Шпаргалка по "Международному финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:45, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность МФП
2. Источники МФП
3. Система МФП и международные финансовые отношения
4. Субъекты МФП
5. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП

Файлы: 1 файл

мфп.docx

— 157.34 Кб (Скачать файл)

Основная  задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С  середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.  
 
Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.  
 
Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:  
 
среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;  
подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;  
финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.  
Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.  
 
Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям, начиная с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых. К середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых.  
Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия.  
Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.  
 
 
 
Россия и МБРР  
Россия через 5-6 лет должна отказаться от привлечения займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и прибегать лишь к его консультационным услугам. Такая точка зрения приводится в материалах, подготовленных Минэкономразвития к заседанию Правительства 21 февраля 2002 года, на котором рассматривалась программа сотрудничества России со Всемирным банком в 2002-2006 годах.  
В документе определены три базовых варианта развития отношений между Россией и Всемирным банком. Согласно первому варианту, ежегодный объем заимствований России у МБРР должен составлять около $1 млрд. 80% этих средств должно расходоваться на инвестиции, а оставшиеся 20% - на техническую помощь. По мнению экспертов Минэкономразвития, сейчас Россия уже фактически отошла от данного сценария сотрудничества с ВБ. 
Второй вариант предусматривает ежегодное привлечение около $500 млн. кредитов МБРР на реализацию 4-5 пилотных проектов. Данная схема сотрудничества применяется в настоящее время.  
Третий вариант развития отношений предусматривает оказание Всемирным банком консультационных и исследовательских услуг по заказу российского правительства.  
По мнению экспертов ведомства Германа Грефа, анализ сотрудничества России с МБРР показывает, что привлечение бюджетозамещающих займов неэффективно (всего за годы сотрудничества России и МБРР подобных займов было привлечено на сумму $5.09 млрд.). В Минэкономразвития также считают неэффективным привлечение займов Всемирного банка для прямого кредитования частного сектора под государственные гарантии. Поэтому, по мнению Минэкономразвития, кредиты МБРР целесообразно привлекать только в тех случаях, когда это более выгодно, чем бюджетное финансирование.  
Россия сотрудничает с МБРР с 1992 года. За эти годы общий объем кредитов, предоставленных РФ банком, составил $8.93 млрд., из них израсходовано - $7.95 млрд. Основными сферами привлечения кредитов МБРР является:  
электроэнергетика (31%),  
транспорт (19%),  
финансовый сектор (12%),  
проекты по развитию городской инфраструктуры (11%),  
здравоохранение и социальная защита (10%),  
сельское хозяйство (5%),  
образование (3%) и  
охрана окружающей среды (3%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.  МАГИ и инвестиционная деятельность в мире

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Многосторо́ннее инвестицио́нное гаранти́йное аге́нтство (МИГА); также — Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ), — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Международным банком реконструкции и развития входит в Группу Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. МИГА было основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по состоянию на 14 мая 2012 года) в МИГА представлено 177 стран, [1] в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долларов США. Штаб-квартира МИГА, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами. Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путём совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах

19. Объекты МФП и их правовое регулирование.

Объектом  всех видов финансовых отношений  служат деньги или денежные обязательства. Но международный характер они приобретают  лишь тогда, когда складываются в  процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций  и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах  международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также  и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.[5]  
Специфические особенности международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды

международных отношений.  

 

 

20. Европейский центральный банк и его деятльность в ЕС

 

Европейский центральный  банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

  • выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
  • содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;
  • эмиссия банкнот евро;
  • установление основных процентных ставок.
  • поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Европейский центральный  банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков:

  • Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);
  • Бундесбанк, управляющий Йенс Вайдман (Jens Weidmann);
  • Банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas);
  • Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernández Ordóñez);
  • Банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer);
  • Валютный институт Люксембурга.

Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

Дирекция

В состав дирекции входят шесть  человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом  управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону.

Директора назначают сроком на восемь лет:

  • Марио Драги (Mario Draghi), председатель правления;
  • Витор Констанцио (Vítor Constâncio), вице-президент ЕЦБ;
  • Хосе-Мануэль Гонсалес Парамо (José Manuel González-Páramo), член правления ЕЦБ;
  • Юрген Старк (Jürgen Stark), член правления ЕЦБ;
  • Гертруде Тюмпел-Гугерелл (Gertrude Tumpel-Gugerell), член правления ЕЦБ;
  • Лоренцо Бини Смаги (Lorenzo Bini Smaghi), член правления ЕЦБ.

Операции

Для управления процентными  ставками, поддержания ликвидности  и информирования о направлении  денежной политики ЕЦБ использует следующие  операции на открытом рынке:

  • Основные операции рефинансирования — обратные сделки по созданию ликвидности. Проводятся еженедельно, срок погашения — две недели. Цель — обеспечение основного объема рефинансирования для финансового сектора.
  • Долгосрочные операции рефинансирования — обратные сделки по обеспечению ликвидности. Проводятся раз в месяц, срок погашения — три месяца, цель — обеспечение контрагентов дополнительным и долгосрочным обеспечением.
  • Операции точной настройки — осуществляются при необходимости для того, чтобы смягчить влияние внезапных колебаний ликвидности.
  • Структурные операции — выпуск долговых сертификатов, обратные и форвардные сделки. Цель — корректировка структурной позиции ЕС по финансовому сектору

 

21. Финансовый кризис и варианты его преодоления в ЕС

 В Европе много стран и сегодня практически нет ни одной страны, которую обошел бы мировой финансовый кризис.

Европейская экономика подверглась  жесткому воздействия финансового кризиса сразу же вслед за США. Экономика Евросоюза тесно связана с финансовой системой США, прежде всего из-за зависимости от доллара.

Как же развивался финансовый кризис в Европе, какие страны пострадали? Первой ласточкой европейского кризиса  стала дело Жерома Кервьеля, трейдера банка французского Societe General, в результате махинаций которого банк понес убытки в размере 5 млрд. долларов.

Кризис в Исландии и начало рецессии в Европе


У всех на слуху сложное  положение в Исландии, которая  тяжелее всех в Европе переживает финансовый кризис. Валюта страны девальвирована в три раза. Дело в том, что Исландия - европейский оффшор с льготным налогообложением. Здесь оседают  значительные финансовые ресурсы, и  за счет этих вливаний экономика страны чувствовала себя отлично. Когда  наступил кризис, начался отток денег  из Исландии. Даже была вынуждена запросить  кредит у России.

После Исландии по Европе покатилась волна рецессий. Начался спад производства, сокращения персонала. Автомобильная, строительная сферы пошли на спад. Банки терпели банкротства. Из-за финансового кризиса Великобритания национализировала крупнейшие банки  страны. Например, ВВП Великобритании из-за мирового финансового кризиса  снизился на 1,5% за четвертый квартал 2009 года. Судя по показателям снижения ВВП других стран Европы, экономика  вошла в глубокую рецессию.

Прогнозы на 2009 год


Сейчас под вопросом находится  стабильность курса Евро.

Для спасения экономики Евросоюза  от финансового кризиса было решено выделить 200 млрд. евро, а также принять  меры по сокращению учетной ставки Европейского Центрального Банка. Ожидается, что это приведет к восстановлению экономики Европы во второй половине 2009 года.

Однако, по прогнозам экономистов экономика Европы в 2009 году сократиться на 1,5%, а инфляция составит 2%.

Газовый кризис


В начале 2009 года Европа стала  жертвой газового кризиса из-за перекрытия транзита  российского газа через Украину. В результате этого газового кризиса Европа не только замерзла (были сильные для Европы холода), но и потерпела убытки из-за простоя промышленных предприятий, сильнее всего пострадали страны Восточной Европы. Этот кризис может еще больше усугубить экономический кризис в Европе и продлить рецессию в экономиках некоторых стран.

22. Международные платежно расчетные отношения.

Международные расчеты — регулирование платежей по денежным

требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими,

политическими и культурными отношениями между  юридическими лицами и гражданами

разных  стран. Международные расчеты включают, с одной стороны, условия и

порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные

международными  документами и обычаями, с другой — ежедневную практическую

деятельность  банков по их проведению. Подавляющий  объем расчетов осуществляется

безналичным путем посредством записей на счетах банков. При этом ведущую роль

в международных  расчетах играют крупнейшие банки. Степень  их влияния в

Информация о работе Шпаргалка по "Международному финансовому праву"