Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:45, шпаргалка
Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.
1. Понятие и сущность МФП
2. Источники МФП
3. Система МФП и международные финансовые отношения
4. Субъекты МФП
5. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП
Суверенное государство
К основным критериям, характеризующим
государство как субъ ект международного
публичного права (и международных пуб
личных финансов), относятся следующие:
территория, население, публичная власть
и способность вступать в отношения с
другими государствами и субъектами международного
права.
Правосубъектность государства согласно
нормам международ ного права включает
правоспособность (способность иметь
права и обязанности) и дееспособность
(способность независимо от иных субъектов
осуществлять права и обязанности). Международная
правоспособность и дееспособность государства
неразделимы, однако в истории международных
отношений были случаи, когда государство,
сохраняя статус субъекта международного
права, было полностью или частично недееспособным
(например в период второй мировой войны
государства, оккупированные Германией,
сохраняли свою правоспособность, однако
дееспособность в ог раниченной мере осуществлялась
эмигрировавшими правитель ствами; подобная
ситуация наблюдалась и в период оккупации
Кувейта Ираком).
Права и обязанности различных государств
одинаковы незави симо от их размеров,
экономического и военного могущества
и иных различий; они обусловлены природой
государства и харак тером международного
сообщества на определенный историчес
кий период развития и взаимосвязаны.
Основные права государств связаны с суверенитетом,
что их существенно отличает от иных субъектов
международного публичного или частного
права. Пра ва государств соответственно
ограничены правами других госу дарств
и должны использоваться в соответствии
с основными прин ципами и нормами международного
права.
11. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО
особая ветвь налогового права, занимающаяся
международными аспектами налогообложения;
сравнительно молодая научная дисциплина,
выделившаяся из сферы налогового права
в специальное направление.
Фундамент М.н.п. составляют его принципы:
а) суверенного равенства государств в
международных налоговых отношениях:
б) сотрудничества, взаимодействия государств
на справедливой и взаимовыгодной основе,
что дает возможность разрешать спорные
проблемы, касающиеся двойного налогообложения,
а также обмениваться информацией в целях
борьбы с уклонением от налогов;
в) реципроцитета, означающего взаимное
признание прав и корреспондирующих им
обязанностей в налоговой сфере. Взаимное
признание может быть отражено в договоре(договорный
реципро-цитет), подтверждено дипломатическими
каналами, принятием соответствующих
внутренних законов. а также может существовать
фактически (фактический реципроцитет):
г) добросовестного выполнения обязательств,
вытекающих из норм международного налогового
права:
д) налоговой недискриминации: включает
три взаимосвязанных аспекта. Первый означает
предоставление резидентам другой страны
такого же режима налогообложения, как
и резидентам собственного государства,
т.е.национального режима. Второй аспект
основан на использовании режима наибольшего
благоприятствования и заключается в1-ом,
что налогообложение резидентов другой
страны в отношении дохода, получаемого
ими через постоянное представительство
в данном государстве, не должно быть более
обременительным, чем налогообложение
находящихся в аналогичной ситуации резидентов
третьих стран. Третий означает, что каждая
страна сохраняет за собой право предоставления
своим резидентам налоговых льгот без
обязательного их распространения на
резидентов другого государства.
Предмет М.н.п. - налоговые отношения межгосударственного
уровня. Решение международных проблем
налогообложения возможно с помощью нескольких
методов. Государства могут попытаться
урегулировать некоторые спорные вопросы,
применяя свое внутреннее законодательство
в пределах национальной территории. Если
этого недостаточно, они вправе достигнуть
взаимоприемлемых решений путем заключения
соответствующих международных конвенций.
Развитие международного экономического
сотрудничества привело к появлению нового
способа урегулирования: через гармонизацию,
а иногда и унификацию национальных законодательных
режимов налогообложения (ЕС). Использование
различных методов решения налоговых
проблем предполагает одновременно и
разнообразие источников права, на которых
эти методы основываются. Таковыми являются
"внутренний закон", международные
договоры и соглашения, решения международных
организаций, обычай, судебная практика,
юридическая доктрина. "Внутренний
закон" - блок нормативных актов, изданных
компетентными органами государственной
власти и обязательных к исполнению в
пределах национальной территории:определяет
критерии налогообложения физических
и\' юридических лиц внутри государства
в том, что касается дохода и прибыли, получаемых
в другой стране, а также в отношении условий
льготного налогообложения товаров, экспортируемых
за границу. Международные договоры и
соглашения, регулирующие налоговые вопросы,
могут быть многосторонними (учредительные
договоры международных организаций -
Римский договор 1957 г. о создании ЕС. Договор
о Евратоме: Венские конвенции 1961 и 1963
гг. о дипломатических и консульских сношениях;
ГАТТ и др.) и двусторонними. Последние
подразделяются на две группы: собственно
налоговые соглашения и прочие двусторонние
договоры (торговые договоры и соглашения;
соглашения об установле-. нии дипломатических
и консульских отношений: международные
договоры, определяющие принципы взаимоотношений
международных организаций со странами
их базирования (соглашение США с ООН о
размещении ее штаб-квартиры в Нью-Йорке,
соглашение Бельгии с НАТО и др.): соглашения
о создании международных промышленных
и коммерческих обществ).
Собственно налоговые соглашения могут
быть специальными (соглашения о налоговом
режиме отдельных компаний, об устранении
двойного налогообложения платежей по
авторским правам. лицензионных платежей,
соглашения в области международных перевозок,
соглашения об оказании административной
помощи в налоговых вопросах, о налогах
на наследство и о налогах по социальному
страхованию) и общими, которые охватывают
все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям
государств по линии прямых налогов (на
доходы и капитал). Ядро общих соглашений
составляют договоры об избежании двойного
налогообложения. РФ имеет такие договоры
с Францией, И талией (19S5). Ирландией (1994),
Грецией (1976). Аргентиной (1979). Норвегией
(1980). Австрией, ФРГ (1981), Швецией (1993), Кипром
(1982), Испанией, Канадой, Великобританией
(1985), Японией, Данией, Нидерландами^ 1986),
Малайзией, Финляндией, Бельгией (1987), Алжиром,
Индией (1988), Польшей, США. Республикой
Корея (1992). Вьетнамом. Болгарией, Румынией
(1993), Узбекистаном, Венгрией (1994). Беларусью
(1995).
На действии обычно-правовых норм основываются
некоторые правила применения и толкования
налоговых договоров и соглашений. При
регулировании налоговых проблем внешнеторгового
оборота используются типовые контракты,
разрабатываемые наиболее влиятельными
товарными ассоциациями. В них содержатся
формулировки налоговых оговорок, приобретающие
характер торгового обычая.
В выработке международной судебной практики
по налоговым вопросам участвуют: внутригосударственные
судебные органы; международные судебные
органы (Постоянная палата Международного
суда в Гааге и др.): арбитражные органы,
которым поручена выработка проектов
двусторонних конвенций.
Доктринальными исследованиями являются
типовые модели налоговых соглашений,
на основе которых вырабатываются нормы
действующего права (типовые конвенции
Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) о налогообложении доходов
и капитала, об
оказании административной помощи в налоговых
вопросах и по недвижимому имуществу,
наследствам и дарениям: Типа-вая конвенция
ООН; Типовая конвенция США) (см. также
Между\'народное двой-ное налогообложение).
12.Международно кредитное право
Международная
кредитная система и
Объектом регулирования выступают международные
кредитные отношения и кредитные отношения
международного характера, т.е. публичные
и частные. Весь этот комплекс взаимоотношений
регулируется набором средств нормативного
регулирования: внутренним правом государств,
международно-правовыми нормами; с применением
методов транснационального и наднационального
регулирования; с использованием международных
неправовых норм, в том числе норм мягкого
права.
В международной кредитной системе распространены
так называемые «диагональные» правоотношения,
когда с одной стороны выступает публичное
лицо (например, государство), а с другой
стороны - частное лицо или лица (банк,
группа банков). Довольно часто бывает
и так, что публичные лица в международных
кредитных отношениях превращаются в
операторов, в участников международных
частноправовых отношений и соответственно
ведут себя.
Совокупность международно-правовых норм,
регулирующих международные кредитные
отношения, составляет международное
кредитное право. В гаком понимании международное
кредитное право - это институт международного
финансового права; это право - публичное.
Международное кредитное право, по аналогии
с другими рассмотренными уже институтами
МФП, регулирует, главным образом, несколько
крупных групп правоотношений:
а) отношения между публичными лицами
по поводу их поведения в международной
кредитной системе, по поводу трансграничного
движения кредитных ресурсов в случаях,
когда и кредиторами и заемщиками выступают
сами публичные лица;
б) отношения между публичными лицами
по поводу внутренних правовых режимов,
в рамках которых осуществляются международные
кредитные отношения на частноправовом
уровне, определяется правовое положение
кредитных ресурсов и операторов («вещей
и лиц»);
в) отношения между публичными лицами
по поводу многосторонних правил и принципов
организации международной кредитной
системы и обеспечения международного
правопорядка в кредитной сфере.
Институт международного кредитного права
тесно связан с другими институтами МФП
и практически пересекается своими нормами
с нормами международного инвестиционного
права.
На межгосударственном уровне к механизму
кредитования прибегают для того, чтобы:
реализовать определенные экономические
проекты и/или программы; воздействовать
на платежный баланс, валютные курсы; закрепиться
в международной инвестиционной системе;
преодолеть кризисные явления; достичь
поставленных внешнеэкономических или
внешнеполитических целей по отношению
к кредитополучателям (должникам) и др.
На двустороннем уровне государства заключают
специальные кредитные соглашения, в которых
оговаривают условия предоставления кредита,
его использования и погашения. Вопросы
кредитования могут присутствовать и
в других видах соглашений, в частности:
в торговых договорах; в платежных соглашениях
(например, при клиринговых расчетах);
в соглашениях об экономическом, промышленном
и техническом сотрудничестве.
Двусторонний метод регулирования международных
кредитных отношений используется в сочетании
с многосторонним методом регулирования.
Понятие международного кредита. Когда
трансграничное движение денег (финансов)
«натыкается» на необходимость рассчитаться,
осуществить платеж, мы попадаем в сферу
платежно- расчетных отношений. Когда
при трансграничном движении денег валюта
одной страны «встречается» с валютой
другой страны, когда они балансируют
в экономике той или иной страны, мы имеем
дело с валютными отношениями. Когда при
трансграничном движении денег движутся
деньги (финансы), за которыми стоит обязательство
возврата в определенный срок с процентами,
- это сфера кредитных отношений.
Кредитные отношения с точки зрения экономической
обладают существенной спецификой, столь
существенной, что кредитные отношения
отделяют от собственно денежных, финансовых,
отношений. Кредитные отношения - это передача
кредитором заемщику денег или материальных
ценностей на условиях: а) возврата и б)
с уплатой процента.
К кредитным ресурсам, как правило, прибегают,
когда имеется недостаток собственных
финансовых ресурсов. Существуют различные
формы кредита, используемые внутри государств:
коммерческий, банковский, межбанковский,
ипотечный, потребительский, сельскохозяйственный
и др. Кредит на приобретение основного
капитала обычно называют ссудой. Кредиты
бывают и товарными.
Кредит является международным, если он
предоставлен публичными или частными
лицами одной страны публичным или частным
лицам другой страны. Если государство
не может найти кредитные ресурсы на внутреннем
или межгосударственном уровне, оно зачастую
обращается за кредитами на международный
частноправовой уровень - к крупным коммерческим
банкам. Распространена практика, когда
несколько коммерческих банков объединяются,
чтобы предоставить совместный - синдицированный
- кредит государству. Законодательство
некоторых государств запрещает банкам
предоставлять одному заемщику кредит
в размере большем, чем определенный процент
от собственного капитала банка.
Использование кредита снижает затраты,
расходы. Благодаря кредиту деньги превращаются
в машины и оборудование (денежный капитал
превращается в производственный), обеспечивается
непрерывность воспроизводства. На явление
международного кредитования можно смотреть
с двух сторон:
во-первых, международный кредит «обслуживает»
международную торговлю и в этом смысле
выступает как вспомогательное, «вторичное»
явление;
во-вторых, международное кредитование
существует как самостоятельная сфера
предпринимательской деятельности и в
этом смысле существует автономно, само
по себе.
Экспортеры и импортеры используют кредиты
для того, чтобы стимулировать внешнюю
торговлю - особенно товарами, имеющими
длительный цикл изготовления. За счет
кредитов создаются предприятия за рубежом
(строятся заводы и фабрики).
Дает кредит, как правило, тот, у кого есть
«лишние», или «свободные», деньги (материальные
ценности), т.е. деньги/ценности, которые
не нужны в данный момент для непосредственного
потребления, высвобождены у собственников/владельцев,
являются накоплениями публичных и частных
лиц. Поэтому такие деньги (ценности) выступают
как капитал, как инвестиционный ресурс.
Кроме того, вместе с кредитными деньгами
в страну, как правило, «заходят» дополнительные
инвестиции, потому что кредит часто несет
льготы для инвесторов страны-кредитора.
Между всеми «поставщиками кредитных
денег» (кредиторами) и всеми «потребителями
кредитных денег» (кредитополучателями)
складывается своеобразный кредитный
рынок. Как на любом рынке, на кредитном
рынке складываются свои цены на кредиты
- в зависимости от условий и сроков кредита;
имеет место конкуренция в выдаче и получении
кредитов между получателями и поставщиками
кредитных денег.
Кредиты используются как орудие конкурентной
борьбы за рынки сбыта, за сферы приложения
капитала, за источники сырья, за превосходство
на прорывных направлениях прогресса,
за место «под солнцем» в международном
разделении труда. Международный кредитный
рынок тесно связан с проблематикой валютных
курсов, платежных балансов и другими
категориями международной финансовой
системы.
В международной кредитной системе сильно
ощущается экстратерриториальный эффект
от односторонних мер, которые принимаются
отдельными развитыми государствами.
Например, манипулирование Соединенными
Штатами учетной банковской ставкой -
это средство одностороннего воздействия
на стоимость кредитов, а через него - на
приток или отток капиталов, финансовых
ресурсов и, соответственно, на состояние
платежного баланса и валютные курсы.
Эти действия отзываются на всей международной
кредитной (и шире - финансовой) системе.
Фактически кредитная политика США обслуживает
экономическую экспансию, что характерно,
впрочем, и для других развитых государств.
Часто кредитная политика целенаправленно
используется развитыми государствами
для воздействия на политические и другие
внутренние процессы в странах-кредитополучателях.
Кредитные рычаги превратились в инструмент
неоколониализма по отношению к развивающимся
странам - бывшим колониям; их экономики
оказались в «долговой петле» и «притянуты»
ею к экономикам метрополий. В международных
кредитных отношениях часто используется
такой «инструментарий», как кредитная
дискриминация, кредитная блокада.
Кредитная дискриминация проявляется
в установлении неблагоприятных (худших)
условий получения, использования и погашения
кредитов по сравнению с другими кредитополучателями.
Основные методы дискриминации - ограничения
в предоставлении кредитов, повышение
процентных ставок, сокращение сроков
и льготного периода, требования дополнительного
обеспечения, обусловленность кредитов
и т.п. Западные страны активно применяли
дискриминационный подход к СССР и другим
восточноевропейским странам (бывшим
социалистическим странам). Это проявлялось
в отказе предоставлять долгосрочные
кредиты и государственные гарантии для
осуществления крупных инвестиционных
проектов в нашей стране. Такая дискриминация
преследовала и преследует цель затруднить
кредитование экспорта товаров, развитие
экономики, оказать политическое давление.
Кредитная блокада - это отказ в предоставлении
кредитов определенной стране или группе
стран. Как правило, кредитная блокада
- составная часть экономической блокады.
Кредитной блокаде в разное время подвергались
социалистические государства (Чехословакия,
Польша - со стороны МБРР во второй половине
40-х гг. XX века), Чили - в 1971 году, Никарагуа
- в 1985 году и др.
Кредитная политика находит свое отражение
и закрепление во внутреннем законодательстве.
Она проявляется, например, в правовых
режимах, посредством которых государства
осуществляют кредитование юридических
лиц, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность; используют налоговые, таможенные
льготы, систему гарантий, субсидирование
процентных ставок (возмещения банкам
разницы между рыночными и льготными процентными
ставками по экспортным кредитам) и др.
В современной международной кредитной
системе наиболее заметны три основных
центра - США, Европа, Япония, - между которыми
идет конкуренция. С созданием МВФ (1946
г.) фактически произошел перевод на многостороннее
регулирование международного финансового
(НЕ экспортного) кредита. С формированием
региональных интеграционных объединений
большая часть вопросов и экспортного,
и финансового кредитования сосредоточилась
в этих объединениях.
Виды международного кредита. Существует
множество классификаций международного
кредита - в зависимости от различных критериев.
По источникам средств различают кредитование:
внутреннее (источники кредитных ресурсов
- внутри страны); внешнее (ис- точники кредитования
- за рубежом); смешанное. По назначению
кредитования различают кредиты: коммерческие
(связанные с внешней торговлей и т.п.);
финансовые (строительство инвестиционных
объектов, приобретение ценных бумаг,
прямые капиталовложения, погашение внешней
задолженности, валютные интервенции);
промежуточные (обслуживают смешанные
формы вывоза капитала, товаров/услуг,
например подрядные работы - инжиниринг).
По содержанию кредиты делятся на: товарные
(в товарной форме); валютные (в денежной
форме). По валюте кредита различают кредиты:
в валюте страны-кредитополучателя; в
валюте страны-кредитора; в валюте третьей
страны; в СДР.
По срокам международные кредиты подразделяются
на: краткосрочные - до одного года - полутора
лет; сверхкраткосрочные - суточные, недельные,
до 3 месяцев; среднесрочные - от 1 года
до 5 лет (в некоторых странах - до 7 лет);
долгосрочные - свыше 5 лет (в некоторых
странах - свыше 7 лет). Краткосрочные и
среднесрочные кредиты могут трансформироваться
в долгосрочные. Среднесрочное кредитование
используется чаще всего при экспорте
машин и оборудования; долгосрочное - для
финансирования крупномасштабных проектов
на компенсационной основе, при сооружении
объектов промышленности или инфраструктуры.
С точки зрения обеспечения различают
кредиты: обеспеченные (обеспечением служат
товары/залог товаров, права, недвижимость,
часть официальных резервов - золотого
запаса и т.п.); необеспеченные (бланковые)
- такие кредиты сопровождаются обязательством
кредитополучателя погасить кредит в
определенный срок. Подтверждением необеспеченного
кредита является, например, вексель (с
одной подписью заемщика) и др.
С точки зрения техники предоставления
различаются кредиты:
финансовые (наличные); деньги зачисляются
на счет кредитополучателя;
акцептные кредиты (деньги - против акцепта
тратты импортером/банком);
в форме депозитных сертификатов;
в форме облигационных займов;
синдицированные (консорциальные) кредиты,
т.е. предоставляемые синдикатами/консорциумами
банков.
Банки объединяются в синдикаты для того,
чтобы диверсифицировать риски. Кроме
того, в ряде стран национальное законодательство
запрещает банкам предоставлять одному
заемщику кредит в размере большем, чем
определенный процент от соб- ственного
капитала банка; синдицированные кредиты
позволяют решить эту проблему.
Бывают кредиты «стенд-бай». По ним банк
взимает с клиента комиссионное вознаграждение
вне зависимости от того, пользуется ли
клиент кредитом или нет.
В зависимости от того, кто выступает кредитором,
различают кредиты: частные (они предоставляются
частными лицами); государственные/
На частноправовом уровне наиболее распространенными
являются кредиты: фирменные (коммерческие)
или межфирменные; банковские или межбанковские.
Фирменный (коммерческий) кредит - это
когда фирма-экспортер кредитует фирму-импортера
путем отсрочки платежа. Сроки такого
кредита варьируются от 2 до 7 лет в зависимости
от товара, конъюнктуры рынка. Оформляется
кредит векселем (траттой) или предоставляется
по открытому счету. При вексельном кредите
экспортер выставляет тратту (переводный
вексель) на импортера; получив коммерческие
документы на товары, импортер акцептует
тратту, дает согласие на платеж. Кредит
по открытому счету предоставляется путем
соглашения между экспортером и импортером.
Экспортер записывает на счет покупателя
в качестве его долга стоимость отгруженных
товаров, а импортер обязуется погасить
кредит в установленный срок.
Разновидностью фирменных кредитов являются
авансовые платежи импортеров. Такие платежи
служат средством обеспечения обязательства
импортера и одновременно средством кредитования
экспорта. Фирменные кредиты зачастую
сочетаются с банковскими кредитами (либо
рефинансируются банковскими кредитами
- когда фирма свои кредиты рефинансирует
кредитами, взятыми у банков). Банки дают
кредиты под залог товаров, товаросопроводительных
документов, векселей и др.
Банковские кредиты, как правило, - более
удобные и выгодные (с более длительными
сроками и с меньшим процентом), хотя банки
иногда выставляют требования расходовать
кредит на определенные цели, ограничивают
использование кредита пределами одной
страны и другими условиями. Банки чаще
всего предоставляют кредиты: а) для кредитования
поставок на экспорт машин и оборудования
(экспортные кредиты); б) для кредитования
других операций: погашения задолженности,
поддержки валютного курса, пополнения
резервов в иностранной валюте и т.п. (финансовые
кредиты).
Формами кредитования выступают также:
лизинг, факторинг, форфейтинг (форфетирование).
Кредитование используется в компенсационных
сделках.
13. Роль ОЭСР в международной кредитной системы
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (т.н. план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами — получателями этой помощи. Целями ОЭСР являются: вкладе развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости и повышения уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов; содействие экономическому и социальному благополучию в регионе ОЭСР путем координации политики государств-членов; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Членами ОЭСР являются 25 экономически развитых государств. Европейская комиссия (Европейский союз) принимает активное участие в работе ОЭСР. РФ сотрудничает с ОЭСР на основании подписанного в 1994 г. Соглашения о привилегиях и иммунитетах. Структуру ОЭСР составляют Совет, Исполнительный комитет. Исполнительный комитет в особом составе. Комитеты, рабочие группы, экспертные комиссии. Комитет содействия развитию. Международный секретариат, департаменты, Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период, автономные и полуавтономные органы. Совет, состоящий из представителей государств-членов, является высшим органом ОЭСР. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под председательством одного из государств-членов. В этих заседаниях принимают участие, как правило, министры иностранных дел, финансов, торговли или экономики. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются, как правило, консенсусом. Исполнительный комитет из 14 государств-членов (постоянные члены — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония и семь ежегодно переизбираемых членов) поддерживает Совет в административной и оперативной работе. Он координирует деятельность ОЭСР и готовит заседания Совета, который может привлекать комитет к выполнению специальных заданий. Исполнительный комитет в особом составе предоставляет высшим должностным лицам, отвечающим в своих странах за международные экономические отношения, возможность междисциплинарного обсуждения актуальных проблем. Свыше 150 комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий занимаются самым широким спектром экономических и социальных проблем: экономическая политика, экономика и развитие, содействие развитию, торговля, движение капитала, рынки капитала, страхование, налоговая полипаса, конкурентная политика, потребление, туризм, морское сообщение, международные инвестиции и многонациональные корпорации, энергетическая политика, промышленность, сталь, научная и технологическая политика, информационная политика, коммуникации и компьютеризация, образовательная политика, рабочая сила и социальные вопросы, государственное управление, окружающая среда, сельское хозяйство, рыболовство и др. В Комитет содействия развитию входят в настоящее время более двадцати государств-членов и Европейская комиссия; статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой странами ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику В 1993 г комитет пересмотрел список развивающихся стран с учетом изменившейся ситуации в странах Центральной и Восточной Европы и появления независимых государств бывшего СССР. Работой Международного секретариата руководит генеральный секретарь, которому помогают три заместителя и один помощник генерального секретаря. Секретариат разделен на ряд департаментов, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов (статистика; продовольствие, сельское хозяйство и рыболовство; информатика и коммуникация; сотрудничество в содействии развитию; окружающая среда; финансы, налоги и предпринимательство; социальные вопросы, рабочая сила и образование; наука, технология и промышленность; занятость и социальные вопросы). В структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 г. Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период (Center for Cooperation with European Economics In Transition, ССЕЕТ), которым руководит директор в ранге помощника генерального секретаря. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже (Франция).
14. Международно правовое регулирование банковской деятельности
Финансовая
система стран с развитой рыночной
экономикой включает различные типы
финансовых институтов, составляющих
ее организационную структуру. Ключевым
элементом такой структуры, несомненно,
выступают банки, выполняющие функцию
финансового посредника на рынке
финансовых услуг, которая выражается
в аккумулировании временно свободных
денежных ресурсов и размещении их от
своего имени на условиях возвратности,
срочности и платности. Правовое регулирование
банковской деятельности в разных странах
имело существенные отличия, обусловленные
несколькими факторами. Во-первых, исторический
фактор: различный уровень и характер
экономического развития требовал неодинакового
подхода к вопросам регулирования банковской
деятельности. Во-вторых, политический
фактор: благоприятный режим банковского
регулирования использовался как инструмент
привлечения иностранных банков в национальную
экономику и, как следствие, увеличения
притока иностранных капиталовложений.
Однако усилившаяся интернационализация
банковского бизнеса и ускоренная интеграция
финансовых рынков в целом как объективные
процессы в развитии международных экономических
отношений обнаружили тот факт, что различия
в правовом регулировании банковской
деятельности могут привести к серьезным
потрясениям рынок финансовых услуг. Государства
стали осознавать, что угроза их финансовой
стабильности исходит не только от потенциального
краха крупных банков внутри страны, но
и от возможного краха иностранных банков,
функционирующих за пределами национальной
юрисдикции.
Таким образом, можно утверждать, что решающим
фактором, оказавшим влияние на развитие
международного сотрудничества государств
в области регулирования банковской деятельности,
выступил объективно обусловленный процесс
ее интернационализации. Как подчеркивалось
в западной юридической литературе, «за
последние 30 лет в индустрии банковских
и финансовых услуг произошла настоящая
революция. Традиционная банковская деятельность
начала 60-х годов, ориентированная на внутреннее
кредитование, к 90-м годам уступила место
поистине международному рынку капиталов,
в котором крупный заемщик может получить
кредит от неограниченного числа банков,
функционирующих на территории многих
государств, выраженный в любых денежных
единицах и использующий любые финансовые
инструменты».
Интернационализация банковской деятельности
оказала решающее влияние на развитие
ее правового регулирования еще и потому,
что государства признали невозможность
эффективного осуществления банковского
надзора в рамках национальной юрисдикции
без широкого доступа к информации о деятельности
иностранных филиалов национальных банков
и их дочерних предприятий за рубежом.
Такой доступ может быть обеспечен только
лишь путем тесного сотрудничества между
органами банковского надзора разных
государств. Учитывая вышеизложенное,
можно утверждать, что именно международная
(трансграничная) банковская деятельность
обусловила появление обособленного нормативного
комплекса в рамках международного банковского
права, цель которого заключается в достижении
международно согласованных стандартов
банковского регулирования.
1) Развитие международного сотрудничества
в области правового регулирования банковской
деятельности
Международное сотрудничество в области
банковского регулирования предполагает
наличие по крайней мере двух механизмов
его осуществления: институционного и
нормативного. Институционный механизм
означает создание структурного образования
(органа), в рамках которого идет выработка
взаимосогласованных подходов; нормативный
механизм включает комплекс нормативных
инструментов (документов, актов и т.д.),
содержащих единообразные стандарты банковского
регулирования, достижение которых стало
возможным в результате функционирования
институционного механизма. Рассмотрим
подробнее становление и развитие этих
механизмов международного сотрудничества
в области банковского регулирования.
Импульсом к началу развития международного
сотрудничества послужил крах крупного
западногерманского банка «Банкхаус Херштатт»
(Bankhaus Herschtatt) в 1974 г., произошедший в результате
массивных потерь из-за необдуманно рискованных
валютных операций. Закрытие иностранных
филиалов «Банкхаус Херштатт» привлекло
внимание индустриально развитых государств
к существовавшим пробелам и несовершенствам
банковского регулирования, а также продемонстрировало
взаимозависимость национальных банковских
систем. Первый международный банковский
кризис, вызванный крахом «Банкхаус Херштатт»,
привел к созданию органа международного
сотрудничества государств в области
банковского регулирования, широко известного
в настоящее время как Базельский комитет
по банковскому надзору (в дальнейшем
– Базельский комитет). Базельский комитет
был создан на основании пресс-коммюнике
руководителей центральных банков группы
десяти (G-10) от 12 февраля 1975 г., распространенному
через Банк для международных расчетов
(Базель, Швейцария). В настоящее время
Базельский комитет включает представителей
центральных банков группы десяти, а также
Люксембурга, Швейцарии и Испании. По мнению
американского профессора Дж.Нортона,
с самого начала своего существования
как неформальный форум международного
сотрудничества Базельский комитет поставил
цель сформулировать единообразные подходы
к существенным вопросам банковского
регулирования посредством выработки
рекомендация и обмена информацией между
органами банковского надзора государств,
представленных в нем.
Одним из первых документов, подготовленных
Базельским комитетом в 1975 г., был Доклад
по надзору за иностранными банковскими
учреждениями, впоследствии получивший
название Конкордат 1975 г. Этот документ
изложил принцип разграничения полномочий
национальных органов банковского надзора
в отношении регулирования деятельности
банков, функционирующих на территории
нескольких государств, посредством создания
в них филиалов, дочерних банков и совместных
банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял
собой документ рекомендательного характера
и базировался на следующих ключевых принципах:
1. Надзор за деятельностью иностранного
банковского учреждения находится в совместной
компетенции органов государства происхождения
и государства пребывания (под термином
«органы государства происхождения или
государства пребывания» здесь и далее
имеются в виду органы банковского надзора).
2. Ни одно иностранное банковское учреждение
не должно избежать надзора.
3. Надзор за ликвидностью находится в
компетенции органов государства пребывания.
4. Надзор за платежеспособностью находится
в компетенции органов государства происхождения,
если речь идет об иностранном филиале,
и в компетенции органов государства пребывания,
если речь идет о дочернем банке.
5. Практическое сотрудничество должно
включать обмен информацией между органами
государства происхождения и государства
пребывания, а также инспекции органов
государства происхождения на территории
государства пребывания.
Несмотря на то, что Конкордат 1975 г. явился
значительным шагом вперед в развитии
международного сотрудничества, он содержал
целый ряд недостатков, ставших очевидными
позднее. Наиболее существенным из них
стало отсутствие общепризнанного определения
международной банковской группы, в особенности
действующей в форме холдинга. Различия
в национальном законодательстве привели
к тому, что международная банковская
группа рассматривалась как банковское
учреждение только в государстве происхождения,
но не в государстве пребывания и тем самым
могла избежать банковского надзора. Это
отчетливо продемонстрировал на практике
второй международный банковский кризис,
вызванный крахом крупного итальянского
банка «Банко Амброзиано» (Banco Ambrosiano) в
1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию
потерянных вкладов только итальянским
вкладчикам и отказались от каких-либо
действий в пользу вкладчиков дочернего
банка в Люксембурге, основываясь на том
факте, что дочерний банк в Люксембурге
был скорее холдингом, чем банком в строгом
смысле слова и на его экстерриториальном
характере. В свою очередь компетентные
власти Люксембурга сложили с себя всякую
ответственность за осуществление должного
банковского надзора, учитывая лицензирование
дочернего банка «Банко Амброзиано» как
холдинговой компании.
Второй международный банковский кризис
привел к пересмотру Конкордата 1975 г. Его
новая редакция «Принципы по надзору за
иностранными банковскими учреждениями»
была одобрена Базельским комитетом в
1983 гВторой принцип Конкордата 1983 г. включает
два компонента: во-первых, взаимодополняющие
надзорные функции государства происхождения
и государства пребывания и, во-вторых,
консолидированный надзор. Первый компонент
предполагает, что если, по мнению органов
государства пребывания, надзор со стороны
органов государства происхождения за
иностранным банковским учреждением,
действующим на территории первого, является
неадекватным или недостаточным, то они
могут запретить деятельность такого
учреждения. В свою очередь, если органы
государства происхождения обнаружат
неадекватный надзор со стороны органов
государства пребывания, то они могут
потребовать от материнского банка прекращения
деятельности его иностранного учреждения.
Второй компонент, а именно, консолидированный
надзор, усиливает роль органов государства
происхождения в осуществлении банковского
надзора и потенциально уменьшает негативный
эффект различных стандартов банковского
регулирования, применяемых в разных странах.
Новый импульс к развитию международного
сотрудничества был получен в результате
третьего международного банковского
кризиса, вызванного крахом крупнейшего
британского банка «Банк международного
кредита и торговли» (The Bank of Credit and Commerce
International) в 1991 г. К моменту закрытия этот
банк имел сеть филиалов и дочерних банков
по всему миру, его активы превышали 20
млрд. долларов США.
15. Банковская система США
Современная банковская система США
сформировалась в 1980 году под воздействием
Закона о Федеральной резервной
системе и принятого Закона о
дерегулировании депозитных учреждении
и монетарном контроле. До этого момента
Соединенные Штаты оставались единственной
среди экономически развитых держав страной,
где централизованной организации не
существовало. Банковская структура состояла
из огромного множества мелких независимых
банков, сфера деятельности которых ограничивалась
весьма незначительной территорией; число
банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году
их было свыше 20000, около 7000 из них были
эмиссиональными национальными банками,
а остальные действовали по законам своих
штатов, и не имели права на эмиссию банкнот.
Такая банковская свобода существенно
отличалась от ее европейской трактовки.
Американские банки были практически
лишены какой-либо возможности построения
системы отделений. Банковская фирма,
учрежденная в одном штате, не обладала
возможностью распространения своих операций
за его пределы ни через открытие отделений
в другом штате, ни каким-либо другим способом.
После принятия национального закона
о банковской деятельности право на открытие
отделений было сохранено лишь за теми
банками, которые вошли в состав национальной
банковской системы, уже имея свои отделения.
Поэтому положение большинства банков,
действовавших вне крупных городов, в
той или иной степени приближалось к положению
местных монополий.
Общенациональное банковское законодательство
предписывало вполне конкретную схему
эмиссии банкнот. Однако с течением времени
преимущества этой схемы становились
все более сомнительными. Государственные
облигации, на которые предъявляли огромный
спрос как основу эмиссии банкнот, продавались
обычно с надбавкой; это обстоятельство
в сочетании с правилом, что банк мог произвести
эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленных
облигаций, в значительной степени сократило
прибыльность вложений для эмиссионных
целей, и в тех случаях, когда банк обладал
возможностью выдавать кредиты, не прибегая
к эмиссии, он предпочитал так и делать,
что породило значительные колебания
в объеме обращающихся банкнот год от
года в зависимости от региона.
Ядром современной централизованной
банковской системы США стала
Федеральная резервная система (ФРС),
которая состоит: 1) из 12 федеральных
резервных банков; 2) из большого количества
банков-членов. Согласно федеральному
резервному акту 1913 года все банки-члены
Федеральной резервной системы должны
были: а) внести 6% собственных капиталов
в качестве паевого взноса в основной
капитал федеральных резервных банков;
б) держать в последних свои резервы в
объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до
13% суммы вкладов до востребования. Федеральные
резервные банки были обязаны иметь резерв
в золоте и законных платежных средствах
в размере 35% своих депозитов. Таким образом,
пассивы федеральных резервных банков
состоят: 1) из собственных капиталов, созданных
за счет паевых взносов банков-членов;
2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских
депозитов, представляющих собой резервы
банков - членов ФРС.
Сосредоточение в федеральных резервных
банках денежных резервов коммерческих
банков явилось фактором экономии денег.
Организация ФРС способствовала экономии
наличных денег ив другом отношении - благодаря
развитию безналичных расчетов, которые
стали в широких размерах осуществляться
через федеральные резервные банки.
Вместе с тем, создание ФРС усилило централизацию
банковской системы США и господство крупных
банков – цитадели финансовой олигархии.
С конца 1915 года по август 1972 года удельный
вес ФРС в общем числе американских коммерческих
банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме
их депозитов - с 48, до 78%. Хотя членами ФРС
являются многие банки, решающее влияние
в ней имеет лишь небольшое число крупных
и крупнейших банков.
В августе 1935 года был принят закон, внесший
некоторые организационные изменения
в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде
всего в дальнейшей централизации банковской
системы США. Все штатные банки с депозитами
не менее 1 млн. долл. были обязаны в определенный
срок вступить в члены ФРС; права центральных
органов ФРС были значительно расширены:
во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих
(в составе 7 членов, назначаемых президентом
США на 14 лет), которому дано право определять
учетные ставки федеральных резервных
банков, изменять нормы обязательных резервов
банков-членов, устанавливать нормы кредитования
под ценные бумаги, утверждать выбранные
резервными банками советы директоров.
Был создан также особый Комитет по операциям
на открытом рынке, причем все федеральные
резервные банки должны следовать его
указаниям при проведении своих операций
на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков
образуются за счет: 1) эмиссии банкнот
- федеральных резервных билетов; 2) приема
депозитов, главным образом от банков-членов
и от казначейства. Незначительная часть
средств федеральных резервных банков
состоит из их собственных капиталов (оплаченного
и добавочного).
Со времени огосударствления золотых
запасов, осуществленного в 1934 году, федеральные
резервные банки перестали быть хранителями
золотых резервов страны, но в активе их
баланса числились золотые сертификаты,
представляющие собой бумажные знаки
золота, сосредоточенного в государственном
казначействе. Главной активной операцией
федеральных резервных банков является
покупка государственных ценных бумаг.
По сравнению с этим незначительную сумму
составляют ссуды федеральных резервных
банков банкам-членам.
Федеральные резервные банки являются
по преимуществу кредиторами государства.
Но средства, вложенные ими в государственные
ценные бумаги, в конечном счете используются
в интересах корпораций, так как затрачиваются
государством в значительной мере на оплату
госзаказов и покупку товаров.
Федеральные резервные банки делают для
депозитных учреждении тоже самое, что
депозитные учреждения делают для людей.
Они принимают вклады банков и сберегательных
учреждении и предоставляют им ссуды.
Федеральные резервные банки являются
банками для банков. Кроме эмиссионных
(федеральных резервных) банков, банковская
система США включает: 1) коммерческие
банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные
банки, 4) банкирские дома.
Федеральная резервная система независимая
организация. Она не может быть упразднена
по прихоти президента, конгресс тоже
не может изменить ее роль и функции иначе,
как специальным законодательным актом.
Длительные сроки полномочий членов Совета
имеют целью защитить и изолировать их
от политического давления.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному финансовому праву"