Шпаргалка по "Международному частнму праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Понятие, предмет и система МЧП.
6. Международный договор как источник МЧП. Имплементация.
44. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
45. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.
46. Правовой режим свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

шпоры мчп.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

43. Правовое  положение коммерческих организаций  с иностранными инвестициями  в РФ.

Основным нормативным  актом, регламентирующим особенности  правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в настоящее время является Закон об иностранных инвестициях, в соответствии с которым на территории РФ могут создаваться и действовать: коммерческие организации с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия); коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам; филиалы иностранных юридических лиц. Закон поощряет иностранные деловые круги вкладывать инвестиции в российскую экономику в возможно более крупных размерах и в этих целях вводит понятие "приоритетного инвестиционного проекта" (ч. 6 ст. 2).

Функции регистрации  коммерческих организаций с иностранными инвестициями возложены на органы юстиции. Во исполнение данного Закона Правительство  РФ приняло постановление "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации". По Закону срок регистрации один месяц с момента надлежащей подачи документов. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Инвестор может обжаловать отказ в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен также в случае нарушения установленного действующим на территории Российской федерации законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему представленных документов. Кроме того, закон об иностранных инвестициях может  действовать  только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю,  о  приватизации, банкротстве,  валютном регулировании,  налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику. При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития  отечественного  законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права. Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,  так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов,  процентов,  лицензионных  и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений. Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения  иностранных  ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению  порядка  регистрации СП.  Это существенно сузило сферу применения закона и,  в конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов свидетельствует о том, что в России существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.      Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать. Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны при невыполнении инвесторами данных обязательств.

 

 

44. Гарантии  защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных  инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а именно:

- гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);

- гарантию использования иностранным  инвестором различных форм осуществления  инвестиций (ст. 6);

- гарантию права иностранного  инвестора на приобретение ценных  бумаг (ст. 13);

- гарантию участия иностранного  инвестора в приватизации (ст. 14);

- гарантию перехода прав и  обязанностей иностранного инвестора  другому лицу (ст. 7);

- гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

- гарантию права иностранного  инвестора на беспрепятственный  вывоз за пределы России имущества  и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

- гарантию использования на  территории России и перевода  за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

- особо следует отметить наличие  в Законе гарантий компенсации  при национализации и реквизиции  имущества иностранного инвестора  или коммерческой организации  с иностранными инвестициями (ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется  следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации  с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том  числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями выплачивается  стоимость реквизируемого имущества.

При национализации иностранному инвестору  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями возмещаются  стоимость национализируемого имущества  и другие убытки.

Согласно ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной  собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.

В случаях приватизации установлены  ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности.

Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды, при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Особый режим, установленный в  России для иностранцев и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на сельскохозяйственные земельные участки, полностью распространяется на иностранных инвесторов. Они вообще не могут иметь право собственности на участки такого рода. Согласно правилам Федерального закона от 24 июля 2002 г. (вступившим в силу 27 января 2003 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" они могут обладать такими участками только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3).

В отличие от права собственности  на землю, аренда сельскохозяйственных участков иностранными инвесторами допускается. Договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Практическое значение для иностранных  инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли  и участки, на которых находятся  промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные  лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке приватизации.

Важное значение имеет признание  в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Для государств, заинтересованных в  притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие  в многосторонних международных  соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах. Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 г. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркменистан, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено  многостороннее агентство по гарантиям  инвестиций, в функции которого входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран - участниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны - участницы Конвенции.

Для решения сложных проблем, связанных  как с предотвращением некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН, созданная  в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, в отношении некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, для удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990 - 1997 гг., рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.

 

 

45. Порядок  разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.

Основным многосторонним соглашением, предусматривающим арбитражное  рассмотрение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвует 152 государства. Она вступила в силу из стран СНГ и Балтии - для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Туркменистана, Украины, Узбекистана. В число 15 государств, подписавших конвенцию, но еще не ратифицировавших ее, входят Киргизия, Молдавия и Россия.

Конвенция относит к инвестиционным споры, вытекающие из отношений между  иностранным частным лицом и  государством-реципиентом по поводу инвестиций частного лица. В соответствии с положениями Конвенции споры подлежат рассмотрению в специальном органе - Международном центре по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития. Тем самым был введен универсальный механизм арбитражного рассмотрения таких споров. Предусмотрен единый контроль за рассмотрением споров, что призвано способствовать единообразию практики. Имеющаяся практика рассмотрения дел в Центре показала (было рассмотрено более 50 дел), что наиболее типичными являются споры, связанные с возмещением убытков, вызванных односторонним изменением соглашений, ненадлежащим исполнением обязательств, выплатой компенсации, связанной с национализацией или экспроприацией.

Основные положения Конвенции касаются определения юрисдикции Центра, соотношения национальной и международной процедуры рассмотрения спора, введения примирительной процедуры, определения права, подлежащего применению; изменения и отмены решения арбитража, признания и исполнения решений арбитража.

В отношении юрисдикции Центра предусмотрены  следующие возможности для передачи спора на рассмотрение Центра:

- наличие письменного соглашения  сторон (стороны, достигшие соглашения, отказаться от него в одностороннем  порядке не могут);

- наличие соответствующего положения  в двустороннем международном  договоре (такая возможность предусмотрена  более чем в 1000 двусторонних  соглашений о поощрении и защите  инвестиций, пять из них были  заключены Россией);

- наличие правила о передаче  спора на альтернативной основе в многостороннем соглашении, в частности в Договоре к Энергетической хартии 1994 г.;

- наличие правила о передаче  спора во внутреннем инвестиционном  законодательстве (по данным 2001 г., такое  правило установлено в законах  20 стран).

Соотношение национальной и международной  процедуры рассмотрения споров определяется тем, что любое договаривающееся государство, согласно Вашингтонской  конвенции 1965 г., вправе требовать первоначального  обращения к национальным административным или судебным средствам разрешения споров в качестве условия согласия о передаче спора для арбитражного рассмотрения в Центр.

Однако независимо от решения судов  страны-реципиента у инвестора остается возможность обращаться в Центр  в том случае, если он считает, что решение национального суда было несправедливым. Конвенция устанавливает возможности использования примирительной процедуры и предусматривает подробные правила ее проведения. В отношении определения права, подлежащего применению при рассмотрении спора, предусмотрено, что арбитраж рассматривает спор:

- согласно нормам права в  соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия такого  соглашения - в соответствии с  правом государства стороны спора,  а также теми нормами международного  права, которые могут быть применимы;

- на основании "справедливости  и доброй совести" (ex aequo et bono), если  стороны договорятся об этом.

В отношении всех решений предусмотрена  единая процедура изменения и  отмены решения арбитража, которая  осуществляется без обращения к  каким-либо национальным структурам. Все эти вопросы входят в компетенцию Центра и его Генерального секретаря.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частнму праву"