобожденный»  и «освобождение от налогов,  от службы и т.п.».

Само понятие "иммунитет  государства" сложилось в международном  праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и  более широкое понятие "иммунитет  государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции  ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства".

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частнму праву"