Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.
Название: Охрана труда. Государственная система управления. Надзор и контроль
Введение
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.
В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"[1], в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[2] И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»[3], вводимого в действие с 1 февраля 2002 г. В настоящий момент идет подготовка к принятию пакета документов регламентирующих проведение сертификации работ по охране труда в Российской федерации, которые позволят сформировать достаточно целостную систему управления и надзора за охраной труда.
В данной работе предполагается
рассмотреть основные элементы государственного
правового регулирования
Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.[4]
В узком смысле охрана труда
представляет собой комплекс мер
по направлениям: правовому, экономическому,
организационно-техническому, лечебно-профилактическому
и т.д. Поэтому в соответствующих
вузах изучают и
Но лишь охрана труда в
широком ее понятии способна обеспечить
здоровые и безопасные условия труда.
Если хотя бы какой-то ее компонент (то
есть охрана труда в узком понятии)
не обеспечивается должным образом,
то и вся охрана труда плохо
обеспечена. Так, если станки, оборудование,
инструмент, машины (технический компонент)
не соответствуют требованиям
В дореформенный период, начиная
с 1933 года, охраной труда от имени
государства управляли
С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).
После вступления в силу закона
от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны
труда в Российской Федерации», Минтруд
России подготовил с учетом результатов
практики и представил в Правительство
РФ общую концепцию системы
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,
профессиональной
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государственные нормативные требования охраны труда.
«Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности….»[5]
Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.
В соответствии с Законом
об основах охраны труда и в
целях введения единых государственных
нормативных требований в сфере
охраны труда Правительство РФ приняло
постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных
правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда»[6].
В данном документе констатируется,
что в России сложилась система
нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные
В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.
Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.
При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.[7]
На основе государственных
нормативных требований охраны труда
и соответствующих нормативных
правовых актов субъектов федерации
организации разрабатывают и
утверждают на уровне локальных нормативных
актов все необходимые
Минтруд РФ обязан обеспечить
формирование банка данных утвержденных
государственных нормативных
Структура системы управления охраной труда в Российской федерации.
С нашей точки зрения наиболее
соответствует действительности концепция
определения современной
Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.
Данную подсистему представляют
Министерство труда и социального
развития РФ как орган, ведающий вопросами
охраны труда, и Межведомственная комиссия
по охране труда, утверждаемая Правительством
РФ. Задачи и функции Минтруда России
и Межведомственной комиссии в области
государственного управления охраной
труда предусмотрены в
Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении [9]о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.
На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд:
осуществляет государственное
управление охраной труда, координирует
работу федеральных органов
разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
разрабатывает межотраслевые
правила и организационно-
разрабатывает предложения
по совершенствованию механизма
экономической
осуществляет организационно-
организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;
Информация о работе Государственное управление охраной труда