Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:20, шпаргалка
1. Понятие,предмет и существо Международного права
МП формировалось в течении неск тысячелетий. Летописи – начало форм в 4 тысячелетии до н.э.
Сразу возникла проблема - как именовать эту правовую систему.Первые нормативные акты не назывались международными договорами. К наст времени имеется более 100 дефиниций.
Государственная территория
- это часть земного шара, в
т.ч. суша и ее недра, воды и воздух,
которая находится под
Территория государства состоит:
- Сухопутная территория
(материковая часть, острова,
- Водная территория (внутренние
воды и территориальное
- Воздушная территория над сушей и водами государства
- Объекты условно приравненные
к территории государства (
Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.
Процедура установления границ включает:
- делимитация – установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;
- демаркация– установление линии государственной границы на местности.
Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:
- самоопределения наций;
- плебесцита – голосования населения спорной территории о ее государственной принадлежности.
- цессии – соглашения государств о территориальных уступках на компенсационной основе
-отторжение территории
как санкция – т.е.
31. Правовой режим Черноморских проливов
Особую важность имеют Черноморские проливы, при определении правового режима которых Российская Федерация основывается на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности Турции; во-вторых, закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, полная свобода торгового мореплавания. В настоящее время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах «в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств». Подписали: Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия. Статья 1 Конвенции провозглашает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.
В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью) (ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе в Проливы (ст. 3).
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то только торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне, пользуются правом свободы и, причем, только днем и только по пути, указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливается для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя поставленной в состояние военной опасности (ст. 6).
Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов нечерноморских держав.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).
Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не должен превышать 15 тыс. т, а число кораблей, одновременно находящихся в Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
Пункт 2 ст. 18 устанавливает
предельный срок пребывания военных
кораблей нечерноморских держав в Черном
море - 21 день. Статья 11 Конвенции устанавливает,
что подводные лодки должны проходить
Проливы в надводном состоянии,
а линейные корабли - по одному в сопровождении не более двух эсминцев.
Ограничений в отношении тоннажа линейных
кораблей не установлено.
Статья 13 устанавливает гарантии безопасности
Турции при проходе через Проливы военных
кораблей. О таком проходе турецкому правительству
дипломатическим путем должно быть сделано
уведомление, по крайней мере, за 8 дней,
если речь идет о кораблях прибрежных
к Черному морю государств, и за 15 дней
- в отношении прохода кораблей нечерноморских
стран. Другие гарантии безопасности Турции
содержатся в статьях 19 и 20. В случае участия
Турции в войне ей предоставляется право
разрешать или запрещать проход через
Проливы любых военных судов (ст. 19), а во
время войны, в которой Турция не участвует,
Проливы должны быть закрыты для прохода
военных судов любой воюющей державы (ст.
20).
32. М-П режим проливов и каналов по Конвенции 1982 г.
Проливы, используемые для международного судоходства - проливы, воды которых входят в территориальное море прибрежных государств. Если в к-л таком проливе, имеется более удобный судоходный путь, проходящий в открытом море или исключительной экономической зоне, то режим судоходства в проливе не подпадает под действие специального раздела Конвенции ООН 1982 года. Этот раздел не применяется и к проливам, проходов которых регулируется в целом или частично давно действующими и находящимися в силе международными конвенциями.
В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив. Суда обязаны соблюдать условия, например: воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, воздерживаться от любой деятельности, которая не свойственна транзитному проходу, соблюдать общепринятые международные правила, касающиеся безопасности на море и сохранения под контролем загрязнения с судов.
В международных проливах, государства, граничащие с ними, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если необходимо для безопасности судоходства. Они должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения движения. После этого возможны установление, предписание или замена морских коридоров и схем разделения движения. Суда при осуществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.
Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства, граничащие с международными проливами, вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода, в отношении таких вопросов, как обеспечение безопасности судоходства, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных норм и стандартов, погрузка и выгрузка любых товаров или валюты, посадка или высадка пассажиров в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил этих государств.
Государства, граничащие
с проливами, обязаны не препятствовать
транзитному проходу и сообщать
о любой опасности для
В том случае, если пролив соединяет территориальное море какого-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного прохода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный проход в указанных проливах не может быть даже временно приостановлен.
Международные каналы - гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Панамский, Суэцкий, Кильский, Коринфский). Проход по ним открыт для всех судов без различия флага. Схожи с проливами, но в отличии от них, каналы, как правило, прокладываются по территории одного государства - следовательно подпадают под сферу его территориального верховенства.
Особенность - государства, сознавая значимость канала для морского судоходства добровольно признает международный статус канала и берет на себя в связи с этим ряд обязательств, призванных обеспечить свободу судоходства по каналу, при соблюдении соображений безопасности, экологии и т.д.
32. Правовое регулирование
*МВП - отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, определяющих правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов. Нормы устанавливают юридический статус частей воздушного пространства. Атмосфера подразделяется на атмосферу, тропосферу, ионосферу и др, Эти пространства простираются от уровня моря до высоты 100-110 км. В правовом смысле разделяется на национальное воздушное пространство и международное(открытое для исп всеми субъектами мд права) воздушное пространство.
Главное назначение гражданской авиации состоит в том, чтобы осуществлять перевозку:
--пассажиров – багажа – грузов – почты
+ острая необходимость
в регулировании конкретных
1) право на беспосадочный
транзитный полет над
2) право транзита с
посадкой в технических и иных
некоммерческих целях (
3) право высадки пассажиров
и выгрузки перевозимых
4) принимать на иностранной территории пассажиров, их багаж, грузы и почту, если они имеют местом назначения территорию государства регистрации.
5) право принимать и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;
6) право осуществлять все виды
перевозок между третьими
7) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
8) право осуществлять все виды перевозок между аэропортами одного и того же иностранного государства.
Эти свободы воздуха мб предоставлены воздушным судам не только государства регистрации, но и государства эксплуатанта, это государство будет осуществлять договорные отношения, касающиеся эксплуатации этого аппарата, с другими государствами.
34. Правовое регулирование
Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т. е. осуществления международных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей границы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностранных воздушных судов и их экипажей административную, уголовную юрисдикцию, реализует нормы, регулирующие международные полеты.
Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные. Регулярные осуществляются назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения или двустороннего соглашения (посл время так и делают).
Чикагская конвенция 1944 г. - законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздушных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляющих международные полеты по установленным государством воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства.
Воздушным судам при следовании от гос границы до пунктов пропуска через гос границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы.
Заключение МД или выдача разрешения требует выполнения условий, содержащихся как в МД, так и в национальных законах. Условия (независимо от категории полета): особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на высотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможенного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных судов; обязательное наличие на борту воздушного судна необходимой документации и т. д.