Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:20, шпаргалка
1. Понятие,предмет и существо Международного права
МП формировалось в течении неск тысячелетий. Летописи – начало форм в 4 тысячелетии до н.э.
Сразу возникла проблема - как именовать эту правовую систему.Первые нормативные акты не назывались международными договорами. К наст времени имеется более 100 дефиниций.
В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:
№8. Принцип мирного решения международных споров
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным». Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.
№9. Принцип суверенного равенства государств.
Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».
Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.
№ 10. Принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
Международное право не регулирует
вопросы внутриполитического
В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.
Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В настоящее время многими специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы
В 56 странах-членах ОБСЕ согласно документу Московского совещания вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства
Принцип самоопределения
народов в качестве обязательной
нормы получил свое развитие после
принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные
отношения между нациями на основе уважения
принципа равноправия и самоопределения
народов» (п. 2 ст. 1 Устава).
В Декларации принципов Заключительного
акта СБСЕ подчеркнуто право народов распоряжаться
своей судьбой. После развала колониальных
империй вопрос о самоопределении народов
в смысле образования самостоятельных
национальных государств в основном решен.
Современное
нормативное содержание самоопределения
включает в себя как права народов,
так и соответствующие им обязанности
государств. Праву народов свободно, без
какого бы то ни было вмешательства извне
определять свой политический статус
и осуществлять экономическое, социальное
и культурное развитие соответствует
обязанность государств не только уважать
это право, но и содействовать ему путем
совместных и индивидуальных действий.
Без уважения и строгого соблюдения принципа
самоопределения народов невозможно выполнить
многие жизненно важные задачи, стоящие
перед ООН, (например, задачу содействовать
всеобщему уважению и соблюдению прав
человека и основных свобод для всех, без
различия расы, пола, языка и религии).
Без строгого соблюдения указанного принципа
невозможно также поддержание отношений
мирного сосуществования между государствами.
Каждое государство в соответствии с Декларацией
1970 г. обязано воздерживаться от любых
насильственных действий, которые могли
бы помешать народам осуществлять их право
на самоопределение. Важным элементом
принципа является право народов испрашивать
и получать поддержку в соответствии с
целями и принципами Устава ООН в случае,
если их лишают права на самоопределение
насильственным путем.
Принцип самоопределения народов – это
право народов, но не обязанность, и осуществление
этого права может быть многовариантным.
Самоопределение не должно осуществляться
с сепаратистских позиций в ущерб территориальной
целостности и политическому единству
суверенных государств. Если же народ
создает орган, который его официально
представляет и выполняет публично-правовые
функции, то всякие насильственные действия,
препятствующие извне процессу самоопределения,
могут рассматриваться как нарушающие
принципы невмешательства и суверенного
равенства государств.
Право народов на самоопределение теснейшим
образом связано со свободой политического
выбора. Самоопределившиеся народы свободно
выбирают не только свой внутриполитический
статус, но и свою внешнеполитическую
ориентацию. Уважение свободы политического
выбора становится фундаментом сотрудничества,
а не соперничества и противоборства.
С этим связано право освободившихся государств
на проведение политики неприсоединения,
на участие в решении как общемировых,
так и региональных проблем.
12. Государства – осн субъекты. Понятие, признаки.
Государства. Это не самый многочисленный
субъект МП .Сегодня государств около
220.Все они надел-ся междунар правосубъектностью
при условии что этот претендент будет
обладать территорией,населением,
- Напр если
говорим о территори,то это
не просто территория,а
- второй элемент - население.Но только население кот юридически увязано с этой страной,то есть у населения должно быть гражданство,что порождает взаимные права и обязанности
- Третий элемент
- наличие системы
- Четвертый- Деликтоспособность - способность нести международную ответственность
Эти 4 элемента позволяют признать за гос-вом качество субъекта междунар права.Эти элементы названы в теории,но и правовй форме они тоже восприняты.Впервые это сделано в 1933г - несколько Латиноамериканских стран приняли какой-то документ в кот упоминались эти 4 элемента.
Если нет хотя бы одного из 4х элементов - то нет и суверенитета и субъектом МП этот участник быть не может.
Первичные субъекты международного права — это государства, а при
определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно
участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения
в той или иной форме собственной государственности.
Первичные субъекты международного права — это самостоятельные и
самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего
существования (ipsb facto), становятся носителями международных прав и
обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по
своей сущности носит объективный характер.
Субъекты обладают всеми
элементами международной
дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные
права, как:
š право
заключать международные
š быть членами международных организаций,
š иметь свои официальные представительства (дипломатические,
консульские и др.),
š участвовать в работе международных конференций и т. д.
Государства - основные субъекты международного права.
Государство - главная политическая организация современного общества. Над
государствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла
бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства
одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм
международного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг
другу. В этом выражается суверенитет государств.
Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта
международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб,
флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные
особенности. Признаки государственности: 1) наличие территории и населения, 2) самостоятельное управление, 3) наличие аппрата управления, 3) самое основное- признание другими государствами.
Существует 3 вида признания государства — 1) юридическое- когда одно гос-во полностью представлено на территории другого гос-ва ( есть посольства) 2) Признание де-юре— полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него. 3) Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
13. Правосубъектность международных организаций.
Международные организации являются
субъектами международного права особого
рода. Их правосубъектность не идентична
правосубъектности государств, так как
не проистекает из суверенитета.
Международная организация, не обладая
суверенитетом, источником своих прав
и обязанностей в сфере реализации своей
компетенции имеет международный договор,
заключенный между заинтересованными
государствами. Поэтому международные организации
как субъекты международного права вторичны,
производны по отношению к государствам.
Организация становится субъектом,
если государства-учредители наделяют
организацию международными правами и
обязанностями.
Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации.
Создание и функционирование
международной организации имеют правомерную
основу, если соответствуют нормам международного
права, в первую очередь — его основным
принципам. С одной стороны, ст. 5 Венской
конвенции о праве международных договоров
1969 г. вводит международные организации
в сферу договорного регулирования, так
как определяет применимость данной конвенции
"к любому договору, являющемуся учредительным
актом международной организации".
С другой стороны, ст. 53 указанной Конвенции
объявляет договор ничтожным, если в момент
заключения он противоречит императивной
норме общего международного права. Международные
организации обязаны, в частности, придерживаться
принципов невмешательства во внутренние
дела государства, суверенного равенства
членов, добросовестного выполнения международных
обязательств.
Каждой международной организации присуща
договорная правоспособность, специфика
и объем которой определяются ее уставом.
В современный период наиболее известными
международными организациями являются
Организация Объединенных Наций (ООН),
Организация Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Международная организация труда (МОТ),
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ), Организация африканского единства
(ОАЕ), Содружество Независимых Государств
(СНГ) и другие.
В ряде случаев осуществляется правопреемство
международных организаций, при котором
с целью поддержания непрерывности функций
передаются определенные правомочия от
прекратившей свое существование организации
вновь учрежденной государствами организации.
Так, ООН была преемником прав и обязанностей
Лиги Наций по ряду международных договоров.
Международное право признает ответственность
международных организаций в случае нарушения
ими общепризнанных международно-правовых
принципов и норм и заключенных ими международных
договоров, положений учредительных актов.