Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:45, шпаргалка
Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.
1. Понятие и сущность МФП
2. Источники МФП
3. Система МФП и международные финансовые отношения
4. Субъекты МФП
5. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП
Основные механизмы кредитования
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.
3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.
В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.
Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР
Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных
средств капиталистических
Механизмы управления МБРР
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
Важную
роль в обеспечении правопорядка
в мировой финансовой (и экономической)
системе играют международные финансовые
организации.
Можно даже утверждать, что метод регулирования
при помощи международных организаций,
метод многостороннего регулирования
в международной финансовой системе оказался
наиболее востребованным.
Международные (межправительственные/
Следует сразу же подчеркнуть: международные
финансовые организации - понятие условное.
Под международной финансовой организацией
понимается такая организация, которая
наделена ее участниками компетенцией
осуществлять деятельность в валютно-финансовой
сфере, в той или иной степени задействована
в функционировании международной финансовой
системы.
Другими словами, международной финансовой
организацией можно считать практически
любую международную организацию, присутствие
которой в международной финансовой системе
заметно. Существует множество классификаций
МФО - в зависимости от различных критериев.
По критерию "углубленности в финансовую
проблематику" можно разделить международные
организации на две категории:
а) организации, у которых финансовая сторона
деятельности не является главной, преобладающей,
а является технической, вспомогательной;
финансовая сторона лишь обслуживает
основную деятельность такой международной
организации (ООН);
б) организации, у которых финансовая сторона
деятельности является главной (МВФ) или
преобладающей. Именно такие организации
можно отнести к разряду МФО.
По критерию количественного состава
МФО можно подразделить на:
- универсальные (МВФ, МБРР);
- многосторонние (или условно универсальные);
- региональные (ограниченного состава)
или межрегиональные;
- двусторонние.
По компетенции
МФО делятся на:
- МФО специальной финансовой компетенции;
МФО с компетенцией в сфере валютных, или
долговых, или расчетных, или "противоотмывочных"
отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют
международные банки, фонды;
- широкой (или смешанной) компетенции,
в том числе общефинансовые; сюда можно
отнести МФО, которые действуют по двум
или более направлениям, несут две (и более)
функции в международной финансовой системе.
По степени участия государств в МФО все
такого рода организации можно подразделить
на:
- межгосударственные/
- неправительственные.
По степени участия в процессах интеграции
и сотрудничества МФО подразделяются
на:
- МФО интеграционного характера (являющиеся
основой/опорой финансовой стороны интеграции).
Такие МФО являются основой платежных
и валютных союзов;
- МФО координационного характера (нацеленные,
главным образом, на координацию различных
аспектов сотрудничества).
По организационному (институциональному)
началу МФО делятся на:
- собственно организации;
- параорганизации.
Можно было бы также выделить такое явление,
которое условно обозначается как "группы
интересов". Как правило, это неоформленные
образования, носящие политический характер.
"Группы интересов" могут быть глобальными
("Большая восьмерка"), локальными
и др. Они могут быть автономными, а могут
существовать в рамках международных
организаций. Словом, "группы интересов"
- это, если использовать известный термин,
"мягкие организации".
Приведенные классификации помогают понять
природу той или иной международной финансовой
организации, ее роль и место в международной
финансовой системе.
Наиболее заметной и значимой международной
финансовой организацией в настоящее
время является, конечно же, Международный
валютный фонд (МВФ).
В результате взвешенной денежно-кредитной
политики и политики валютного курса,
проводимой Банком России, увеличились
золотовалютные резервы Российской Федерации,
нет резких колебаний обменного курса.
Наиболее
развитой интеграционной группировкой
на американском континенте является
Североамериканская зона свободной
торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА),
образованная в январе 1994 года США, Канадой
и Мексикой. НАФТА представляет собой
в настоящее время крупнейшую в мире региональную
зону свободной торговли, с населением
в 406 млн. человек и совокупным валовым
продуктом в размере 10,3 триллиона долларов.
Соглашение о Североамериканской зоне
свободной торговли содержит комплекс
договоренностей, распространяющихся
помимо торговли на сферу услуг и инвестиций,
и впервые объединяет промышленно развитые
государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском
регионе было обусловлено рядом факторов:
во-первых, географической близостью стран-участниц
и элементами взаимодополняемости структур
национальных экономик; во-вторых, тесными
торговыми связями между ними и расширяющимся
производственным кооперированием; в-третьих,
растущей сетью подконтрольных предприятий
американских ТНК в Канаде и Мексике и
Канадских ТНК в США и, наконец, усилением
позиций ЕС, Японии и новых индустриальных
стран на мировом рынке.
О масштабах экономической взаимосвязи
США, Канады и Мексики на основе взаимной
торговли и движения капитала можно судить
по следующим данным. В США реализовывается
около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП
Канады). Доля США в иностранных прямых
инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады
в США – 9%. В США направляется около 70%
мексиканского экспорта, а оттуда поступает
65% мексиканского импорта. Доля США в общем
притоке прямых иностранных инвестиций
в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз
превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.
По численности населения, по объему
совокупного валового продукта и
ряду базовых экономических
Структура североамериканского интеграционного
комплекса имеет свои особенности по сравнению
с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность экономической
зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие
хозяйственных структур Мексики и Канады
далеко уступает по глубине и масштабам
канадо-американской и мексикано-американской
интегрированности. Канада и Мексика скорее
являются конкурентами на американском
рынке товаров и рабочей силы, соперниками
по привлечению капитала и технологий
американских корпораций, чем партнерами
по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской
экономической группировки заключается
в том, что ее участники находятся в разных
стартовых условиях. Если Канаде за последнее
десятилетие удалось приблизиться по
главным экономическим макропоказателям
(объему ВВП на душу населения, производительности
труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся
на положении экономически отсталого
государства с большой внешней задолженностью,
пока еще заметно отстает от этих стран
по основным базовым показателям.
Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый
подход в теории и практике интеграции.
Впервые государство “третьего мира”
добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми
странами. Разница в размерах ВВП на душу
населения между Мексикой и США достигает
6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный
разрыв в уровнях экономического развития
стран-членов затрудняет создание единого
хозяйственного комплекса.
Соглашение о создании НАФТА
содержит следующие положения, посвященные
различным аспектам предпринимательской
деятельности в пределах Северной Америки:
доступ к рынкам; инвестиции; гарантии;
услуги, права интеллектуальной собственности;
государственные закупки; меры, связанные
с соблюдением стандартов; временный
въезд для бизнесменов; разрешение
споров.
Ключевыми моментами соглашения о НАФТА,
подробно регламентирующего многие аспекты
экономических отношений между соседними
странами, являются:
- отмена всех таможенных пошлин на товары,
которыми торгуют между собой США, Канада
и Мексика, к 2010 году;
- поэтапное упразднение значительного
числа нетарифных барьеров в торговле
товарами и услугами;
- смягчение режима для североамериканских
капиталовложений в Мексике;
- либерализация деятельности американских
и канадских банков на финансовом рынке
Мексики;
- защита североамериканского рынка от
экспансии азиатских и европейских компаний,
пытающихся избежать американских пошлин
путем реэкспорта своих товаров в США
через Мексику;
- создание американо-канадской арбитражной
комиссии.
Таким образом, соглашение о создании
НАФТА предполагает, что страны участницы
сохранят национальные таможенные тарифы
в торговле с третьими странами, и во взаимной
торговле поле переходного периода в 10
лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой
экономической зоне будет свободное обращение
товаров. Оно распространяется на товары,
которые квалифицируются как произведенные
в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения
приведет к устранению всех тарифных и
нетарифных барьеров в торговле. Кроме
того, оно предусматривает улучшение торговли
услугами, установление справедливых
правил для взаимных инвестиций и осуществления
государственных закупок, усиление защиты
прав на интеллектуальную собственность,
создание механизма урегулирования споров.
Устраняя тарифы и другие протекционистские
барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные
правила торговли рядом товаров и инвестиций
в некоторых секторах экономики, особенно
“чувствительных” к иностранной конкуренции
(это относится к сельскому хозяйству,
энергетике, продукции автомобильной
промышленности, текстильным изделиям).
Помимо этого соглашение содержит оговорки,
позволяющие временно восстановить защиту
для отраслей промышленности, которым
нанесен ущерб импортом соответствующей
продукции.
В то же время НАФТА содержит некоторые
исключения из режима свободных экономических
отношений. Так, сохраняются право Мексики
на запрет иностранной деятельности в
нефтяном секторе, право Канады на защиту
некоторых секторов информации, важных
в культурном отношении (радиовещание,
выпуск кинофильмов, пластинок, книг),
право США на поддержку внутренних цен
и сохранение системы закупки сельскохозяйственных
товаров.
В соглашении все товары разбиты на три
большие группы – промышленные (без текстильных
товаров), сельскохозяйственные и текстильные
изделия, включая одежду. Для каждой группы
разработаны графики снижения пошлин,
а на ряд промышленных товаров было предусмотрено
и осуществлено немедленно снятие пошлин.
Пошлины на остальные товары намечено
отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие
графиков снижения пошлин на промышленные
товары (с временным интервалом в пять
лет) обусловлено “чувствительностью”
соответствующих отраслей промышленности
к импорту конкурирующих изделий.
Дифференцированные условия либерализации
торговли предусмотрены и для отдельных
стран – участниц соглашения. Например,
мексиканские тарифы на импорт американских
промышленных товаров будут устранены
в течении 10 лет. При этом примерно половина
мексиканских пошлин устраняется при
вступлении соглашения в силу; в дальнейшем
(в течении пяти лет) до 70% всех товаров
из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно.
Со стороны США Мексика получает облегченный
доступ к большой части североамериканского
рынка; снятие пошлин в течении пяти лет
распространяется почти на 90% промышленных
изделий. В то же время тарифы на незначительное
число изделий, “чувствительных” для
американской промышленности, не будут
ликвидированы практически до конца 15-летнего
периода.
Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой
также постепенно устраняются в течении
десяти лет.
Во взаимной торговле США и Канады существует
договоренность не изменять графики снижения
тарифов, ранее разработанные в рамках
двустороннего соглашения между ними
в 1989 году.
Поэтапное снижение таможенных тарифов
в рамках НАФТА происходит исходя из базовых
ставок, действовавших на 1 июля 1991 года.
В отношении правил происхождения товаров
НАФТА устанавливает следующие требования:
товар должен быть полностью произведен
в североамериканской зоне свободной
торговли или существенно преобразован
в новый товар и соответственно попадать
под другую тарифную позицию Гармонизированной
системы. Для некоторых товаров (автомобили,
химические продукты, обувь), кроме того,
требуется чтобы не менее 50-60% компонентов
были произведены в странах – участницах
соглашения.
Кроме того, в НАФТА устраняются другие
барьеры в торговле, такие как требования
по импортному лицензированию и сбору
по таможенному оформлению товаров.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному финансовому праву"