Шпаргалка по "Международному финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:45, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.

Содержание работы

1. Понятие и сущность МФП
2. Источники МФП
3. Система МФП и международные финансовые отношения
4. Субъекты МФП
5. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП

Файлы: 1 файл

мфп.docx

— 157.34 Кб (Скачать файл)

 
Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США  в североамериканском экономическом  регионе, слабая взаимозависимость  экономик Канады и Мексики и связанная  с этими процессами асимметричность  экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

 

  1. Европейское сообщество и его директива и рекомендации как источники МФП

ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕС, ЕЭС, Общий  рынок) — группа западноевропейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия), осуществивших интеграцию своих экономик, объединившихся в экономический союз в 1957 г. В Европейском экономическом сообществе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система. С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом, Европейским союзом (ЕС).

Европейское Сообщество основывается на Римском  договоре 1957 г., его главная цель – создание большого общеевропейского рынка без внутренних границ.

Даже  создание Европейского Союза (ЕС) в 1992 г. не привело к исчезновению Европейского Экономического Сообщества. Обозначаемое как «Европейское Сообщество», оно  по-прежнему остается частью ЕС.

Согласно  статье 2 Договора о создании Европейского Сообщества, его задачей является обеспечение в рамках всего Сообщества: 
- гармоничного, пропорционального и устойчивого развития экономики; 
- высокого уровня занятости и высокой степени социальной защиты; 
- стабильного, неинфляционного роста; 
- высокоразвитой конкуренции и высокой степени конвергенции экономических достижений; 
- высокого уровня охраны окружающей среды и улучшения ее качества, поднятия уровня жизни, экономического и социального единства и солидарности между государствами-участниками.

Для достижения этих целей Европейское Сообщество предусматривает разработку целого комплекса политических концепций  для отдельных секторов, среди  них – транспорт, конкуренция, рыбная ловля и сельское хозяйство, предоставление убежища и миграция, энергия и  окружающая среда.

В этих сферах, в соответствии с предусмотренными в Договоре о создании Европейского Сообщества процедурами, принимаются  решения, чаще всего в рамках Процедуры  совместного принятия решений. Эти  процедуры основываются на «методе  Сообщества».

Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических  противоречий между странами-участницами. Такое положение существовало на заре ЕЭС, в 60 - х годах, продолжает оставаться до настоящего времени,особенно после вступления Великобритании в Общий Рынок. В 1984 году сумма бюджета представляла лишь 1% внутреннего валового продукта Сообщества. 4 декабря 1984 года было подписано дисциплинарное соглашение по бюджету и принято Советом. Расходы на сельское хозяйство не должны были более расти, чем ресурсы, вложенные в сообщество. Внедрение этого соглашения означает лимитирование сельскохозяйственных расходов, введение квот на излишки молока, зерновых и других продуктов. Примером таких противоречий является так называемая Британская проблема, свидетельствующая о несправедливости бюджета. Этот бюджет вызывает необходимость роста зерновых, молока, сахара в Британии. Но бюджет этой страны более обращен на внешний рынок, чем в других государствах содружества. Солидарность в рамках содружества обязывает Англию вкладывать в европейский бюджет больше, чем она 
намерена. 

 

  1. ЛАСТ  и МЕРКОСУР как субъекты МФП

МЕРКОСУР (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили.

Название  переводится с испанского как  «Рынок Южного конуса» – общепринятого  названия части территории Южной  Америки, расположенной южнее 18°  южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР –  создание объединения, способного гарантировать  экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной  конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания. Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда  разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и  в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а  в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла  и Колумбия также изучают перспективу  вступления в этот блок.

Организационная структура. Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Успехи и перспективы  развития. «Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать  экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование  тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время  была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся  рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными  торговыми группировками Латинской  Америки. Стали проявлять интерес  к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся  к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для  иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено  «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками  к 2001. Одним из главных инициаторов  договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи  со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации  взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая  охватила бы 10% населения земного  шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или  даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х  не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота  России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими  странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция  двух проектов – бразильского и  американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает  МЕРКОСУР по территории и населению  вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту  в 28 раз, латиноамериканские участники  саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в  МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению  США в Латинскую Америку в  форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики  в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров  ожидается что Колумбия, Эквадор  и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается  произвести в этой зоне поэтапную  отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУРостается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития. Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться  с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные  на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет  особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок  подобного рода (в том числе  СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному финансовому праву"